Федеральные целевые программы: цели и пути реализации

24015
В настоящее время государство выделяет огромные бюджетные средства на реализацию тех или иных целевых программ, которые призваны решить важнейшие задачи по улучшению демографической ситуации, по совершенствованию системы здравоохранения, по обеспечению жильем отдельных категорий граждан и т. п. Сегодня мы говорим о федеральных целевых программах предполагая, что нашим читателям будут интересны как проблемы формирования этих программ, так и порядок их реализации и контроля.

Немного из истории целевых программ

Слово "программа", если верить словарям,означает комплекс мероприятий по реализации одной или нескольких целей иподцелей развития хозяйства, упорядоченных в виде "дерева целей"(увязывает цели с ресурсами).

В экономике и управлении государством для достиженияважнейших целей применяется программно-целевой метод, что в первую очередьсвязано с интенсивным использованием методов системного анализа.

В СССР первой масштабной целевой программой такого родаможно считать план ГОЭЛРО (государственной комиссии по электрификации России),разработанный в 1920 г. на основе указаний В. И. Ленина. Первые же упоминанияо собственно целевых программах встречаются в решениях XXIV съезда КПСС (1971г.), утверждающих "целостную концепцию качественной перестройки плановогоруководства хозяйством, отвечающую требованиям современного уровнявысокоразвитой советской экономики, ускорения научно-технического прогресса".

Кроме того, программно-целевой метод активноиспользовался в СССР на стадиях перспективного и текущего планирования ипроектирования. Советскими экономистами была проделана большая работа повыработке критериев экономической эффективности капитальных вложений, что быловесьма существенно в процессе управления комплексными целевыми программамиразвития экономики народного хозяйства. В рамках централизованногопланирования оп­ределялась очередность решения задач хозяйственного развития,поэтапного развертывания целевых программ.

На новом историческом этапе развития российскогогосударства "первой ласточкой" по применению программно-целевогометода стало постановление Правительства РФ от 26.06.95 № 594 «О реализацииФедерального закона "О поставках продукции для федеральныхгосударственных нужд"». В рамках этого нормативного акта целевая программапредставляла собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществлениякомплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных,социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий,обеспечивающих эффективное решение системных проблем в областигосударственного, экономического, экологического, социального и культурногоразвития Российской Федерации, являющийся одним из важнейших средствреализации структурной политики государства, активного воздействия на егосоциально-экономическое развитие.

В настоящее время для решения конкретных задач целевыепрограммы получили распространение не только на федеральном, но и нарегиональном уровне, а также внутри ведомств. Поэтому, приступая к работе врамках той или иной программы, руководителю следует ознакомиться со статусомпрограммы (федеральная, региональная, муниципальная или ведомственная).

Количество различных целевых программ с учетом регионови ведомств огромно. Поэтому ниже пойдет речь только о федеральных целевыхпрограммах (далее - ФЦП).

Как появляются ФЦП

В соответствии со ст. 13 Федерального конституционногозакона от 17.12.97 № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации"именно на правительство, как на высший орган исполнительной власти, возложеныобязанности по формированию и обеспечению реализации федеральных целевыхпрограмм.

По моему мнению, определенные законом полномочияПравительства РФ распространяются только на мероприятия по формированию программыи конкретизации ее целей. Другими словами, правительство подводит итог всейпредварительно проведенной работе и затем в форме постановления утверждает"паспорт" федеральной целевой программы, где содержатся ее основныехарактеристики.

Очевидно, что до принятия правительством той или инойФЦП министерства, федеральные агентства и службы разрабатывают эти программы"от идеи" до способов их претворения в жизнь. На этом этапе"зарождения" программ разрабатываются:

  • проекты "вертикальных" (то есть поведомственной принадлежности) нор­мативных актов, в которых указываетсяперечень должностных лиц и круг их обязанностей по участию в формировании иреализации ФЦП;
  • регламентирующие схемы направления документов,содержащих вопросы по ФЦП;
  • другие организационные мероприятия по подготовке креализации таких программ.

Например, Министерством образования и науки РФ былиподготовлены такие документы, как приказ от 27.07.06 № 195 "Об организациив Минобрнауки России и подведомственных федеральных агентствах работы сфедеральными целевыми программами", приказ от 17.08.05 № 230 "Опорядке работы находящихся в ведении Минобрнауки России федеральных служб,федеральных агентств и наиболее значимых бюджетных учреждений науки и образованияпо подготовке предложений по формированию объемов государственных капитальныхвложений в проект федеральной адресной инвестиционной программы", которыетак или иначе регламентируют работу по подготовке и разработке мероприятий поцелевым программам.

В свою очередь, Министерством регионального развития РФсовместно с Росстроем с целью разрешения проблем в жилищной сфере былразработан проект ФЦП "Жилище"

А Федеральное казначейство разрабатывает ФЦП с цельювведения электрон­ного документооборота с главными распорядителями,распорядителями и получателями средств федерального бюджета. В дальнейшемпрограмма рассматривается Министерством финансов РФ и потом наряду сбюджетными целевыми программами других федеральных органов власти принимаетучастие в конкурсном распределении бюджетных ассигнований.

Целевые программы, а также отдельные мероприятия в ихрамках могут разрабатываться и несколькими ведомствами совместно. Здесьследует отметить, что конфликтные ситуации и непонимание, связанные с взаимодействиеммежду потенциальными участниками ФЦП, встречаются еще на этапе формирования ееконцепции.

Так, когда создавалась Федеральная целевая программаразвития судебной системы России, специалисты Минюста предпринимали попытки повключению в нее подпрограммы по совершенствованию службы судебных приставов,что, к сожалению, не нашло поддержки у разработчиков, представлявших интересысудей. Хотя, казалось бы, во многих случаях без четко организованной службыприставов добиться исполнения судебных решений невозможно. Для специалистовМинюста это было очевидно. Однако их предложения при принятии правительствомэтой ФЦП учтены не были. И только спустя некоторое время и лишь благодаряподдержке Президента РФ мнение Минюста в отношении службы судебных приставовбыло принято ко вниманию как в правительстве, так и в Министерстве экономическогоразвития и торговли, которое совместно с Министерством юстицииразработало-таки подпрограмму по развитию и совершенствованию службы судебныхприставов, которая вошла в ФЦП "Развитие судебной системы России" на2007-2011 гг.

В народе говорят: хорошее начало - половина успеха. Тоже можно сказать и в отношении ФЦП, то есть от того, насколько тщательно,учитывая интересы всех потенциальных участников программы, будут продуманы еемероприятия, будет зависеть то, насколько полно и точно будут достигнуты еецели.

Цели ФЦП

Очевиден тот факт, что деятельность всех властныхструктур российского государства должна быть нацелена на реализацию гарантийгражданам, которые установлены Конституцией РФ.

При этом цели государства абсолютно ясны: обеспечениевысокого уровня жизни россиян, создание условий для развития демократическогогражданского общества. Приоритеты у государства могут быть как стратегические,так и более узкие, например:

  • обеспечение доступности и высокого качества медицинскойпомощи, возрождение профилактики заболеваний как традиции российской медицинскойшколы;
  • принятие мер по воспроизводству и вовлечению лесныхресурсов в активный хозяйственный оборот;
  • снижение безработицы и создание активных программзанятости населения.

Именно такие цели назывались Президентом России впоследние годы в его посланиях к Федеральному законодательному собранию. Длядостижения поставленных задач и разрабатываются соответствующие федеральныецелевые программы. Кстати, цели принятия и реализации каждой конкретнойцелевой программы находят отражение и в иных (ранее принятых) нормативныхактах, имеющих более общий характер регламентации взаимоотношений внутри государства.Так, например, согласно Трудовому кодексу РФ в качестве основных направленийгосударственной политики в области охраны труда установлено принятие иреализация соответствующих ФЦП.

Заметим, что при определении конкретных целей любой программыневозможно обойтись без таких категорий, как их измеримость и достижимость.Устанавливаются эти качественные характеристики еще на стадии формирования содержанияФЦП ее разработчиками и в дальнейшем фиксируются в форме "целевыхиндикаторов и показателей программы"

Например, по ФЦП "Культура России" целямипрограммы являются сохранение культурного наследия Российской Федерации,создание условий для сохранения и развития культурного потенциала нации. А вкачестве измеримых индикаторов достижения указанных целей установленыследующие критерии:

  • увеличение количества посещений спектаклей, концертов,представлений, в т. ч. гастрольных и фестивальных;
  • увеличение количества посещений музеев по сравнению спредыдущим годом;
  • доля отреставрированных уникальных и особо ценныхархивных документов в общем объеме подлежащих реставрации документов этойкатегории.

Естественно, что сбор всей информации о достижениипоставленных целей будут производить те главные распорядители средствфедерального бюджета, которые фигурируют в этом процессе как государственныезаказчики и государственные заказчики-координаторы программы. Но представлятьинформацию и в форме отчетов о проделанной работе, и в формате отчетов орасходовании бюджетных средств будут непосредственно те бюджетные учреждения,которые наделены функциями по реализации конкретных мероприятий.

Отметим, что более подробно критерии достижения целейФЦП раскрываются в описательной части программ и подпрограмм. Порядок оценкиэффективности, в частности, излагается в тексте программы, там же приводится ипорядок расчета показателей общественной, коммерческой и бюджетнойэффективности ФЦП.

Вместе с тем нельзя не заметить, что и к целям, и кмероприятиям по исполнению программ проявляется разное отношение фактическихучастников ФЦП и "сторонних" наблюдателей. Одни уверены, чтореализация ФЦП обеспечит качественный рывок в совершенствовании сферобразования, здравоохранения, агропромышленного комплекса и т. п. , поможетдостичь структурных сдвигов в экономике регионов. Другие полагают, чтосерьезного улучшения и качественного преобразования не стоит ожидать,поскольку все социальные ожидания изначально являются завышенными.

Проблемы формирования ФЦП

Как уже отмечалось выше, на начальном этапе, то есть впериод создания программы, проводится исследование многих вопросов: наскольковажна проблема, на решение которой будет направлена программа; следует липрименять для ее решения именно такой способ, как осуществление ФЦП; можно лиформализовать мероприятия настолько, чтобы обеспечить качественный контрольнад соответствием выполняемых операций целевым индикаторам программы.

При позитивном разрешении этих вопросов далееосуществляется концептуальная работа по построению ФЦП. Так, на этаперазработки и утверждения программы формируются показатели, дающие полнуюинформацию о следующем:

  • соответствии решаемой проблемы и целей программыприоритетным за­дачам социально-экономического развития Российской Федерации;
  • целесообразности решения проблемы программно-целевымметодом;
  • характеристике и прогнозе решения проблемы безиспользования программно-целевого метода;
  • возможных вариантах решения проблемы, оценкевозникающих при этом преимуществ и рисков;
  • ориентировочных сроках решения проблемыпрограммно-целевым методом;
  • целях и задачах программы;
  • объемах и источниках финансирования программы в целом;
  • объемах финансирования программы по видам расходов,сроках и этапах ее реализации;
  • предварительной оценке ожидаемой эффективности ирезультативности предлагаемого варианта решения проблемы;
  • механизмах формирования и контроля за реализациеймероприятий программы;
  • управлении реализацией программы.

Кроме того, на этом этапе определяется круггосударственных заказчиков, при­званных в дальнейшем реализовывать все тесистемные мероприятия, которые означены в программном нормативном акте.

Следует также отметить, что уже сейчас можно выявитьпроблему, которая, по мнению автора, будет обостряться и в будущем. Суть еезаключается, в том, что в настоящее время наибольший объем работ по целевымпрограммам необходимо будет осуществлять не столько федеральным структурам,сколько региональным и муниципальным властям и подведомственным имучреждениям. В то же время до сих пор нет четкого решения о порядкепередачи полномочий от федеральных органов исполнительной власти крегиональным.

По мнению автора, такая передача не должна сводитьсялишь к включению региональных и муниципальных структур в механизмосуществления общегосударственных задач. Каждому решению о передаче полномочийдолжно предшествовать четкое обоснование и расчет возможных последствий такогорешения, чтобы бремя федеральных проблем не перекладывалось на региональный имуниципальный уровни.

Другими словами, федеральные целевые программы недолжны являть собой случаи открытого вмешательства в экономическую сферудеятельности органов местного самоуправления. Особенно так, как это было вслучае с Федеральной целевой программой стабилизации и развитияагропромышленного производства в Российской Федерации на 1996-2000 гг." и"Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации(1997-1999 гг.)". Напомним, что при реализации названных ФЦП задачи ифункции, которые изначально обязано выполнять государство, были возложены наорганы местного самоуправления, причем передача полномочий не сопровождаласьпредоставлением финансовых ресурсов на их обеспечение. В результате первостепенноезначение при реализации ФЦП было придано факту переданных полномочий, а вопросыжизнеобеспечения местного населения оказались отодвинутыми на второй план.

Поэтому немаловажным аспектом в установлении этаповпретворения программы является разделение и четкое распределение полномочий поисполнению целевых программ федерального значения между федеральным, региональными местным уровнями власти.

Бюджетная классификация и целевые программы

Напомним, что бюджетные средства в рамках целевыхпрограмм выделяются учреждениям через доведение ассигнований главнымраспорядителем бюджетных средств. Утверждение и доведение объемов бюджетныхассигнований осуществляется в соответствии с функциональной классификациейрасходов бюджетов РФ (далее - функциональная классификация). В 2007 г.действует функциональная классификация, утвержденная приказом Минфина от08.12.06 № 168н.

В свою очередь, функциональная классификацияпредставляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней и отражаетнаправление бюджетных средств на выполнение тех или иных функций и решениесоциально-экономических задач. Код функциональной классификации состоит из 14знаков, в том числе: раздел - 2 знака, подраздел - 2 знака, целевая статья - 7знаков и вид расходов - 3 знака.

Именно целевые статьи обеспечивают привязку бюджетныхассигнований к конкретным направлениям деятельности участников бюджетногопроцесса (в пределах подразделов функциональной классификации). А видырасходов, в свою очередь, детализируют расходы по целевым статьям. Переченьцелевых статей функциональной классификации приведен в приложении 3 к Указаниямо порядке применения бюджетной классификации, а перечень видов расходовсодержится в приложении 4 к этим Указаниям.

В перечне статей целевых расходов функциональнойклассификации можно найти коды, по которым выделяются ассигнования в рамкахфедеральных целевых программ. Так, все действующие в этом году ФЦП приведены вприложении 3 под кодом 100 00 00. Первые три знака - это признак целевойстатьи, вторые два - код федеральной целевой программы, а знаки 6-7 - кодподпрограммы.

Поэтому, чтобы понять, какой правовой статус имеютполученные учреждением бюджетные средства, руководителю следует тщательноизучить коды функциональной классификации, по которым учреждению выделеныассигнования.

Размещение заказов в рамках целевых программ

Напомним, что согласно ст. 3 Федерального закона от21.07.05 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнениеработ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" кгосударственным нуждам относятся:

  • потребности Российской Федерации в товарах, работах,услугах, необходимых для осуществления функций РФ (в т. ч. для реализациифедеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств РФ (вт. ч. для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвуетРФ);
  • потребности субъектов РФ в товарах, работах, услугах,необходимых для осуществления их функций (в т. ч. для реализации региональныхцелевых программ).

Поэтому большинство бюджетных учреждений могут участвоватьв мероприятиях по реализации государственных нужд через федеральные целевыепрограммы - разумеется, если они являются их участниками.

Перечень ФЦП, финансируемых в 2007 г., приведен вприложении 56 к Федеральному закону от 19.12.06 № 238-ФЗ "О федеральномбюджете на 2007 год"

Как уже отмечалось выше, в рамках целевых программбюджетные учреждения должны выполнить определенные задания или получитьустановленные результаты. Для выполнения заданий и достижения результатов врамках целевых программ главный распорядитель может довести бюджетномуучреждению соответствующие лимиты бюджетных обязательств. И уже в пределахдоведенных лимитов учреждение может иметь право размещать заказы на поставкутоваров, выполнение работ, оказание услуг по данной программе. Заметим, чтоучастие учреждения в целевой программе не освобождает его от достиженияосновных целей, на которые выделяются бюджетные ассигнования по смете доходов ирасходов.

Ниже приведен рисунок, в котором наглядно показаннаиболее распростра­ненный в настоящее время вариант вовлечения бюджетныхучреждений в выполнение целевых программ.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 13.12.94 № 60-ФЗ"О поставках продукции для федеральных государственных нужд"государственных заказчиков для организации работы по выполнению ФЦП иобеспечению поставок продукции для федеральных государственных нужд утверждаетПравительство РФ. В настоящее время, когда проводится бюджетная реформа,государственными заказчиками могут быть только главные распорядители бюджетныхсредств, которые далее задействуют те или иные подведомственные учреждения дляреализации программ, то есть передают им свои полномочия государственногозаказчика.

Порядок включения учреждения в целевые программы
и исполнения функций госзаказчика

Кто и как контролирует реализацию ФЦП

За последние годы законодателями сформировананемаленькая библиотека нормативных документов, которые так или иначерегламентируют действия бюджетных учреждений при выполнении целевых программ. Кчислу таких нормативных актов относятся:

  • Бюджетный кодекс РФ от 31.07.98№ 145-ФЗ;
  • Гражданский кодекс РФ от30.11.94 № 51-ФЗ, от 26.01.96 № 14-ФЗ;
  • Федеральный закон от 21.07.05№ 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ,оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;"
  • Федеральный закон от 13.12.94№ 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственныхнужд";
  • Федеральный закон от 02.12.94№ 53-ФЗ "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья ипродовольствия для государственных нужд" ;
  • Федеральный закон от 29.12.94 № 79-ФЗ "О государственномматериальном резерве";
  • Федеральный закон от 27.12.95 № 213-ФЗ "Огосударственном оборонном заказе";
  • Федеральный закон от 27.07.06 № 149-ФЗ "Обинформации, информационных технологиях и о защите информации";
  • Федеральный закон от 10.01.02 № 1-ФЗ "Обэлектронной цифровой подписи".

Кроме того, в этом году ход выполнения отдельныхцелевых программ регламентируется Федеральным законом от 19.12.06 № 238-ФЗ"О федеральном бюджете на 2007 год" А для каждой ФЦП существуетмасса других нормативных документов, регулирующих те или иные мероприятия поее реализации.

Бесспорно, руководителю учреждения весьма важно знатьположения указанных нормативных актов, чтобы грамотно выстраивать своеповедение в отношении контрольных органов, курирующих ход выполнения целевыхпрограмм.

В свою очередь, контроль за исполнением соответствующейФЦП осуществляет государственный заказчик, являющийся координатором программы.Это может быть один из главных распорядителей средств федерального бюджета, атакже другой орган, установленный данной программой или государственным заказчиком-координатором.

Контрольные функции осуществляют Министерствоэкономического развития и торговли РФ и другие федеральные органыисполнительной власти в соответствии с их компетенцией, как правило,включенные в состав госзаказчиков программы.

Основным видом отчетности о ходе выполнения ФЦПявляется ежеквартальное федеральное государственное статистическое наблюдениепо утвержденным формам. Для проведения анализа хода реализации и осуществлениямониторинга программных мероприятий государственные заказчики подпрограммпредставляют отчетность о ходе их реализации госзаказчику-координатору всоответствии с порядком, им установленным.

За непредставление в установленный срок государственной статистической отчетности должностные лица государственных заказчиков подпрограмм несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ.

В свою очередь, государственный заказчик-координаторнаправляет ежегодно в Минэкономразвития доклады о ходе работ по реализации ФЦПи эффективности использования финансовых средств.

Отметим, что при осуществлении контроля возникаетмножество вопросов и проблем. Одной из таких проблем является:

  • отсутствие взаимоувязки положений нормативных актов какразличного уровня, так и регламентирующих взаимосвязанные, но не идентичные сферыправоотношений;
  • различное определение одного и того же термина взаконах субъектов РФ в связи с отсутствием в федеральном законодательстверасшифровки того или иного понятия.

Например, постановлением Правительства РФ от 21.03.07 №172 утверждена Федеральная целевая программа "Дети России" на2001-2007 годы, включающая в себя, в частности, подпрограмму "Одаренныедети". Однако федеральные структуры, предусмотрев в порядке нормотворчестваперечень мероприятий, составляющих подпрограмму, таких, как строительство иреконструкция образовательных учреждений, разработка и апробация программдистанционного обучения, проведение всероссийских мероприятий, научнопрактических конференций и семинаров и пр., не установили определение тех, воблаго кого будут совершаться все эти действия. То есть в законодательствеотсутствует определение термина "одаренные дети", а указано толькото, что одаренными являются дети, проявившие незаурядные способности винтеллектуальной и творческой деятельности, выявление которых должнопроисходить в рамках реализации программы.

Поэтому трактовка понятия "одаренные дети"осуществляется в нормативных актах различных субъектов по-разному. В одномслучае "одаренность" ребенка определяется только лишь его природнымизадатками, во втором - одаренность обуславливается также и результатамиразвития ребенка в процессе обучения, воспитания. А разное толкование понятия"одаренность" сказывается на выявлении количества неординарных детей,что, в свою очередь, обуславливает возможность получения ими государственнойподдержки.

Зачастую контролирующими органами при проведениипроверок указывается на формальный характер применяемых методовпрограммно-целевого планирования, в т. ч. при разработке и реализациифедеральных целевых программ. При этом такой формальный подход к выполнениючиновниками задач, поставленных государством, является следствием различногорода правонарушений среди должностных лиц.

Так, прокуратурой Чеченской Республики был задержанначальник государственного учреждения "Дирекция по строительству ивосстановлению производственных, социально-бытовых и жилищно-коммунальныхобъектов Чеченской Республики". Он подозревался в растрате, совершенной сиспользованием служебного положения, вверенных ему бюджетных средств в суммеболее 182 млн руб., выделенных из федерального бюджета на закупкусборнощитовых домов для пострадавших от паводка.

Комиссией Челябинского управления Федеральнойантимонопольной службы были выявлены нарушения, совершенные Министерствомобразования и науки Челябинской области при поставке компьютеров и автомобилейна средства, выделяемые в рамках реализации национального проекта"Образование"

Прокуратурой Калининградской области установлено, что внарушение условий получения средств целевой программы "Развитиеобразования Калининградской области на 2002-2005 годы" незаконноизрасходованы целевые бюджетные средства на оплату договоров, заключенных ссубподрядчиками и генподрядными организациями, за выполнениестроительно-монтажных работ в здании Калининградского областного институтаповышения квалификации и подготовки работников образования. Однако денежныесредства были выделены на создание коммуникационной инфраструктуры системыобразования Калининградской области.

Министерством сельского хозяйства Самарской области в нарушение постановленияПравительства РФ от 04.02.06 № 71 предоставлена субвенция из федеральногобюджета сельскохозяйственному потребительско-снабженческому сбытовомукооперативу, при этом у кооператива была задолженность по налоговым платежам.

В рамках Федеральной целевой программы "Социальноеразвитие села до 2010 года" прокуратурой Республики Башкортостан проведенапроверка исполнения законодательства, касающегося улучшения жилищных условийграждан, проживающих в сельской местности. Установлено, что Министерствомсельского хозяйства республики и органами местного самоуправления в 2006 г. допущены грубые нарушения правилпредоставления субсидий. В результате в списки участников были включены лица,не соответствующие требованиям программы. Им из федерального бюджета выплаченысубсидии на сумму почти 3 млн 680 тыс. руб. Одной из причин незаконных выплатявляется то, что органы местногосамоуправления не проверяют правильность оформления документов и достоверностьсодержащихся в них сведений. Так, вБижбулякском районе республики выявлено пять фактов незаконного получениясубсидий и льготных денежных займов. В ходе проверки установлено, что местныежители представили заведомо подложные документы о своем месте работы, наосновании чего были включены в список участников программы. На счета этих лициз федерального бюджета перечислены безвозмездные субсидии на сумму более 573тыс. руб., а также льготные целевыеденежные займы из бюджета республики на сумму свыше 737 тыс. руб.

Поэтому, как показывает практика, никакие благиенамерения государства не могут быть реализованы до тех пор, пока чиновники, атакже сами граждане не станут относиться к целевым программампо-государственному, то есть серьезнои ответственно. В свою очередь, отметим, что механизмы реализации многих ФЦПдалеки от совершенства.

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Школа Главбуха госучреждения

Профстандарт
«Бухгалтер»

Начать обучение!

Опрос

Чем Вы руководствовались при выборе программы для сдачи отчетности через интернет?

  • Рекламой в СМИ и интернете 27.03%
  • Рекомендациями коллег 32.43%
  • Программу выбрало руководство учреждения 10.81%
  • Программа приобреталась централизовано без учета мнения бухгалтера учреждения 29.73%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-58476 от 04.07.2014.


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь и продолжите читать эту статью! Это бесплатно и займет всего минуту!

Вы сможете бесплатно продолжить чтение этого материала, а также получите доступ к сервисам на сайте для зарегистрированных пользователей:

  • Самые свежие новости бюджетного учета
  • Полезные подборки статей об изменениях в 2016 году
  • Сервис по составлению учетной политике на 2016 год
  • Обучение в Школе Главбуха государственного учреждения

Внимание! После регистрации мы пришлем Вам в подарок запись вебинара Наталии Гусевой "Как избежать санкций за нецелевое использование средств"

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
 
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль