Основные изменения в Законе о размещении заказов

1692
Весь 2006 г. активно обсуждался Федеральный закон от 21.07.05 № 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон о размещении заказов, Закон). И это закономерно, поскольку многие его нормы были сформулированы таким образом, что допускали возможность неоднозначного трактования, а порой и явно противоречили друг другу.

Федеральный закон от 20.04.07 № 53-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 53-ФЗ) подвел первый итог всех обсуждений и споров вокруг размещения заказов. Конечно, вряд ли с принятием Закона № 53-ФЗ будут сняты все вопросы по размещению заказов. Тем не менее многие нормы получили более четкую формулировку, устраняющую неоднозначность трактования тех или иных определений.

Цель этой статьи – не анализ плюсов и минусов Закона с учетом внесенных изменений и дополнений, а знакомство читателей с его новыми положениями.

Когда закон вступает в силу

Практически все положения Закона № 53-ФЗ уже вступили всилу. Обратим внимание, что Закон № 53-ФЗ официально был опубликован вСобрании законодательства 23.04.07, а в "Российской газете" -25.04.07.

Исключением являются лишь положения подп. "б"п. 9 ст. 1 Закона № 53-ФЗ, которые вступят в силу с 1 января 2008 г. Такимобразом, требование о размещении заказов на выполнение работ по строительству,реконструкции, капитальному ремонту исключительно путем проведения аукционабудет действовать только со следующего года.

Обращаем внимание руководителей учреждений,ответственных специалистов, что уже сейчас нужно внести коррективы в процедурыразмещения заказов с учетом изменений и дополнений в соответствии с Законом №53-ФЗ. Кроме того, следует внимательно следить не только за постановлениямиПравительства РФ, но и за указами Президента, регламентирующими сферуразмещения заказов. Какие именно вопросы будут регламентированы органамиисполнительной власти, более подробно будет сказано ниже.

Действие Закона о размещении заказов

Раньше действие Закона о размещении заказов нераспространялось на случаи, когда товары, работы, услуги поставлялись,выполнялись, оказывались на сумму, не превышающую установленного ЦБ РФпредельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицамипо одной сделке*.

Теперь эта норма существенно изменена. Если товары,работы, услуги будут поставляться, выполняться, оказываться на указаннуюсумму, то государственный (муниципальный) контракт нужно также заключать,только размещать заказ в этом случае можно будет у единственного поставщика.Эта норма содержится в п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона о размещении заказов.Интересно, что в этом случае можно заключать не только государственный(муниципальный контракт), но и иные гражданско-правовые договоры в любой форме(письменной или устной).

Таким образом, приобрести товары, работы, услуги насумму до 60 000 руб. теперь можно будет путем заключения контракта или любогодругого гражданско-правового договора в любой форме с единственнымпоставщиком.

А вот не действует Закон теперь только в случаях, еслиуслуги оказываются:

  • международными финансовыми организациями, созданными всоответствии с международными договорами, участником которых является РоссийскаяФедерация;
  • международными финансовыми организациями, с которымиРоссийская Федерация заключила международные договоры.

Перечень этих международных финансовых организацийутвердит Правительство РФ (ч. 2 ст. 1).

Принимать нормативные правовые акты, регулирующиеотношения, связанные с размещением заказов, в случаях, предусмотренных законодательствомРФ о размещении заказов, теперь вправе не только Правительство РФ, но и ПрезидентРФ (ч. 2 ст. 2).

*

Предельный размер расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке установлен Указаниями Банка России от 14.11.01 № 1050-У и соответствует 60 000 руб.

Государственные и муниципальные заказчики

Определено, что источником обеспечения какмуниципальных, так и государственных нужд являются бюджетные и внебюджетныесредства. В первоначальной редакции Закона был установлен различный порядокобеспечения государственных и муниципальных нужд: если государственные нуждыобеспечивались за счет и бюджетных, и внебюджетных источников финансированияпотребностей Российской Федерации или субъектов РФ, то муниципальные нуждыобеспечивались только за счет средств местных бюджетов. Теперь это различиеустранено. Государственные и муниципальные нужды обеспечиваются путемразмещения заказа как за счет средств соответствующего бюджета, так и за счетвнебюджетных источников (ч. 2 ст. 3 Закона).

Кроме того, ст. 3 и 4 Закона о размещении заказов впрежней редакции явно противоречили друг другу. Так, в ст. 3 речь шла оразмещении заказов для государственных нужд за счет бюджетных и внебюджетныхисточников, а в ст. 4 - лишь о размещении заказов за счет бюджетных средств.

Согласно прежней редакции ст. 4 Закона, органыгосударственной власти РФ и субъектов РФ, органы местного самоуправления, атакже уполномоченные этими органами на размещение заказов получатели бюджетныхсредств могли выступать соответственно в качестве государственного имуниципального заказчика.

Согласно новой редакции ст. 4, государственными имуниципальными заказчиками при размещении заказов на поставки товаров,выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетныхисточников финансирования могут выступать соответственно:

  • государственные органы;
  • государственные внебюджетные фонды;
  • органы местного самоуправления;
  • бюджетные учреждения и иные получатели средствфедерального бюджета;
  • уполномоченные органами государственной властисубъектов РФ на размещение заказов бюджетные учреждения, иные получателисредств бюджетов субъектов РФ;
  • уполномоченные органами местного самоуправления наразмещение заказов бюджетные учреждения, иные получатели средств местныхбюджетов.

Таким образом, по-разному определено, кто можетвыступать в качестве государственного и муниципального заказчика. Так, всефедеральные бюджетные учреждения, а также иные получатели средств федеральногобюджета являются государственными заказчиками. Если же речь идет о бюджетныхучреждениях субъектов РФ или о муниципальных бюджетных учреждениях, тогосударственными или муниципальными заказчиками они могут выступать только втом случае, если будут на это уполномочены органом государственной властисубъекта РФ или органом местного самоуправления соответственно.

Уполномоченные органы

Согласно Закону, уполномоченными органами являютсяфедеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъектаРФ, орган местного самоуправления, уполномоченные на осуществление функций поразмещению заказов для государственных или муниципальных заказчиков. Внесенодополнение о том, что уполномоченные органы осуществляют такие функции поразмещению заказов для государственных или муниципальных заказчиков, которыеопределены решением о создании соответствующего уполномоченного органа (ч. 2ст. 4 Закона). Отметим, что подписывать государственные или муниципальныеконтракты уполномоченные органы не вправе.

Права и обязанности заказчика

Напомним, что же, собственно, понимается подразмещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг длягосударственных или муниципальных нужд (далее - размещение заказов).

Это действия заказчиков, уполномоченных органов поопределению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с нимигосударственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнениеработ, оказание услуг. Теперь, как уже отмечалось выше, отношения заказчика споставщиками могут быть оформлены не только государственными(муниципальными) контрактами, но и другими видами гражданско-правовыхдоговоров. Однако при этом сумма контрактов и договоров не должна превышатьустановленного ЦБ РФ предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ междуюридическими лицами по одной сделке, то есть 60 000 руб. Такой нормойдополнена ст. 5 Закона.

Внесено дополнение в п. 10 ст. 7 Закона, в соответствиис которым члены конкурсной, аукционной или котировочной комиссии (далее -комиссия) не могут принимать решения путем проведения заочного голосования.Члены комиссии не могут также делегировать свои полномочия иным лицам.

Ужесточены обязанности заказчика. Так, если в отношениипобедителя конкурса, аукциона или победителя в проведении запроса котировокбудут установлены перечисленные в ч. 3 ст. 9 Закона факты, то заказчик обязанотказаться от заключения контракта с указанными лицами. В прежней редакции этобыло правом заказчика, а не его обязанностью.

Напомним эти случаи:

  • проведение ликвидации участников размещения заказа -юридических лиц или проведение процедуры банкротства в отношении юридическихлиц и индивидуальных предпринимателей - участников размещения заказа;
  • приостановление их деятельности в соответствии сКодексом РФ об административных правонарушениях;
  • предоставление указанными лицами заведомо ложныхсведений;
  • нахождение имущества указанных лиц под арестом,наложенным по решению суда, если на момент истечения срока заключенияконтракта балансовая стоимость арестованного имущества превышает 25%балансовой стоимости активов этих лиц по данным бухгалтерской отчетности за последнийзавершенный отчетный период.

Цена контракта

Статья 9 Закона о размещении заказов дополнена ч. 4.1,устанавливающей, что цена государственного или муниципального контрактаявляется твердой и не может изменяться в ходе его исполнения.

Оплата поставляемых товаров, выполняемых работ,оказываемых услуг осуществляется по цене, установленной государственным илимуниципальным контрактом.

Из этого правила предусмотрены следующие исключения.

Так, если это предусмотрено конкурсной документациейили документацией об аукционе, то Заказчик по согласованию с поставщиком(исполнителем, подрядчиком) в ходе исполнения контракта вправе изменить предусмотренныеконтрактом количество товаров, объем работ, услуг при изменении потребности втоварах, работах, услугах не более чем на 10% (раньше - на 5%). В таком случаесоответственно Заказчик вправе изменить и первоначальную цену контрактапропорционально количеству товаров, объему работ, услуг, но не более чем на10% (раньше - также на 5%). При этом цена единицы дополнительно поставляемоготовара и цена единицы товара при сокращении потребности в поставке частитакого товара должны определяться как частное от деленияпервоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такоготовара.

В таком же порядке осуществляется изменение ценыконтракта в случае, если заказ размещается у единственного поставщика всоответствии с новым п. 16 ч. 2 ст. 55 Закона. Данный пункт предусматриваетслучай размещения заказа на поставку российского вооружения и военной техники,которые не имеют российских аналогов и производство которых осуществляетсяединственным производителем, у поставщика, включенного в реестр единственныхпоставщиков такого вооружения и военной техники. Порядок ведения реестра ипорядок формирования цены на такие вооружения и военную технику устанавливаютсяПравительством РФ (ч. 6 ст. 9 Закона).

Цена государственного контракта может быть изменена вслучае, если он заключен на выполнение работ для федеральных нужд на срок неменее чем три года, составляет десять миллиардов рублей и более, и есливыполнение этого контракта без изменения цены невозможно вследствиесущественного возрастания стоимости подлежащих выполнению работ. В данномслучае цена контракта может быть изменена по решению Правительства РФ (новая ч.6.2 ст. 9 Закона).

Аналогичным образом может быть изменена ценагосударственного контракта, если он заключен на выполнение работ для нуждсубъекта РФ стоимостью один миллиард рублей и более, а также муниципальногоконтракта, если он заключен на выполнение работ для муниципальных нуждстоимостью пятьсот миллионов рублей и более. Если такие контракты заключены насрок не менее чем три года и если их выполнение без изменения цены невозможновследствие существенного возрастания стоимости подлежащих выполнению работ, тоцена контракта может быть изменена на основании соответственно закона субъектаРФ, решения представительного органа местного самоуправления. Эта норма введенановой ч. 6.3 ст. 9 Закона.

Кроме того, если в прежней редакции Закона говорилось оначальной цене государственного или муниципального контракта, то теперьимеется в виду начальная (максимальная) цена контракта.

Некоторые изменения, касающиеся условий контракта

Статья 9 Закона дополнена ч. 6.1, устанавливающей, чтопри исполнении государственного или муниципального контракта не допускается переменапоставщика (исполнителя, подрядчика). Заменить его можно лишь в случае, еслиновый поставщик (исполнитель, подрядчик) является правопреемником поставщика(исполнителя, подрядчика) по этому контракту вследствие реорганизацииюридического лица, которая производится в форме преобразования, слияния илиприсоединения.

По общему правилу условия контракта не изменяются.Закон предусматривает исключения из этого правила. Например, случаи, когдаможно изменить цену контракта, уже были отмечены.

Обратите внимание, что Законом № 53-ФЗ ликвидировананесправедливость, которая заключалась в том, что только заказчик должен былвыплачивать неустойку (штраф, пени) в случае просрочки исполнения имобязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом.

Теперь установлено, что в случае просрочки исполненияпоставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренногогосударственным или муниципальным контрактом, потребовать уплаты неустойки(штраф, пени) вправе и заказчик. Неустойка начисляется за каждый деньпросрочки исполнения обязательства, предусмотренного государственным илимуниципальным контрактом, начиная со дня, следующего после дня истеченияустановленного контрактом срока исполнения обязательства. Размер неустойкиустанавливается государственным или муниципальным контрактом в размере не менееодной трехсотой действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Если поставщик (исполнитель, подрядчик) докажет, чтопросрочка исполнения обязательства произошла вследствие непреодолимой силы илипо вине заказчика, то от уплаты неустойки он может быть освобожден. Такойнормой дополнена ст. 9 Закона (новая ч. 11).

Условия о выплате неустойки могут быть внесены в текстконтрактов. Однако даже отсутствие этих условий в контракте будет обязательнымдля их исполнения как поставщиком, так и заказчиком в силу норм Закона оразмещении заказов.

Законом № 53-ФЗ введено еще одно новое положение,согласно которому в государственный или муниципальный контракт обязательнодолжно быть включено условие о порядке осуществления заказчиком приемкипоставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг на соответствие ихколичества, комплектности, объема и качества требованиям, установленным вконтракте (новая ч. 12 ст. 9 Закона).

Одноименные товары, работы, услуги

Определено, что понимается под одноименными товарами,одноименными работами, одноименными услугами. Это товары, работы, услуги,относящиеся к одной подгруппе товаров, работ, услуг в соответствии сноменклатурой товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.Номенклатура утверждается федеральным органом исполнительной власти,осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов.

Эта норма содержится в новой ч. 6.1 ст. 10 Закона. Какизвестно, федеральным органом, осуществляющим в настоящее время нормативноеправовое регулирование в сфере размещения заказов, является Министерствоэкономического развития и торговли РФ. Таким образом, в ближайшее время следуетожидать, что Минэкономразвития России подготовит соответствующий перечень одноименныхтоваров, работ и услуг.

Этому министерству также предстоит установить порядокпроведения плановых проверок при размещении заказов на поставки товаров,выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд(ч. 2 ст. 17 Закона).

Размещение заказа

При участии в размещении заказов предоставляютсяпреимущества не только учреждениям, но и предприятиям уголовно-исполнительнойсистемы (ч. 1 ст. 14 Закона). Как и ранее, преимущества предоставляются такжеорганизациям инвалидов.

Изменены условия и количество заказов, которыегосударственные заказчики обязаны размещать у субъектов малогопредпринимательства. Теперь размер таких заказов должен составлять не менее чем10 и не более чем 20% общего годового объема поставок товаров, выполнения работ,оказания услуг (в отличие от ранее установленного 15-процентного размера) всоответствии с перечнем товаров, работ, услуг, установленным ПравительствомРФ.

Если заказы размещаются на поставки товаров, выполнениеработ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства, торазмещение заказов у субъектов малого предпринимательства является правом, ане обязанностью государственных заказчиков (также и муниципальных заказчиков).

Кроме того, установлено, что начальная (максимальная)цена контракта (цена лота) при размещении заказа на поставку товара, выполнениеработ для государственных или муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательстване должна превышать 3 млн руб., а на оказание услуг для государственных илимуниципальных нужд - не должна превышать 2 млн руб. Эти и некоторые другиеизменения, касающиеся особенностей участия субъектов малого предпринимательствав размещении заказа (в новой редакции путем проведения торгов и путем запросакотировок), внесены в ст. 15 Закона.

Реестры государственных или муниципальных контрактов, реестр недобросовестных поставщиков

Внесены некоторые поправки в ст. 18 Закона о реестрах государственныхили муниципальных контрактов. Так, определено, что среди перечня сведений, которыедолжны содержаться в реестрах контрактов, указывается не индивидуальныйналоговый номер, а идентификационный номер налогоплательщика - физического лица,являющегося поставщиком (исполнителем, подрядчиком).

Кроме того, уточнен регламент работы органовисполнительной власти с данными реестрами. Ранее не указывалось, в какихименно днях (рабочих или календарных) были установлены соответствующие срокиисполнения отдельных процедур по работе с реестрами. Поэтому по общему правилуГражданского кодекса РФ такие сроки исчислялись в календарных днях, что, в своюочередь, не способствовало нормальной деятельности органов исполнительнойвласти.

Теперь Законом № 53-ФЗ уточнено, что заказчики обязанынаправлять все необходимые сведения в уполномоченные на ведение реестровконтрактов органы в течение трех рабочих дней соответственно со дня заключенияконтракта или его исполнения.

В свою очередь, органы, уполномоченные на ведениереестров контрактов, обязаны осуществить размещение этих сведений наофициальных сайтах также в течение трех рабочих дней со дня их получения.

Напомним, что федеральным органом исполнительнойвласти, уполномоченным на ведение реестров государственных контрактов, с 1января 2007 г. является Федеральное казначейство. Федеральным органомисполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфереразмещения заказов, является Федеральная антимонопольная служба. ФАС Россииведет реестр недобросовестных поставщиков (ст. 19 Закона).

В реестр недобросовестных поставщиков включаютсясведения об участниках размещения заказа, уклонившихся от заключениягосударственного или муниципального контракта, а также о поставщиках(исполнителях, подрядчиках), с которыми государственные или муниципальныеконтракты расторгнуты в связи с существенным нарушением ими государственных илимуниципальных контрактов.

Уточнены сведения, которые указываются в реестренедобросовестных поставщиков. Как и в реестре контрактов, здесь указываетсяидентификационный номер налогоплательщика - физического лица, а неиндивидуальный налоговый номер, как было указано ранее. В реестр вносится такжедата проведения запроса котировок, в котором единственный участник размещениязаказа, подавший котировочную заявку, отказался от заключения государственногоили муниципального контракта.

ФАС будет размещать сведения в реестре недобросовестныхпоставщиков в течение трех рабочих дней со дня их поступления. Проверить фактуклонения участника размещения заказа от заключения контракта в случаеотсутствия подтверждающих документов ФАС должна будет в течение десяти рабочихдней.

Изменения норм Закона о размещении заказа путем проведения конкурса

Конкурс - это торги, победителем которых признаетсялицо, предложившее лучшие условия исполнения государственного илимуниципального контракта, и заявке на участие в конкурсе которого присвоенпервый номер.

В соответствии с новой редакцией ст. 20-22 Законазаказчик, уполномоченный орган, специализированная организация обязаныуказывать теперь не в извещении, а в конкурсной документации следующиесведения:

  • источник финансирования заказа;
  • условия и сроки (периоды) поставок товара, выполненияработ, оказания услуг (теперь указывается лишь место поставки товара,выполнения работ, оказания услуг);
  • форму, сроки и порядок оплаты товара, работ, услуг;
  • место, порядок, даты начала и окончания подачи заявокна участие в конкурсе;
  • критерии оценки заявок на участие в конкурсе;
  • размер обеспечения заявки на участие в конкурсе, срок ипорядок внесения денежных средств в качестве обеспечения такой заявки,реквизиты счета для перечисления указанных денежных средств в случае установленияобеспечения заявки на участие в конкурсе;
  • размер обеспечения исполнения государственного илимуниципального контракта, срок и порядок его предоставления в случае, еслиустановлено требование обеспечения исполнения контракта. Размер обеспечения исполненияконтракта не может превышать 30% начальной (максимальной) цены контракта (ценылота), указанной в извещении о проведении открытого конкурса. В случае, еслиначальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 50 млн руб.,заказчик, уполномоченный орган обязаны установить требование обеспеченияисполнения контракта в размере от 10 до 30% начальной (максимальной) ценыконтракта (цены лота), но не менее чем в размере аванса (если контрактомпредусмотрена выплата аванса).

Установлено, что проект государственного илимуниципального контракта является неотъемлемой частью конкурсной документации.Если конкурс проводится по нескольким лотам, то проект контракта прилагается кконкурсной документации в отношении каждого лота.

Несколько изменены порядок и сроки разъяснения положений конкурсной документации.Теперь заказчик, уполномоченный орган по собственной инициативе или всоответствии с запросом участника размещения заказа вправе принять решение овнесении изменений в конкурсную документацию не позднее чем за пять дней додаты окончания. При этом еще раз обратим внимание на то, что предмет конкурсаизменить нельзя!

Приняв решение об изменении конкурсной документации,заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация должнысовершить следующие действия:

  • опубликовать изменения в течение пяти рабочих дней;
  • разместить изменения на официальном сайте в течениеодного дня (ранее - в течение двух дней);
  • направить изменения заказными письмами или в формеэлектронных документов всем участникам размещения заказа, которым былапредоставлена конкурсная документация, в течение двух рабочих дней (ранеесроки не были установлены).

При этом срок подачи заявок на участие в конкурседолжен быть продлен так, чтобы со дня опубликования в официальном печатномиздании и размещения на официальном сайте внесенных изменений в конкурснуюдокументацию до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе такой сроксоставлял не менее чем 20 дней.

Порядок опубликования и размещения изменений такой же,какой установлен для опубликования и размещения извещения о проведенииоткрытого конкурса.

Следует обратить внимание на то, что теперь вконкурсную документацию запрещено включать следующие сведения:

  • требования к участнику размещения заказа (в т. ч.требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у негоопыта работы);
  • требования к его деловой репутации;
  • требования о наличии у участника размещения заказапроизводственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовыхи других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которогоявляется предметом контракта, выполнения работ, оказания услуг, являющихсяпредметом контракта (новая ч. 2.1 ст. 22 Закона).

Вместе стем Закон предусматривает и некоторые исключения из этого правила.

Так, в конкурсную документацию может быть включенотребование к квалифи­кации участника размещения заказа в случае проведенияконкурса:

  • на выполнение научно-исследовательских,опытно-конструкторских или технологических работ;
  • на выполнение проектных, изыскательских, строительных иаварийно-спасательных работ, реставрации объектов культурного наследия(памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, музейных предметови музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда РФ, документовАрхивного фонда РФ, особо ценных и редких документов, входящих в составбиблиотечных фондов;
  • на оказание медицинских, аудиторских услуг, услуг вобласти оценочной деятельности, по выбору специализированной организации дляосуществления функций по размещению заказа (ч. 5 ст. 28 Закона).

Законом установлено, что каждый конверт с заявкой научастие в конкурсе и каждая поданная в форме электронного документа заявка научастие в конкурсе, поступившие в срок, указанный в извещении о проведенииоткрытого конкурса, регистрируются заказчиком, уполномоченным органом.

В связи с этой нормой внесено дополнение о том, чтоотказ в приеме и регистрации конверта с заявкой на участие в конкурсе, накотором не указаны сведения об участнике размещения заказа, подавшем такойконверт, не допускается. Заказчику, уполномоченному органу запрещено требоватьпредоставления таких сведений, в т. ч. в форме документов, подтверждающихполномочия лица, подавшего конверт с заявкой на участие в конкурсе, наосуществление таких действий от имени участника размещения заказа (ч. 10 ст. 25Закона).

Если конкурсная комиссия установит, что один и тот жеучастник размещения заказа подал две и более заявки на участие в конкурсе вотношении одного и того же лота и не отозвал поданные ранее заявки, то все егозаявки на участие в конкурсе в отношении данного лота не рассматриваются ивозвращаются этому участнику. Такой нормой дополнена ч. 3 ст. 26 Закона оразмещении заказов.

Предусмотрено, что разместить на официальном сайтепротокол вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе заказчик,уполномоченный орган может не в день его подписания, а в течение дня, следующегопосле дня подписания протокола (ч. 8 ст. 26 Закона).

В новой редакции Закона срок рассмотрения заявок научастие в конкурсе составляет не 10, а 20 дней со дня вскрытия конвертов сзаявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в формеэлектронных документов заявкам на участие в конкурсе (ч. 1 ст. 27 Закона).

Уточнено, что в течение пяти рабочих дней со дняподписания протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе заказчик,уполномоченный орган обязаны вернуть внесенные в качестве обеспечения заявкина участие в конкурсе денежные средства участнику размещения заказа, подавшемузаявку и не допущенному к участию в конкурсе (ч. 3 ст. 27 Закона).

Предусмотрено, что государственный или муниципальныйконтракт может быть заключен не ранее чем через 10 дней со дня размещения наофициальном сайте протокола рассмотрения заявок.

С учетом названных выше изменений для определениялучших условий исполнения контракта, предложенных в заявках на участие вконкурсе, конкурсная комиссия должна оценивать и сопоставлять заявки по ценеконтракта и иным критериям, указанным в конкурсной документации.

При этом критериями оценки заявок на участие в конкурсепомимо цены контракта могут быть:

  • функциональные характеристики (потребительские свойства)или качественные характеристики товара, качество работ, услуг;
  • расходы на эксплуатацию товара;
  • расходы на техническое обслуживание товара;
  • сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ,оказания услуг;
  • срок представления гарантии качества товара, работ,услуг;
  • объем предоставления гарантий качества товара, работ,услуг.

Именно в такой редакции теперьизложена ч. 4 ст. 28 Закона.

Установлено, что заказчик, уполномоченный орган,специализированная организация должны разместить протокол оценки исопоставления заявок на участие в конкурсе на официальном сайте в течениеодного дня после дня подписания указанного протокола. Опубликовывать протоколв официальном печатном издании теперь не требуется (ч. 11 ст. 28 Закона).

Как известно, в случае, если победитель конкурса будетпризнан уклонившимся от заключения государственного или муниципальногоконтракта, заказчик может обратиться в суд с иском о требовании о понуждениипобедителя конкурса заключить контракт, возместить убытки, а может заключитьгосударственный или муниципальный контракт с участником конкурса, заявке научастие в конкурсе которого присвоен второй номер.

В связи с этим внесено дополнение, в соответствии скоторым в случае уклонения участника конкурса, заявке которого присвоен второйномер, от заключения государственного или муниципального контракта, заказчикможет также обратиться в суд с иском о требовании о понуждении этого участниказаключить контракт, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением отзаключения контракта, или принять решение о признании конкурса несостоявшимся(ч. 2 ст. 29 Закона).

Если в связи с уклонением участников конкурса онпризнан несостоявшимся и заключается контракт с единственным поставщиком(исполнителем, подрядчиком), то такой контракт должен быть заключен наусловиях, указанных в заявке на участие в конкурсе, которой присвоен первыйномер, и конкурсной документации. Цена заключенного контракта не должнапревышать цену контракта, указанную в такой заявке.

Изменения норм Закона о размещении заказа путем проведения аукциона

Как известно, под аукционом на право заключитьгосударственный или муниципальный контракт понимаются торги, победителемкоторых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного илимуниципального контракта.

Увеличен размер начальной (максимальной) цены государственногоили муниципального контракта (цена лота), при котором открытый аукцион можетпроводиться в электронной форме на сайте в сети Интернет в порядке,установленном ст. 41 Закона. Если раньше он составлял 500 тыс. руб., то теперь- 1млн руб.

Изменена ч. 3 ст. 33, содержащая сведения, которыедолжны быть указаны в извещении о проведении аукциона. Теперь в нем должныбыть указаны:

  • форма торгов;
  • наименование, место нахождения, почтовый адрес и адресэлектронной почты, номер контактного телефона заказчика, уполномоченногооргана, специализированной организации;
  • предмет государственного или муниципального контракта суказанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемыхуслуг;
  • место поставки товара, выполнения работ, оказанияуслуг;
  • преимущества, предоставляемые осуществляющимпроизводство товаров, выполнение работ, оказание услуг учреждениям ипредприятиям уголовно-исполнительной системы и (или) организациям инвалидов,если такие преимущества установлены заказчиком, уполномоченным органом. Приэтом заказчик, уполномоченный орган в порядке и в соответствии с перечнемтоваров, работ, услуг, установленными правительством РФ, вправе устанавливатьпреимущества указанным категориям лиц в отношении предлагаемой цены контрактав размере до 15 %;
  • срок, место и порядок предоставления документации обаукционе, официальный сайт, на котором размещена документация об аукционе,размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой заказчиком, уполномочен­ныморганом за предоставление документации об аукционе, если такая плата установлена;
  • начальная (максимальная) цена контракта (цена лота);
  • место, дата и время проведения аукциона.

Предусмотрено, что заказчик, уполномоченный органвправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении открытогоаукциона не позднее чем за пять дней до даты окончания подачи заявок научастие в аукционе. Изменять предмет аукциона, как и предмет конкурса, нельзя!

В случае принятия решения о внесении изменений визвещение заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация должныосуществить следующие действия:

  • в течение трех рабочих дней опубликовать изменения вофициальном печатном издании;
  • в течение одного дня разместить изменения наофициальном сайте.

При этом срок подачи заявок на участие в аукционедолжен быть продлен так, чтобы со дня опубликования в официальном печатномиздании и размещения на официальном сайте изменений до даты окончания подачизаявок на участие в аукционе такой срок составлял не менее чем 15 дней.

Заказчик, уполномоченный орган могут отказаться отпроведения аукциона. В этом случае они должны:

  • в течение пяти рабочих дней опубликовать извещение оботказе от проведения открытого аукциона;
  • в течение двух дней разместить его на официальномсайте;
  • в течение двух рабочих дней направить уведомления всемучастникам размещения заказа, подавшим заявки на участие в аукционе;
  • в течение пяти рабочих дней возвратить участникамразмещения заказа денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявок.

Требования, предъявляемые к документации об аукционе,аналогичны требованиям, предъявляемым к конкурсной документации. Вдокументацию об аукционе также не допускается включение требований к участникуразмещения заказа, к его деловой репутации и другие (новая ч. 2.1 ст. 34Закона).

Вместе с тем дополнен перечень сведений, которые должнывключаться в документацию об аукционе. Это в том числе:

  • начальная (максимальная) цена контракта (цена лота);
  • величина понижения начальной цены контракта ("шагаукциона");
  • место, день и время начала рассмотрения заявок научастие в аукционе;
  • место, порядок, дата и время проведения аукциона;
  • возможность заказчика изменить количество поставляемыхпо контракту товаров в соответствии с ч. 6 ст. 9 Закона (не более 10%);
  • размер обеспечения заявки на участие в аукционе, срок ипорядок внесе­ния денежных средств в качестве обеспечения такой заявки,реквизиты счета для перечисления указанных денежных средств в случае, еслизаказчик, уполномоченный орган установили требования обеспечения заявки научастие в аукционе;
  • размер обеспечения исполнения государственного илимуниципального контракта, срок и порядок его предоставления в случае, еслизаказчик, уполномоченный орган установили требование обеспечения исполненияконтракта. Размер обеспечения исполнения контракта не может превы­шать 30%начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), указанной в извещении опроведении открытого аукциона.

Согласно изменениям, внесенным Законом № 53-ФЗ, вслучае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 50млн руб., заказчик, уполномоченный орган обязаны установить требованиеобеспечения исполнения контракта в размере от 10 до 30% начальной(максимальной) цены контракта (цены лота), но не менее чем в размере аванса(если контрактом предусмотрена выплата аванса).

Если открытый аукцион проводится в электронной форме,то документация об аукционе не разрабатывается, а все необходимые сведениясообщаются в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме(новая ч. 2 ст. 41 Закона).

Аукцион проводится теперь путем снижения начальной (максимальной)цены контракта (цены лота), указанной в извещении о проведении открытого аукциона,на "шаг аукциона", который устанавливается в размере 5% начальной(максимальной) цены контракта (цены лота).

В ч. 8 ст. 37 Закона внесено изменение, в соответствиис которым заказчику, уполномоченному органу, специализированной организациитеперь нужно опубликовывать протокол аукциона только в том случае, если аукционпроводится на право заключения государственного или муниципального контрактана поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъекта РФ илимуниципальных нужд. Опубликовать протокол аукциона нужно в течение пяти рабочихдней после его подписания. Во всех случаях протокол обязательно размещается наофициальном сайте в течение одного дня после дня его подписания.

Установлено, что государственный или муниципальныйконтракт может быть заключен не ранее чем через десять дней со дня размещенияна официальном сайте протокола аукциона, а при проведении закрытого аукциона -со дня подписания протокола аукциона (новая ч. 1.1 ст. 38 Закона).

Если победитель аукциона признан уклонившимся отзаключения контракта, заказчик может обратиться в суд с требованием опонуждении победителя заключить контракт, о возмещении убытков, а может заключитьгосударственный или муниципальный контракт с участником аукциона, которыйсделал предпоследнее предложение о цене контракта. Дополнено, что если и этотучастник аукциона уклоняется от заключения контракта, то заказчик также можетобратиться в суд с требованием о понуждении этого участника аукциона заключитьконтракт, о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта,или принять решение о признании аукциона несостоявшимся (ч. 2 ст. 38 Закона).

Если аукцион признан несостоявшимся из-за уклоненияуказанных участников аукциона и контракт заключается с единственным поставщиком(исполнителем, подрядчиком), то контракт должен быть заключен на условиях,предусмотренных документацией об аукционе, и цена контракта не должнапревышать наиболее низкую цену контракта, предложенную при проведенииаукциона.

Если аукцион признан несостоявшимся и контракт незаключен с единственным участником аукциона или участником размещения заказа,который подал единственную заявку на участие в аукционе (при наличии такихучастников), то заказчик, уполномоченный орган вправе объявить о проведенииповторного аукциона, о размещении заказа путем запроса котировок при условии,что цена контракта не превышает 500 тыс. руб. (ранее - 250 тыс. руб.).

Документы о проведении аукциона и признании егонесостоявшимся могут быть также направлены в уполномоченные на осуществлениеконтроля в сфере размещения заказов органы исполнительной власти (органместного самоуправления).

Таким образом, изменения, внесенные в Закон в отношенииаукциона, во многом аналогичны изменениям, внесенным в нормы Закона оразмещении заказа путем проведения конкурса.

Изменения норм Закона о размещении заказов путем запроса котировок

Напомним, что под запросом котировок понимается способразмещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах,услугах для государственных или муниципальных нужд сообщается неограниченномукругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запросакотировок. Победителем в проведении запроса котировок признается участникразмещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта.

В соответствии с изменениями, внесенными в ст. 42Закона, заказчик, уполномоченный орган вправе осуществлять размещение заказапутем запроса котировок цен товаров, работ, услуг, соответственно производство,выполнение, оказание которых осуществляются не по конкретным заявкам заказчика,уполномоченного органа и для которых есть функционирующий рынок в случаях,если:

  • цена государственного или муниципального контракта непревышает 500 тыс. руб. (ранее - 250 тыс. руб.);
  • аукцион признан несостоявшимся и начальная(максимальная) цена государственного или муниципального контракта не превышает500 тыс. руб. (ранее - 250 тыс. руб.).

Таким образом, теперь в соответствии с ч. 3 ст. 42Закона разместить заказ на одноименные товары, работы, услуги путем запросакотировок в течение квартала можно будет на сумму не более 500 тыс. руб.

Если заказ размещается на территории иностранного государства, накоторой находится заказчик, у иностранных поставщиков, то заказчик вправеосуществлять размещение заказа путем запроса котировок независимо от ценыгосударственного или муниципального контракта (ч. 5 ст. 42 Закона).

Дополнен перечень сведений, которые должен содержатьзапрос котировок. В запросе наряду с перечисленными в ст. 43 Закона сведенияминужно также указывать наименование, характеристики и объем выполняемых работ,оказываемых услуг. При этом заказчик, уполномоченное лицо должны указать своитребования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг,требования к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительскимсвойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, крезультатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствияпоставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностямзаказчика.

Установлено, что теперь заказчик, уполномоченный органобязаны разместить на официальном сайте извещение о проведении запросакотировок и проект контракта не менее чем за семь рабочих дней до дня истечениясрока представления котировочных заявок. В случае, если размещается заказ насумму, не превышающую 250 тыс. руб., то извещение нужно разместить, как ираньше, не менее чем за четыре рабочих дня до дня истечения указанного срока.Эти изменения внесены в ч. 1 ст. 45 Закона.

Исключена норма о необходимости направления запросакотировок непосредственно в учреждения уголовно-исполнительной системы и ворганизации инвалидов в случаях, когда они осуществляют производство товаров,выполнение работ, оказание услуг.

Установлено, что если при повторном размещении заказапутем запроса котировок не подана ни одна котировочная заявка, то заказчик,уполномоченный орган вправе осуществить повторное размещение заказа путемзапроса котировок. Они также могут направить документы о проведенных запросахкотировок и об отсутствии котировочных заявок соответственно в уполномоченныена осуществление контроля в сфере размещения заказов органы исполнительнойвласти (орган местного самоуправления).

По согласованию с таким органом заказчик может принятьрешение о размещении заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).При этом государственный или муниципальный контракт должен быть заключен сединственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) на условиях,предусмотренных извещением о повторном проведении запроса котировок. Ценазаключенного контракта не должна превышать максимальную цену контракта,указанную в извещении о повторном проведении запроса котировок.

Порядок согласования возможности заключениягосударственного контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком)устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющимнормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов(Минэкономразвития России). При этом срок согласования не должен быть болеедесяти рабочих дней со дня поступления обращения о согласовании возможностизаключения государственного или муниципального контракта с единственнымпоставщиком (исполнителем, подрядчиком) соответственно в уполномоченные на осуществлениеконтроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъектаРФ, орган местного самоуправления. Такое дополнение внесено в ст. 46 Закона (ч.8).

Протокол рассмотрения и оценки котировочных заявоктакже теперь не опубликовывается, а только размещается на официальном сайте вдень его подписания. Один экземпляр протокола заказчик, уполномоченный орган втечение двух рабочих дней со дня подписания передают победителю в проведении запросакотировок (ч. 4 ст. 47 Закона).

Установлено, что государственный или муниципальныйконтракт может быть заключен не ранее чем через пять дней со дня размещения наофициальном сайте протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок и непозднее чем через 20 дней со дня подписания протокола (новая ч. 7 ст. 47Закона).

Изменения норм Закона о размещении заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)

Расширен перечень случаев размещения заказа уединственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

Так, у единственного поставщика можно разместить заказ,если:

  • осуществляется оказание услуг водоснабжения,водоотведения, канализации, теплоснабжения, услуг по газоснабжению (заисключением услуг по реализации сжиженного газа) по регулируемым в соответствиис законодательством РФ ценам (тарифам);
  • заключается договор энергоснабжения или купли-продажиэлектрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии;
  • выполняются работы по мобилизационной подготовке вРоссийской Федерации;
  • при повторном размещении заказа путем запроса котировокне подана ни одна котировочная заявка в соответствии с ч. 8 ст. 46 Закона;
  • возникла потребность у заказчика, уполномоченногооргана или специализированной организации в опубликовании в официальномпечатном издании извещения о проведении открытого конкурса или извещения опроведении открытого аукциона;
  • осуществляется размещение заказов на поставки товаров,выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд у поставщика (исполнителя,подрядчика), определенного указом или распоряжением Президента РФ;
  • осуществляется размещение заказа на поставку российскихвооружения и военной техники, которые не имеют российских аналогов ипроизводство которых осуществляется единственным производителем, у поставщикатаких вооружения и военной техники, включенного в реестр поставщиков;
  • осуществляются поставки товаров, выполнение работ,оказание услуг для государственных или муниципальных нужд на сумму, непревышающую установленного ЦБ РФ предельного размера расчетов наличнымиденьгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке.

О последних двух случаях уже шла речь выше.

Существенное дополнение внесено в ст. 65 Закона.Установлено, что в течение трех лет со дня его вступления в силу, то есть впериод с 2006-2008 гг., заказчик вправе разместить у единственного исполнителязаказ на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторскихработ при одновременном наличии следующих условий:

  • если выполнение этих работ осуществляется на основаниигосударственного или муниципального контракта, заключенного до дня вступленияв силу Закона;
  • такой контракт не был расторгнут в связи с существеннымнарушением исполнителем условий контракта;
  • на день вступления в силу Закона выполнение этих работне завершено.

Изменения в Гражданском и Бюджетном кодексах

Закон № 53-ФЗ внес изменения в Гражданский и Бюджетныйкодексы РФ.

Статья 764 Гражданского кодекса РФ теперь определяетгосударственных заказчиков в соответствии с Законом о размещении заказов (п.2). Таким образом, нормы обоих документов приведены в соответствие.

В статью 41 Бюджетного кодекса РФ внесено дополнение, всоответствии с которым средства, вносимые в качестве обеспечения заявки научастие в конкурсе или заявки на участие в аукционе при размещении заказов напоставки товаров, выполнение работ, оказание услуг соответственно для федеральныхнужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд и не подлежащие возврату лицу,внесшему такие средства, в соответствии с законодательством РФ о размещениизаказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг длягосударственных и муниципальных нужд, отнесены к неналоговым доходам.

Установлено также, что бюджетные учреждения беззаключения государственных или муниципальных контрактов вправе закупатьтовары, работы, услуги на сумму, не превышающую установленного ЦБ РФпредельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации междуюридическими лицами по одной сделке. При этом одноименные товары, работы,услуги бюджетные учреждения без заключения государственного или муниципальногоконтракта вправе закупать в течение квартала на сумму, не превышающуюуказанного предельного размера расчетов наличными деньгами (60 тыс. руб.). Втакой редакции теперь изложена ст. 71 БК РФ.

Подводя итог, можно предположить, что внесенные в Законо размещении заказов изменения окажут существенное влияние на расстановку силв государственном секторе экономики. При этом, вероятно, это не последниеновшества. И руководителям учреждений, ответственным специалистам следуетнабраться терпения, а главное, внимательно следить за изменениями взаконодательстве, чтобы правильно организовать деятельность бюджетныхучреждений в новых условиях.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 34.38%
  • Над составлением бюджетной сметы 9.38%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 68.75%
  • Над налоговой отчетностью 18.75%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль