Новый Лесной кодекс: смена собственника лесного фонда

1807
С 1 января 2007 г. вступил в действие новый Лесной кодекс Российской Федерации, который установил принципиально новые подходы в области лесных отношений. С одной стороны, лесной фонд оставлен в федеральной собственности, с другой – большая часть полномочий государства в этой сфере передана органам исполнительной власти субъектов РФ, и тем самым обеспечена децентрализация управления лесами. Кодекс законодательно ввел новые экономические отношения, направленные прежде всего на повышение эффективности использования лесного фонда страны, а также на обеспечение воспроизводства лесов, их охрану и защиту.

Введение в действие Лесного кодекса в столь короткий срок с момента его принятия требует колоссальных усилий как на федеральном, так и региональном уровне, поскольку необходимо обеспечить непрерывность лесопользования и одновременную трансформацию лесного хозяйства с учетом новых условий, разработку соответствующей нормативно-правовой базы, обеспечивающей качественную реализацию норм кодекса.

Источники финансирования

Сегодня сохранена преемственность арендных и иныхдоговорных отношений в лесном секторе экономики, обеспечена своевременнаяпередача Федеральным агентством лесного хозяйства (Рослесхозом) лесхозов ииных учреждений лесного хозяйства как имущественных комплексов в собственностьорганов исполнительной власти субъектов РФ, разработаны отдельные механизмы вчасти финансового обеспечения переданных полномочий и т. д.

Наиболее сложными, с нашей точки зрения, являютсяэкономические вопросы, так как именно они решают проблемы планированиялесохозяйственных работ и услуг, их финансирования, эффективности использованиявыделенных на это средств из федерального бюджета, осуществления действенногомониторинга за качеством исполнения переданных полномочий.

Статья 83 Лесного кодекса РФ установила, чтофинансирование переданных полномочий в области лесных отношений субъектам РФосуществляется за счет субвенций, выделяемых из Федерального фонда компенсаций,а выполнение комплекса лесохозяйственных работ и услуг, если для их реализациинет уполномоченного на то исполнителя, осуществляется в соответствии стребованиями Федерального закона от 21.07.05 № 94-ФЗ (далее - Закон № 94-ФЗ).

Это абсолютно новое требование.

До введения в действие нового Лесного кодексапрактически весь объем работ в лесном хозяйстве выполнялся специальнымигосударственными учреждениями - лесхозами, иными специализированнымиорганизациями Рослесхоза и частично арендаторами участков лесного фонда идругими лесопользователями. При этом их затратная составляющая включала всебя, в большинстве своем, только прямые расходы. Финансовая база состояла изсредств федерального бюджета и доходов от предпринимательской и инойприносящей доход деятельности, причем в целом по Российской Федерации удельныйвес доходов от предпринимательской деятельности в лесном хозяйстве составлялболее 70%.

Теперь жеорган исполнительной власти субъекта РФ в области лесных отношений иРослесхоз, как главный распорядитель средств, должны использовать иные подходы.Поскольку выполнение лесохозяйственных работ по Лесному кодексу должноосуществляться на конкурсной основе, то каждая такая работа должна иметь четкиеколичественные, качественные и стоимостные измерители, а также четкуютехнологию ее исполнения, критерии оценки и т.п.

Таким образом, речь идет о формировании в лесномхозяйстве целевых прогнозных показателей государственных услуг, их паспортов истандартов.

Кроме того, субвенции федерального бюджета выделяютсяоргану исполнительной власти субъекта РФ в области лесных отношений, исходя изустановленного Рослесхозом норматива затрат на единицу площадиэксплуатационных и защитных лесов. При этом площади резервных лесов неучитываются.

Нормативы затрат

Здесь следует обратить внимание на то, что расчетнорматива затрат на ведение лесного хозяйства - достаточно трудоемкая икропотливая работа, так как на его величину существенное влияние оказываютперечень выполняемых работ, технология и сроки (период) их исполнения,применяемый при этом комплекс машин и механизмов, породный состав насаждений,вид почвенного покрова, степень доступности лесов и т. п. Не случайно для этого необходимо формировать специальныерасчетно-технологические карты, которые позволяют учесть все вышеуказанныенюансы.

Поэтому данные нормативы могут отличаться друг от другадаже в регионах, расположенных в одном федеральном округе.

Размещение государственных заказов в области лесногохозяйства на конкурсной основе в рамках Закона № 94-ФЗ приведет так или иначек удорожанию работ. Это произойдет за счет того, что в стоимость выполненияработ надо будет включать плановые накопления (прибыль) и, кроме того, исчисляемыйв соответствии с нормами Налогового кодекса РФ налог на добавленную стоимость.

Рассчитывая нормативы затрат, расходы на ведениелесного хозяйства, а также объем субвенций на реализацию полномочий РоссийскойФедерации в области лесных отношений, переданных субъектам РФ, следует учитыватьто обстоятельство, что федеральный бюджет не сможет сиюминутно возместитьсубвенциями доходы от предпринимательской и иной приносящей доходдеятельности. Поэтому данный источник финансирования должен учитываться.

На наш взгляд, при расчете субвенций должен вобязательном порядке учитываться такой фактор, как уровень доходности лесногохозяйства соответствующего региона. Под доходностью здесь понимается суммаплатежей за пользование лесным фондом в виде лесных податей, арендной платы,которая поступает в бюджетную систему соответствующего субъекта РФ. Она напрямуюзависит, в частности, от уровня лесистости, категории лесов, их породногосостава, спроса на древесину и другого. Так, например, доходность лесногохозяйства регионов Северо-Запада, Урала, Сибири и Дальнего Востока сегоднягораздо выше, чем в Центральном, Поволжском и Кавказском округах.

Это обстоятельство, по сути, обеспечит приоритетноевнедрение в регионах передачи участков лесного фонда на условиях качественнойподготовки и организации лесных аукционов, повышение качества, доступности иобъемов используемых лесных ресурсов, оптимизации использования лесов. Поэтомуна федеральном уровне должен быть разработан абсолютно четкий прозрачныймеханизм соответствующего, если можно так сказать, перераспределения средствсубвенций на финансирование полномочий в области лесных отношений.

Планирование

Лесной кодекс РФ установил новые требования корганизации самой процедуры планирования. Теперь основным документом на уровнерегиона является Лесной план субъекта РФ, а на уровне лесничества или лесопарка- Лесохозяйственный регламент.

Лесной план субъекта РФ должен включать в себя всемеханизмы планирования системы управления лесами, их использования, охраны,защиты и воспроизводства, расчеты затрат на ведение лесного хозяйства иисточников их покрытия, а также действенную систему контроля за обеспечениемего выполнения. Он должен тщательно учитывать целевое назначение лесов, причемпристальное внимание должно быть обращено на особо охраняемые природныетерритории.

Согласно нормам Лесного кодекса форма Лесного планасубъекта РФ и порядок его формирования должны утверждаться постановлениемПравительства РФ, а Лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка -приказом Министерства природных ресурсов РФ.

На сегодняшний день данные документы еще не утверждены,поэтому более детально об особенностях их формирования поговорим на страницахжурнала позднее.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 22.92%
  • Над составлением бюджетной сметы 8.33%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 68.75%
  • Над налоговой отчетностью 22.92%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль