Контроль в сфере госзакупок

17456
В условиях постоянно преобразующейся системы бюджетного финансирования, нестабильного законодательства труднее всего приходится бухгалтеру и экономисту государственного или муниципального бюджетного учреждения. В том числе и потому, что различные контролирующие органы стремятся создать систему, которая позволила бы им внимательно отслеживать всю финансовую и хозяйственную деятельность бюджетных учреждений. Особо пристальное внимание в последнее время направлено на сферу размещения заказов. Попробуем разобраться: кто, когда и как уполномочен контролировать бюджетные учреждения по вопросам соблюдения законодательства в этой сфере.

Кто уполномочен?

Правомерностью проведения процедур размещения заказов внастоящее время могут интересоваться следующие структуры, обладающие властнымиполномочиями:

  • органы Федерального казначейства;
  • Федеральная антимонопольная служба;
  • Федеральная служба финансово-бюджетного надзора РФ;
  • Счетная палата РФ;
  • контрольно-ревизионные органы субъектов РФ и органовместного самоуправления;
  • орган исполнительной власти, уполномоченный наосуществление контроля в сфере размещения заказов;
  • прокуратура.

Полномочия каждой из этих структур представлены всоответствующем нормативном акте органа исполнительной власти федерального илирегионального уровня. При этом можно сказать, что основной задачей всехконтролирующих органов является изучение и правовая оценка степениправомерности поступков заказчика на различных этапах размещения заказа.

Несмотря на столь значительное число "нянек",приглядывающих за учреждениями-заказчиками, перед каждым из них поставленысвои цели и задачи, которые не пересекаются между собой.

Далее мы более подробно рассмотрим правовой статус иособенности работы каждого из вышеназванных государственных органов припроведении ревизионной деятельности.

Когда и что могут проверить?

Каждому бухгалтеру, экономисту со студенческой скамьиизвестны термины предварительного, текущего и последующего контроля.

Напомним, что предварительный контроль служит дляпрофилактики различ­ных нарушений. Текущий контроль позволяет выявить иустранить нарушения в момент осуществления тех или иных финансовых ихозяйственных операций. А последующий контроль призван выявлять фактысвершившихся нарушений.

Процедуры размещения заказов - весьма сложный процесс.Поэтому важно пони­мать, на каком его этапе и на что будут обращать вниманиеконтролирующие органы.

Предварительный контроль

Отметим, что успех проведения каждой конкретной закупкиформируется еще на этапах прогнозирования объема необходимой заказчикупродукции и планирования процедур размещения заказа.

Хотя Федеральный закон от 21.07.05 № 94-ФЗ "Оразмещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг длягосударственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 94-ФЗ)непосредственно об этой фазе деятельности бюджетополучателей не говорит,установление строгих правил проведения всех процедур отсчитывается от моментапринятия решения о выборе способа размещения заказа.

На наш взгляд, планирование расходов будущих периодов,равно как и произведение самих расходов по заключенным контрактам, естьпоследовательное прохождение ступеней бюджетного процесса его участниками.Поэтому при составлении проекта решения о бюджете на следующий финансовыйпериод прогнозируемые показатели расходования финансовых ресурсовустанавливались всегда. Это происходило даже тогда, когда отсутствовалоспециализированное "закупочное" законодательство.

Напомним, что в соответствии со ст. 161 Бюджетногокодекса РФ (далее - БК РФ) бюджетное учреждение обязано формировать бюджетнуюзаявку на очередной финансовый год. Она формируется на основе прогнозируемыхобъемов государственных или муниципальных услуг, а также в соответствии сустановленными нормативами финансовых затрат на их предоставление. Именносогласно бюджетной заявке, по мнению авторов, и должно происходить планированиезакупочных процедур, поскольку такая заявка затем ложится в основу формированиясметы доходов и расходов любого бюджетного учреждения.

Вообще закупочную деятельность можно охарактеризоватькак промежуточный этап бюджетного процесса. Точнее, процесс размещения заказов- это один из основных этапов исполнения бюджета по расходам. Размещение заказаесть не что иное, как структурированная определенным образом процедура принятияобязательств не только денежных, но и бюджетных. Однако всему свое время.

И вспоминать о закупках в тот момент, когда уже нужно фактически тратитьденежные средства, несколько поздновато. Особенно распространена такая ситуацияв тех учреждениях, где руководители "просыпаются" только в четвертомквартале или под самый конец года.

Как показывает анализ проблем, возникающих у заказчиковпо результатам закупочной деятельности, у многих ошибок "ногирастут" из периода, когда заказчик осуществлял действия (а чащебездействия) по планированию своих расходов и формированию программымероприятий по размещению заказа. Например, бензин заказчику необходим был 20января, и задумался он об этой потребности не раньше и не позже, а именно... 19января. Понятно, что соблюсти требования законодательства о размещении заказапри выборе способа конкурентной закупки, когда отсутствие бензина грозитприостановкой деятельности учреждения, не представляется возможным.

Такая ситуация свидетельствует о халатностируководителя учреждения и об отсутствии с его стороны контроля за планированиемзакупочных мероприятий. Особенно очевидной бездеятельность руководителейстановится, если учесть, что лимиты бюджетных обязательств (далее - ЛБО) назакупки горюче-смазочных материалов в последние годы доводятся в декабрепредыдущего года.

Другой пример. Приближаясь к концу отчетного года,руководитель учреждения- заказчика с ужасом обнаруживает, что условияпрактически всех заключенных и пока еще действующих контрактов несоответствуют реальным потребностям заказчика! А именно:

  • каких-то товаров слишком много (поэтому не хватаетместа в складских помещениях), а в других товарах ощущается острая нехватка;
  • необходимость в выполняемых в настоящий момент работахотпала еще два месяца назад, а работы, которые собирались начать еще в серединегода, даже не поставлены в перспективу закупочных процедур.

Чтобы не возникало таких форс-мажорных ситуаций,руководителям учреждений-заказчиков следует руководствоваться Методическимирекомендациями и материалами по разработке прогнозов объемов продукции, закупаемойдля государственных и муниципальных нужд, приведенными в письме Минэконом­развитияРоссии от 02.05.06 № 6077-АШ/Д07 "О прогнозе объемов продукции, закупаемойдля государственных нужд, на 2007 год". Кроме того, следует обратитьвнимание и на письмо Федеральной налоговой службы от 26.02.06 № ВЕ-6-17/195@"О направлении формы плана-графика размещения заказов для государственныхнужд", где говорится о планировании мероприятий по размещению заказов.Заметим, к слову, что указанные методики содержат некоторые огрехи в частипрограммного обеспечения.

В соответствии со ст. 158 БК РФ главный распорядительутверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений, атакже обязан контролировать использование ими бюджетных средств. Поэтому всюответственность по осуществлению контроля за планированием процедур поразмещению заказов несет главный распорядитель. А в рамках учреждения-заказчикатакая ответственность возлагается на руководителя.

Поэтому мы настоятельно рекомендуем каждому руководителюучреждения-заказчика разработать и утвердить план-график проведения мероприятийпо размещению заказа на весь отчетный период. Такой документ будет весьмаполезен и с точки зрения правильности его составления, и с целью следования ему при осуществлении всех запланированныхмероприятий по размещению заказов.

В свою очередь, со стороны органов исполнительнойвласти проведение контроля за планированием и прогнозированием процессаразмещения заказов не предусмотрено.

Текущий контроль

Как уже говорилось выше, текущий контроль осуществляется в момент совершения хозяйственных и финансовых операций, проводимых учреждением-заказчиком. В рамках процедур размещения заказов он проводится в период от принятия решения о способе размещения заказа до момента возникновения правоотношений с победителем процедур размещения заказов.

Федеральное казначейство

Основным органом исполнительной власти, которыйпостоянно и ежедневно осуществляет текущий контроль исполнения бюджетаполучателями бюджетных средств, является Федеральное казначейство (далее -ФК). Поэтому на первый взгляд органы ФК могут претендовать на роль главного"уполномоченного" на осуществление текущего контроля в сфереразмещения заказов. К тому же согласно постановлению Правительства РФ от01.12.04 № 703 "О Федеральном казначействе", именно ФК осуществляетфункции по предварительному и текущему контролю за использованием средствфедерального бюджета, а также в некоторых случаях исполнения бюджета субъектаРФ и муниципального бюджета. Заметим, что в части контроля за исполнениемрегиональных и муниципальных бюджетов полномочия ФК определяются рамкамизаключенных между ними соглашений (ст. 215.1 БК РФ, ст. 65 Федерального законаот 06.10.03 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местногосамоуправления в Российской Федерации", приказ ФК от 22.03.05 № 1н"Об утверждении Порядка кассового обслуживания исполнения бюджетовсубъектов Российской Федерации и местных бюджетов территориальными органамиФедерального казначейства").

Но если внимательно прочесть перечень предоставленныхказначейству полномочий, то непосредственно обязанности проверки по соблюдениюклиентами норм закупочного законодательства мы в нем не обнаружим. Идействительно, для уста­новления четкости в позиции, "кто, что, кому и накаком основании должен" в сфере взаимоотношений с клиентами, наделеннымифункциями заказчиков, казначейство официально отказалось от функций контроля заразмещением заказов.

Свою позицию по этому вопросу ФК изложило в письме от06.02.06 № 42-7.1­15/5.1-50 "О полномочиях органов Федеральногоказначейства по проведению предварительного контроля за соблюдениемфедеральными учреждениями правил размещения заказов для государственныхнужд" Из содержания письма следует, что в рамках текущего контроля запроцессом исполнения расходов федерального бюджета полномочия ФК в отношении бюджетополучателейсводятся лишь к контролю:

  • за непревышением лимитов распределенных бюджетныхобязательств над утвержденными;
  • за непревышением кассовых расходов над лимитамибюджетных обязательств;
  • за соответствием содержания проводимой операции кодубюджетной классификации РФ, указанному в платежном документе;
  • за наличием у бюджетополучателя документов,подтверждающих возникновение у него денежных обязательств.

Согласно п. 56 Инструкции, утвержденной приказомМинфина России от 31.12.02 № 142н, установлено, что при оплате денежныхобязательств получатель средств представляет в орган Федерального казначействаследующие документы:

  • договор на поставку товаров, выполнение работ иоказание услуг, заключенный в любой предусмотренной для совершения сделокформе, если законом для договоров данного вида не установлена определеннаяформа;
  • документы, подтверждающие возникновение у получателясредств денежных обязательств, подлежащих оплате за счет средств федеральногобюджета.

При этом указанной Инструкцией не предусмотренооснований для отказа органом ФК в санкционировании оплаты представленногополучателем средств федерального бюджета платежного поручения из-за нарушенияим процедуры размещения заказа для государственных нужд.

Закон № 94-ФЗ также не возлагает контроль засоблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовыхактов РФ о размещении государственных заказов на органы Федеральногоказначейства.

Таким образом, в компетенцию органов ФК не входятфункции контроля за соблюдением федеральными учреждениями правил размещениязаказов для государственных нужд, и они не несут ответственности за оплатуденежных обязательств федеральных учреждений по государственным контрактам,размещенным с нарушением положений Закона № 94-ФЗ.

Вместе с тем не следует забывать о том, что с 1 января2007 г. Федеральное казначейство согласно постановлению Правительства РФ от03.03.06 № 117 является федеральным органом исполнительной власти,уполномоченным на ведение реестра государственных контрактов, заключенных отимени Российской Федерации по итогам размещения заказов. Порядок веденияуказанного реестра утвержден постановлением Правительства РФ от 27.12.06 № 807"Об утверждении Положения о ведении реестров государственных илимуниципальных контрактов, заключенных по итогам размещения заказов, и отребованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым иорганизацион­ным средствам обеспечения пользования официальным сайтом в сетиИнтернет, на котором размещаются указанные реестры". На селекторномсовещании органов ФК, прошедшем в конце 2006 г., всем территориальнымуправлениям ФК по субъектам РФ была дана установка о том, что в случаенепредставления заказчиком всей необходимой информации о заключенном контракте,предусмотренной Законом № 94-ФЗ, для внесения ее в реестр контрактов, это должнорассматриваться работниками органов ФК как неподтверждение денежногообязательства по данному контракту.

На основе вышесказанного можно сделать вывод о том,что, несмотря на отказ от осуществления текущего контроля за действиямиклиентов-заказчиков, органы ФК все-таки контролируют их на завершающем этапезакупочных процедур. Таким образом, органы ФК ставят в зависимостьподтверждение денежного обязательства перед поставщиками и подрядчиками отсоблюдения заказчиком требования законодательства о размещении заказов.

По имеющейся информации, в дальнейшем предполагаетсяувязать между собой программное обеспечение органов ФК по кассовомуобслуживанию и программное обеспечение по ведению реестра контрактов, чемпланируется достичь автоматизации процедуры проверки внесения сведений вреестр на дату подтверждения клиентом денежных обязательств.

Орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов

Наибольшей компетенций и максимальной силой воздействияна заказчиков на этапе непосредственного размещения заказа обладаютуполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказовгосударственные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления.

Органы исполнительной власти любого уровня должнысформировать соответствующие контрольные органы, которые должны быть наделеныполномочиями по осуществлению контроля в сфере размещения заказов на основаниисоответствующего нормативного акта. Такой контрольный орган должен быть созданне только в каждом субъекте РФ, но и в каждом муниципальном образовании.

В соответствии со ст. 17 Закона № 94-ФЗ контроль засоблюдением заказчиком законодательства Российской Федерации и иных нормативныхправовых актов РФ о размещении заказов уполномоченными органами осуществляетсяпутем плановых и внеплановых проверок.

Отметим, что не все уполномоченные органы имеют равныеполномочия. Структура и сфера деятельности органов, уполномоченных наосуществление контроля в сфере размещения заказов в РФ, по проведениювнеплановых проверок и рассмотрению жалоб, представлена в таблице:

Надо отметить, что органы исполнительной власти наразных уровнях и в разных регионах наделяют полномочиями по контролю различныеструктуры. Например, на федеральном уровне полномочиями по контролю в сфереразмещения заказов наделена Федеральная антимонопольная служба, вАрхангельской области ими обладает Департамент экономического развитияобластной администрации, а в Ярославле полномочиями контроля за размещениемгородского заказа наделено контрольно-ревизионное управление мэрии.

Свои контрольные функции "закупочные"контролеры реализуют путем вынесения обязательных для исполнения заказчикомпредложений и предписаний. Та­ким образом, контролеры регулируют правоотношениямежду заказчиками и участниками размещения заказа в целях обеспечения правхозяйствующих субъектов на равный доступ к участию в размещении заказа,справедливого отношения ко всем его участникам, недопущения предоставлениякакому-либо из участников преимуществ, не предусмотренных законодательством.

Напомним, что административный порядок обжалованиядействий организаторов и исполнителей закупочного процесса предусмотрен гл. 8Закона № 94-ФЗ. Как показала практика, он является весьма действенныминструментом защиты интересов участников размещения заказа на той стадии, когдаеще можно повлиять на результат конкурентной закупки.

Правительство РФ постановлением от 20.02.06 № 94 наделило Федеральную антимонопольнуюслужбу (далее - ФАС) статусом федерального органа исполнительной власти, уполномоченногона осуществление контроля в сфере разме­щения заказов на поставки товаров,выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд. Такимобразом, в настоящий момент именно ФАС России фактически поставлена на вершинупирамиды органов, деятельность которых направлена на осуществление контроля всфере размещения заказов, и наделена самым большим объемом полномочий.

Задача ФАС заключается в том, чтобы в процессеорганизации конкурентных закупок на первоначальной стадии (то есть еще вмомент публикации извещения о проведении открытых торгов, размещения конкурснойи аукционной документации и извещения о проведении открытых торгов на сайте,направления приглашений к участию в закрытых торгах, предоставлениядокументации, разъяснения положений документации о конкурсе или аукционе,сбора заявок) не допустить создания преимуществ отдельным участникам торгов,неравных стартовых условий.

При поступлении в ФАС жалобы в большинстве случаевпринимается решение о проведении внеплановой проверки деятельности заказчика,то есть сотрудники ФАС будут проводить контрольные мероприятия до заключениягосударственного или муниципального контракта, реализуя задачу текущегоконтроля действий заказчика.

Контрольные мероприятия производятся следующим образом:

  • путем запроса документов для дальнейшего их анализа ивыявления нарушений;
  • изучения информации, доступной на официальном сайте и вофициальном печатном издании.

Рассмотрение дела по существу работниками ФАСпроисходит с выходом за пределы внешнего тождества фактически поданной жалобе.Другими словами, заинтересованные лица могут указать на одно или нескольконарушений, которые затрагивают их интересы, а контролирующий органрассматривает на соответствие закону всю процедуру размещения заказа, выходяза рамки жалобы, в которой указывается на нарушение отдельно взятой процедуры.

Такая процедура в достаточной мере формализована сцелью объективной юридической оценки правомерности решения, принятогопредставителями ФАС, чтобы не было возможности обжаловать его попроцессуальным мотивам. Возможность вынесения решения ФАС, которое обязательнодля исполнения заказчиком, обосновывается соответствующим объемом полномочий.

То есть помимо реакции на поступившую жалобу ФАСвыносит отдельный документ (приказ) о проведении внеплановой проверки. В своюочередь, нарушения, не отраженные в жалобе, но установленные контролером входе проведения внеплановой проверки, уже не могут быть опровергнуты с тойпозиции, что заявитель не обжаловал именно эти действия заказчика.

Следует также отметить, что рассмотрение жалоб в ФАСносит некий "частно-публичный" характер. Это означает, чтовозбуждается дело на основании отдельной жалобы. Но остановить процедуруобжалования будет невозможно даже в случае, если заявитель воспользовалсяпредусмотренным законодательством о закупках правом на отзыв жалобы. А обнаруженныенарушения требований закупочных законодательных актов заказчику устранятьвсе-таки придется. Если, конечно, не последует обжалование выданногопредписания или предложения в судебной инстанции уже со стороны заказчика.

Обобщая наиболее часто выявляемые ФАС России нарушениязаконодательства, имевшие место в процессе организации и проведения закупокдля государственных и муниципальных нужд, можно выделить следующие:

  • нарушение заказчиками основных принципов торгов -открытости, равноправия, экономичности, эффективности;
  • замена процедуры открытых торгов на закупку продукции уединственного поставщика, исполнителя, подрядчика без законного на тооснования;
  • формирование конкурсной документации с учетом интересовконкретного поставщика.

Обжаловать решение ФАС можно в течение трех месяцев смомента его вынесения.

Последующий контроль

Итак, момент возникновения правоотношений с победителемпроцедур размещения заказов пройден, то есть витиеватые конкурентные процедурызавершены, по всем имевшимся жалобам осуществлен детальный "разборполетов". Так или иначе, но контрагент выявлен, контракт с ним подписан, идля заказчика наступает новый этап. Он заключается в возникновениигражданско-правовых отношений между заказчиком и поставщиком или подрядчиком,ставшим победителем процедуры размещения заказа.

И здесь заказчика ожидает "нашествие"представителей других ревизионных структур, которые проводят проверкисоблюдения законодательства о размещении заказов в рамках последующего контроля.

Основной целью проверки закупочной деятельностизаказчика при последующем контроле является защита интересов не столькоконкретных хозяйствующих субъектов, сколько защита интересов государства имуниципальных образований в целом, и в частности - защита интересов казны.

Задачей контролера в ситуации, когда деньги ужепотрачены, является выявление нарушений и формирование объективной оценкиобщественной опасности деяний заказчика.

Однако в отличие от контроля текущего, основныминструментом которого являются внеплановые проверки и рассмотрение жалоб,последующий контроль предполагает проведение плановых проверок, следствиемкоторых является тщательное изучение закупочной деятельности заказчика в целомза весь период, а не точечно по конкретным процедурам.

Очевидно, что при проведении мероприятий последующегоконтроля вынесение каких-либо предписаний или предложений контролирующимиорганами не имеет смысла, поскольку никаких юридических последствий в частипринудительного исполнения предписания оно повлечь не может. Ведь в случае,если на момент проведения проверки контрактные обязательства еще не исполнены,то контролер имеет возможность самостоятельно обратиться в судебную инстанциюс иском о признании размещения заказа недействительным.

Если все права и обязанности в рамках заключенногогосударственного или муниципального контракта уже реализованы, а, по мнениюпроверяющего, выявлены факты несоблюдения государственных интересов, то попыткаобращения в суд с целью приведения сторон договора в первоначальное положениене будет служить защитой государственных интересов по вопросам эффективностирасходования бюджетных средств. Ведь все денежные средства уже израсходованы, аполученные от поставщика материальные ценности могут быть списаны илииспользованы в производстве. В этом случае результатом проверки будут либоштрафные санкции, либо уголовная ответственность по переданным вправоохранительные органы материалам. Суровость наказания будет зависеть оттого, как будут квалифицированы действия должностного лица заказчика.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора

В проведении последующего контроля активно участвуетФедеральная служба финансово-бюджетного надзора РФ (далее - Росфиннадзор). Этаслужба находится в подчинении Минфина России и по своим функциям являетсяправопреемником Контрольно-ревизионного управления, упраздненного в 2005 г.Полномочия Росфиннадзора определяются постановлением Правительства РФ от15.06.04 № 278 "Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетногонадзора".

Заметим, между тем, что если вы решите установить наоснове нормативно-правовых актов объем полномочий Росфиннадзора в частиосуществления контроля в сфере размещения заказа за законностью действий учреждений-заказчиков,то однозначного ответа найти не удастся. Еще в марте 2006 г. руководитель РосфиннадзораС.Ю. Павленко отметил это в своем интервью, данном в рамках проводимойкомпанией "Гарант" интернет-конференции, сказав, что на федеральномуровне очень четко разграничены между органами власти функции по контролю зазакупками: само процедурное размещение заказа - это епархия ФАС России; зарегистрацию контрактов отвечает Федеральное казначейство, а уж порядок исполненияконтрактных обязательств и степень эффективности расходования федеральныхбюджетных средств на основании заключенного соглашения - предмет пристальноговнимания Росфиннадзора.

Таким образом, закреплено действующим законодательствоми фактически про­возглашено руководителем Росфиннадзора то, что соблюдениепроцедур размещения заказов федеральными бюджетными учреждениями, наделеннымифункциями государственного заказчика, не входит в компетенцию этого органафедеральной исполнительной власти. В свою очередь, отметим, что одной изосновных задач Росфиннадзора является проверка эффективности расходова­ниябюджетных средств.

В то же время в марте 2007 г. Федеральнойантимонопольной службой и Федеральной службой финансово-бюджетного надзорабыло подписано соглашение "О сотрудничестве и координации деятельности приосуществлении полномочий в установленных сферах деятельности". Целью этогосоглашения стала выработка данными органами исполнительной властисогласованной политики по обеспечению соблюдения Закона № 94-ФЗ.

В соответствии с соглашением ФАС России должнапредоставлять в Росфиннадзор следующую информацию:

  • о количестве дел об административных правонарушенияхпри размещении заказов, возбужденных ФАС России по информации Росфиннандзора вотношении получателей бюджетных средств;
  • о сумме наложенных и взысканных штрафов;
  • о привлечении к административной ответственностидолжностных лиц;
  • о судебных решениях по делам о признании размещениязаказа недействительным;
  • обзоры административной практики в сфере размещениязаказов.

Со своей стороны Росфиннадзор должен представлять в ФАСинформацию о нарушениях законодательства о размещении заказов, выявленную входе ревизий и проверок в финансово-бюджетной сфере.

Таким образом, ревизоры Росфиннадзора при проведениипоследующего контроля и надзора за использованием средств федеральногобюджета, средств государственных внебюджетных фондов, обязаны отмечать тефакты, которые считают нарушениями в области размещения заказа, и передаватьэту информацию в ФАС. А в дальнейшем представители Росфиннадзора имеют правоинтересоваться мерами, принятыми ФАС в отношении нерадивых заказчиков наосновании предоставленных ими сведений.

Счетная палата

Еще одной структурой, обладающей весьма широкимспектром полномочий по осуществлению последующего контроля, является Счетнаяпалата РФ.

Напомним, что в соответствии с Федеральным законом от11.01.95 № 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Счетная палатаявляется постоянно действующим органом государственного финансового контроля,образуемым Федеральным Собранием РФ и осуществляющим контроль за исполнениемфедерального бюджета на основе принципов законности, объективности,независимости и гласности. При этом контрольные полномочия Счетной палатыраспространяются на все государственные органы и учреждения в РоссийскойФедерации, на федеральные внебюджетные фонды, органы местного самоуправления,предприятия, организации, банки, страховые компании и другиефинансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединениянезависимо от видов и форм собственности.

По результатам контрольных мероприятий Счетная палатанаправляет орга­нам государственной власти, руководителям предприятий,учреждений и организаций представления для принятия мер по устранениювыявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечениюк ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства РФ.Если в ходе проведения проверки или ревизии обнаружены признаки преступлений,предусмотренных Уголовным кодексом РФ, Счетная палата незамедлительно передаетматериалы контрольного мероприятия в правоохранительные органы.

В рамках определения эффективности и целесообразностирасходов государственных средств и использования федеральной собственности наосновании ст. 2 Закона № 4-ФЗ Счетная палата при необходимости исследуетдеятельность всех участников размещения государственного заказа.

Отметим, что наиболее часто выявляемыми нарушениями в ходе проверокпредставителями Счетной палаты являются неиспользование предусмотренныхзаконодательством способов закупки продукции, нарушение сроков и порядкапроведения торгов и заключения контрактов.

В сущности, когда речь идет о контроле за целевойнаправленностью и эффективностью использования средств федерального бюджета ифедеральных государственных внебюджетных фондов, полномочия Счетной палаты РФи Федеральной службы финансово-бюджетного надзора не могут не пересекаться.Однако при этом следует иметь в виду, что Росфиннадзор представляет интересыПравительства РФ, а Счетная палата подотчетна только Федеральному собранию РФ.

Помимо федеральных структур, конечно, существуют службыи департаменты надзора на уровне субъектов РФ и муниципальных образований, тоесть контрольно-ревизионные органы субъектов РФ и органов местногосамоуправления. Региональные и местные органы финансового контроля действуют всоответствии со своими положениями в рамках предоставленных им полномочий, осуществляютпроверку правильности расходования средств соответствующего бюджета. Но посколькуспецифика их правового статуса в каждом субъекте и муниципальном образованиинастолько различна, то говорить об основных тенденциях и направлениях ихдеятельности в рамках настоящей статьи не представляется возможным.

Прокуратура

Завершает "великолепную семерку" прокуратура,которая представляет собой единую федеральную централизованную систему органов,осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением КонституцииРФ и исполнением законов, действующих на территории страны. Прокуратура осуществляетсвою деятельность на основании Федерального закона от 17.01.92 № 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации"

Этот орган исполнительной власти в основном отслеживаетсоблюдение властными структурами пределов своих полномочий в рамках нормотворчествапри издании нормативно-правовых актов, регламентирующих сферу размещениягосударственного и муниципального заказа. Как правило, прокуратура являетсяинициатором судебных процессов по отмене тех нормативных актов, которые принятыс превышением пределов предоставленных полномочий и вступают в противоречие ссуществующей нормативной базой, находящейся на более высоком уровне поюридической силе.

Порой органы прокуратуры РФ обращают внимание и надействия заказчиков по размещению заказа. В случае выявления нарушенияпредставители прокуратуры обращаются в суд с целью признания конкретнойпроцедуры недействительной.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 21.15%
  • Над составлением бюджетной сметы 7.69%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 67.31%
  • Над налоговой отчетностью 25%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль