Заказчики и поставщики: правила хорошего тона

4371
Федеральный закон от 21.07.05 № 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон № 94-ФЗ) действует уже второй год. Положения этого закона оказали существенное влияние на хозяйственную деятельность не только государственных и муниципальных бюджетных учреждений, выступающих в роли заказчиков, но и поставщиков товаров, работ, услуг. Законом № 94-ФЗ установлены достаточно четкие правила взаимоотношений заказчиков и поставщиков при прохождении процедур размещения заказов. Эти правила заставляют выстраивать отношения между заказчиками и поставщиками по-новому, особенно на подготовительном этапе.

Трудности “переходного” периода

За многие годы у большинства бюджетных учрежденийсформировались партнерские и доверительные отношения с определеннымипоставщиками и подрядчиками. Однако Закон № 94-ФЗ свел на нет все устоявшиесяделовые контакты. И теперь давние и проверенные партнеры вынуждены на равныхучаствовать в процедурах размещения заказа с неизвестными и"новоиспеченными" поставщиками и подрядчиками.

В результате всегда есть определенный риск, что поитогам процедуры размещения заказа учреждению придется заключать контракт с сомнительнымпоставщиком. А это значит, что заказчик не может быть уверен в том, чтоконтракт будет исполнен в полном объеме, качественно и в срок. При этомотметим, что финансовое обеспечение обязательств по исполнению государственныхи муниципальных контрактов бесспорно повышает ответственность поставщиков иподрядчиков, но не гарантирует стопроцентного выполнения ими обязательств поконтрактам.

Кроме того, все процедуры размещения заказа требуютзначительных затрат времени. При этом заказчик не может быть уверен, что вообщеобъявятся поставщики и подрядчики, которые будут участвовать в размещениизаказа, и контракт будет заключен. Нередки случаи, когда закупка несостоялась, поскольку ни один поставщик или подрядчик не проявил интерес, тоесть не подал заявку на участие в конкурсе или аукционе. Тогда заказчикуприходится начинать все сначала...

Отметим, что подготовка документации для проведенияпроцедур размещения заказа, в частности технического задания по предметузакупки, требует определенной подготовки и специальных знаний. Далеко не всегдау заказчиков есть специалисты подходящего профиля, которые способны правильносформировать начальную цену контракта, составить техническое задание,соответствующее закону и позволяющее закупить именно тот товар, которыйнеобходим.

Столкнувшись с подобными трудностями, многие заказчикиидут на всевозможные ухищрения и даже на нарушения законодательства оразмещении заказов, лишь бы заключить контракт с "нужным" поставщикомили подрядчиком. Тем не менее многих трудностей можно избежать.

“Точка отсчета”

Обратим внимание, что "точкой отсчета" любойпроцедуры размещения заказа является момент опубликования извещения опроведении конкурса, аукциона или запроса котировок в официальном печатномиздании, а также его размещения на официальном сайте.

До этого все поставщики или подрядчики являются потенциальными"заинтересованными лицами", как об этом сказано в ст. 23 Закона №94-ФЗ. Как только "заинтересованное лицо", то есть поставщик илиподрядчик, после опубликования или размещения на сайте извещения подалзаявление о предоставлении ему конкурсной или аукционной документации, он сразуже становится участником размещения заказа.

Отметим, что в соответствии с ч. 3 ст. 23 Закона №94-ФЗ заказчику запрещено предоставлять документацию о конкурсе или аукционе доопубликования и размещения на официальном сайте извещения.

В свою очередь, при проведении запроса котировокучастником размещения заказов становится любое заинтересованное лицо,направившее котировочную заявку заказчику (ч. 1 ст. 46 Закона № 94-ФЗ).

Законом № 94-ФЗ жестко регламентируются отношения между участниками размещения заказа и заказчиком. Однако общение заказчика с “заинтересованными лицами” никак не ограничивается.

Что участникам нельзя, но очень хочется…

Вводя ограничения на общение заказчика с участникамиразмещения заказа, законодатель, очевидно, стремился обеспечить объективныйвыбор победителя при размещении заказа и предотвратить коррупцию средичиновников.

При проведении как конкурса (ч. 6 ст. 20 Закона №94-ФЗ), так и аукциона (ч. 6 ст. 32 Закона № 94-ФЗ) не допускаются какие-либопереговоры заказчика, уполномоченного органа, специализированной организацииили конкурсной комиссии с участником размещения. В случае нарушенияуказанного требования конкурс либо аукцион могут быть признанынедействительными по иску заинтересованного лица в порядке, предусмотренномзаконодательством РФ.

В свою очередь, при проведении запроса котировокзаконодателем запрещены переговоры заказчика и участника только в отношенииподанной участником размещения заказа котировочной заявки (ч. 4 ст. 46 Закона №94-ФЗ). Какие-либо санкции при нарушении этой нормы Законом № 94-ФЗ неустановлены.

Кроме того, за исключением определенных случаев, законне допускает включения в конкурсную и аукционную документацию таких требованийк участнику размещения заказа, как квалификация участника размещения заказа,наличие опыта подобных поставок, деловая репутация, наличия производственныхмощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов,необходимых для выполнения государственного или муниципального контракта (ч.2.1 ст. 22, ч. 2.1 ст. 34 Закона № 94-ФЗ с изменениями, внесенными Федеральнымзаконом от 20.04.07 № 53-ФЗ).

Заказчикам и участникам следует быть весьма аккуратными и соблюдать требования закона. Поскольку, в случае признания размещения заказа недействительным, заказчику придется потерять немало времени на проведение процедур заново. Особенно осторожным следует быть в конце отчетного года, когда потери времени могут сделать размещение заказа невозможным.

Что участникам можно…

При внимательном прочтении Закона № 94-ФЗ рекомендуемобратить внимание на то, что запрет наложен на ведение переговоров, но не наобмен письменными документами. Это значит, что заказчик и поставщик могутобмениваться вопросами и ответами в виде писем, что отражено в ст. 24 и ч. 8ст. 34 Закона № 94-ФЗ. Согласно этим статьям участники размещения заказа имеютправо обратиться к заказчику за разъяснением положений конкурсной и аукционнойдокументации, а заказчик обязан ответить на такие запросы (без указания сведенийоб участниках) и свои ответы разместить на официальном сайте.

Такое взаимодействие может оказаться очень полезным идля участника размещения заказа, и для заказчика. Первый может уточнитьнеясные для себя вопросы и составить заявку, наиболее полно отвечающуюзапросам заказчика. Второй же имеет возможность, отвечая на вопросы участников,исправить возможные неточности, допущенные при формировании документации попроцедурам размещения заказа.

О пользе общения заказчика с заинтересованными лицами

Как уже отмечалось выше, Закон № 94-ФЗ жесткорегламентирует отношения заказчика и участников размещения заказов, но общениезаказчика с заинтересованными лицами, то есть поставщиками и подрядчиками дотого момента, как они станут участниками размещения заказов, ничем неограничивается.

По мнению автора, грамотно выстроенные отношениязаказчика с заинтересованными поставщиками и подрядчиками могут стать залогомэффективного использования бюджетных средств.

Обратите внимание на то, что для обеспечения своейнормальной деятельности бюджетное учреждение должно сформировать план закупокна очередной год. Лучше всего это сделать в третьем или четвертом кварталепредшествующего отчетного года.

Иначе говоря, в конце года каждый заказчик долженвыяснить, что потребуется ему в течение следующего года, изучить рынок иопределить, что, в каком количестве и на какую сумму он будет закупать вследующем году. При необходимости в первом квартале наступившего года можнопровести уточнение всех закупок в соответствии с утвержденными сметами идоведенными заданиями.

Таким образом, значительная часть работы по подготовкек размещению заказа, а именно выявление потребности и изучение рынка, должнабыть проделана заказчиком в преддверии наступающего года. При этомвзаимодействие с потенциальными поставщиками и подрядчиками по определениюцены закупок, объемов и сроков поставок, в основном должно происходить именнов этот период. Кроме того, в это же время заказчик может воспользоватьсяпомощью заинтересованных лиц для более точного определения характеристикзакупаемого товара, предполагаемых работ и услуг.

Отметим, что Закон № 94-ФЗ дает возможность заказчикамв случае затруднения в формировании технического задания на конкурс сообщать освоей заинтересованности в проведении конкурса (ч. 5 ст. 20). Заинтересованныелица могут представить заказчику свои предложения о технических,технологических и качественных характеристиках работ. Заказчик может учитыватьпредставленные предложения при определении предмета конкурса. Однакопредставление таких сведений не дает возможности заказчику дать какие-либопреимущества лицам, их предоставившим. В то же время, если заказчик учитываетпредложения заинтересованных лиц при формировании технического задания на конкурс,то это дает потенциальному участнику размещения заказа неявное и небольшое, нопреимущество.

В настоящее время размещение сообщения о своейзаинтересованности не очень популярно среди учреждений-заказчиков, что вполнеобъяснимо. Ведь это влечет за собой дополнительные траты денег и самое главное- времени.

Но пренебрегать возможностью сообщения озаинтересованности в проведении закупки не стоит - это еще одна возможностьдля заказчика привлечь внимание поставщиков к закупкам. Заинтересованный вполучении государственного или муниципального заказа участник, в свою очередь,может активно содействовать заказчику, направляя информацию о производимыхтоварах, работах и услугах.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль