Регламентирование государственных услуг

1550
Бюджетный кодекс РФ (далее – Бюджетный кодекс) в редакции Федерального закона от 26.04.07 № 63-ФЗ отражает тесную взаимосвязь между государственной (муниципальной) услугой и государственным заданием. Особенности этого тандема хорошо прослеживаются на примере административного регламента, утвержденного Минэкономразвития России одним из первых после принятия поправок в Бюджетный кодекс.

Правовые основы

Впервые обязанность разработки административныхрегламентов предоставления государственных услуг была вменена п. 1.20 Типовогорегламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти,утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.07.05 № 452. А с 29 ноября2005 г. начал действовать Порядок разработки и утверждения административных регламентовисполнения государственных функций и административных регламентовпредоставления государственных услуг, утвержденный постановлением ПравительстваРФ от 11.11.05 № 679 (далее - Постановление № 679).

За прошедшее время было утверждено немало регламентов.С ними можно ознакомиться в любой информационно-справочной системе, открывтекст Постановления № 679 и применив функцию отображения связей междунормативны­ми документами. Административные регламенты, принятые нарегиональном уровне, размещены, как правило, в разделах "Административнаяреформа" на официальных сайтах регионов РФ. Реквизиты некоторых из этихрегламентов упоминаются в примерах к настоящей статье.

И все же, несмотря на то что государство уже нескольколет рассматривается как "поставщик услуг", четкого определения самойгосударственной услуги до принятия новой редакции Бюджетного кодекса несуществовало. Перечень государственных услуг можно было обнаружить приопределенных усилиях в нормативных документах, принятых во исполнение УказаПрезидента от 09.03.04 № 314 "О системе и структуре федеральных органовисполнительной власти", которым все существующие федеральные органыисполнительной власти были преобразованы в федеральные министерства,федеральные службы и федеральные агентства.

Отметим, что в целях реализации Концепцииадминистративной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 гг. и плана мероприятийпо проведению административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 гг.,одобренных распоряжением Правительства РФ от 25.10.05 № 1789-р, регионы ведутактивную подготовку Сводных реестров государственных услуг. При этом трактовкаими понятия государственной услуги до сих пор оставалась очень расплывчатой.

Порядок формирования и ведения сводного реестра государственных услуг Ростовской области утвержден 7 марта 2007 г. В нем дано такое определение: “Государственная услуга представляет собой нормативно установленный способ обеспечения прав и свобод, а также законных интересов граждан и организаций, осуществляемый посредством взаимодействия физического или юридического лица (потребителя услуги) с органом исполнительной власти и (или) государственной организацией”.

На сегодняшний день затруднено не только получениезаинтересованными пользователями исчерпывающей информации о перечнегосударственных услуг. В административных регламентах не всегда можно найтиответы на интересующие пользователя вопросы, в частности:

  • каким образом предоставляется государственная услуга;
  • как оценивается качество результата оказанной услуги;
  • кто является ее исполнителем;
  • где находится местоположение оказания услуги;
  • каковы мотивы разработки регламента.

Содержание административных регламентов

Рассмотрим приказ Минэкономразвития России от 26.04.07№ 147 «Об административном регламенте предоставления Федеральным агентствомкадастра объектов недвижимости государственной услуги "Предоставлениезаинтересованным лицам сведений об объектах капитального строительства"»(далее - Регламент).

Общие положения

Наименование государственной услуги

Наименование государственной услуги в Регламентесоответствует подп. 5.4.7 Положения о Федеральном агентстве кадастра объектовнедвижимости, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19.08.04 № 418.То, что Регламент утвержден именно Минэкономразвития России, обусловлено подп."б" п. 2 постановления Правительства РФ от 10.09.04 № 477 (ред. от19.03.05; далее - Постановление № 477).

Предоставление заинтересованным лицам сведений обобъектах капитального строительства должно быть указано в государственномзадании организаций (органов), аккредитованных Федеральным агентством кадастраобъектов недвижимости и предоставляющих названную государственную услугу.

Согласно п. 14 Постановления №679 в соответствующем подразделе раздела "Общие положения"достаточноуказать только наименование государственной услуги. Однако в некоторыхрегионах считают целесообразным увеличить объем информации.

Раздел "Наименование государственной услуги"административного регламента предоставления государственной услуги поорганизации и проведению государственной экспертизы проектов документовтерриториального планирования, проектной документации и результатов инженерных изысканий,утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 29.01.07 №27, дополнен следующей информацией:

  • мотивы разработки регламента (повышение качестваисполнения и доступности результатов государственной услуги, созданиекомфортных условий для участников отношений);
  • на какие земельные участки распространяется регламент;
  • разновидности предоставления государственной услуги.

Информацию о классификации сведений об объектахкапитального строительства Минэкономразвития России сочло возможным разместитьв разделе, посвященном требованиям к порядку предоставления государственнойуслуги.

Нормативно-правовое регулирование предоставления госуслуги

Как правило, региональные разработчики указывают в этом подразделе Конституцию РФ, один или несколько кодексов и постановлений Правительства РФ (субъекта РФ), в лучшем случае добавляя “иные нормативные правовые акты”. Рассматриваемый нами Регламент – пример того, что перечень НПА нужно приводить без сокращений. В частности, Минэкономразвития упоминает даже Постановление № 679. Сформировать подробный перечень можно с помощью функции отображения связей между документами в одной из информационно-справочных систем.

Ссылка на нормативный правовой акт должна содержать не только его реквизиты, но и упоминание источника официального опубликования (обязательно указан в информационно-справочных системах).

Органы, предоставляющие госуслугу

Несмотря на то что в любых вариантах названияподраздела упоминаются только органы, предоставляющие услуги, в нем должныбыть указаны все участвующие в оказании таких услуг государственные имуниципальные органы испол­нительной власти и организации (учреждения).Рассматриваемый Регламент краток: в нем упомянуты Роснедвижимость и еетерриториальные органы (без конкретной расшифровки).

Такая структура обусловлена наличием в РегламентеПриложения 2 "Справочник территориальных органов Роснедвижимости"(далее - Приложение 2), в котором указаны:

  • наименование территориального органа и его официальныйсайт;
  • контакты (адрес, телефон, факс, электронная почта).

Общий график работы указан всоответствующем подразделе раздела "Требования к порядку предоставлениягосударственной услуги".

Требования к порядку предоставления государственной услуги

Специфика предоставляемой государственной услугипотребовала, как и в предыдущем разделе, расширить информационное поле, рамкикоторого заданы Постановлением № 679. Так, в порядок информирования огосударственной услуге входят подразделы, характеризующие:

  • пакет документов, необходимых для предоставлениягосударственной услуги;
  • порядок получения информации о процедуре предоставлениягосударственной услуги.

Подразделы,регламентирующие поведение госслужащих и комфортность условий ожиданиярезультатов государственной услуги, могут показаться излишними, так какдублируют положения других регламентов. Однако эти подразделы упоминаются вМетодических рекомендациях, разработанных в соответствии с п. 2 Постановления №679 (далее - Методические рекомендации).

Порядок информирования о госуслуге

Круг физических и юридических лиц, потребляющихгосударственные услуги, может быть ограничен различными нормативно-правовымиактами. Например, в отношении сведений об объектах капитального строительства -это п. 16 постановления Правительства РФ от 04.12.00 № 921. Именно поэтомупорядок информирования в Регламенте открывают категории заинтересованных лиц,которые могут быть потребителями государственной услуги.

Чтобы потребителям государственной услуги не пришлосьдоказывать свое право на ее получение, некоторые региональные разработчикисоставляют регламенты очень подробно.

В административном регламенте государственной услуги по предоставлению государственного имущества в аренду, утвержденном постановлением администрации Липецкой области от 23 апреля 2007 г. № 55, указано, что потребителями результатов предоставления государственной услуги могут являться:

  • граждане Российской Федерации;
  • иностранные граждане;
  • российские и иностранные юридические лица.

Не менее подробный список – для представителей, имеющих право действовать от имени физических и юридических лиц.

Конечный результат

В Регламенте представлен лучший вариант описанияконечного результата предоставления государственной услуги - ссылка на стандартизированныебланки документов, которыми этот результат оформляется.

Общую положительную оценку административного регламента по предоставлению государственной услуги по оказанию гражданам консультативной помощи в сфере социального обслуживания, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области от 28.12.06 № 396, портит определение результата от предоставления государственной услуги. В регламенте не расшифровывается, что следует понимать под получением “гражданином ответа по существу поставленных вопросов”. Учитывая, что в регламенте не упомянуты параметры качества, следует признать, что его текст не соответствует бюджетному законодательству.

Сведения о местах нахождения и графиках работы

Контакты с органами, предоставляющими государственную услугу, как уже упоминалось, приведены в Приложении 6 к Регламенту. Тем не менее Минэкономразвития России не посчитало лишним отчасти продублировать информацию в расшифровке способов получения сведений о том, где и когда предоставляется государственная услуга.

Условия и сроки предоставления государственной услуги

В этом подразделе указаны точные временные сроки (вднях или минутах) по следующим параметрам:

  • сроки предоставления сведений или отказа в выдаче;
  • время ожидания приема;
  • продолжительность приема;
  • подготовка уведомления об исправлении сведений.

Заметим, что время от времени в некоторых регионахприходится вносить изменения в сроки предоставления государственных услуг.

Распоряжением губернатора Ульяновской области от 10.10.05 № 993-р приведены в соответствие с федеральным и региональным законодательством сроки предоставления государственных услуг и отдано указание внести соответствующие изменения в административные регламенты.

Основания для отказа

Этот блок разделен на два подраздела:

  • основания для отказа в приеме заявления;
  • основания для отказа в предоставлении сведений.

На основании п. 15 Постановления № 679 можно сформировать общий подраздел “Перечень оснований…”. Наглядный пример можно найти в приказе Минздравсоцразвития России от 03.07.06 № 513.

Оплата за предоставление госуслуги

Зачастую этот подраздел появляется в административных регламентах, если только государственная услуга относится к платным. Минэкономразвития России в этом разделе не только устанавливает, что услуга бесплатная, но и отмечает, что результаты высылаются почтой, если в заявлении указан такой способ получения.

Общий раздел административного регламента по предоставлению государственной услуги “Предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в органах местного самоуправления”, утвержденного постановлением администрации Тамбовской области от 19.04.07, заканчивается п. 1.5: “Предоставление государственной услуги осуществляется бесплатно”, тогда как эти сведения относятся к другим положениям раздела “Требования к предоставлению государственной услуги”.

Административные процедуры

Раздел состоит из двух подразделов, характеризующих:

  • последовательность действий (должен содержать 6 обязательных элементов);
  • порядок обжалования (дляпотребителя результатов государственной услуги).

Рассмотрим наиболее типичные ошибки.

Практически всегда характеристика административныхпроцедур начинается с их перечня (в некоторых случаях перечень преобразуют вблок-схему, выделенную в отдельное приложение).

Иногда в этом перечне отсутствует главное - заявлениеот потребителя результатов государственной услуги. Так случилось вНижегородской области (реквизиты административного регламента указаны вовтором примере). В Регламенте же рассмотрены два варианта представлениядокументов заявителем: лично и по почте. Нужную информацию приходится"вылавливать" сразу из двух разделов Регламента.

Нижегородцам стоит перенять и четкость изложения такихположений Регламента, как:

  • проверка представленныхзаявителями документов;
  • принятие решения о предоставлениигосударственной услуги;
  • выдача результатовпредоставления государственной услуги (лично или по почте);
  • хранение документов (копийдокументов), предоставленных заявителем.

Отсутствие упоминания в Регламенте должностного лица,ответственного за выполнение действий, объясняется наличием Приложения 6. Длянижегородского регламента такое упущение - большой минус.

В то же время в Регламенте не указан максимальный сроквыполнения действий (напомню, что общие сроки указаны в соответствующемподразделе раздела II), в то время как нижегородцы определили срок в 30 дней,не определив, к сожалению, с какого момента начинается исчисление течениясрока.

Обжалование в регламентах рассматривается толькодосудебное. Помимо обязательных реквизитов жалобы, самая примечательная фразаиз Регламента звучит так: "Письменная жалоба должна быть написанаразборчивым почерком, не содержать нецензурных выражений". В подразделе,посвященном обжалованию, необходимо оговорить сроки рассмотрения жалобы.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Часто ли к Вам приходит учредитель с проверкой и находит ошибки в учете ОС?

  • Приходит редко и не находит ошибок 100%
  • Приходит часто и находит ошибки от 1 до 5 0%
  • Приходит часто и находит ошибки свыше 5 0%
результаты

Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль