Реструктуризация бюджетного сектора

5365
В соответствии с принципами реструктуризации бюджетного сектора в Российской Федерации, одобренными постановлением Правительства РФ от 22.05.04 № 249, и в рамках реализации положений Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006–2008 гг.), разработан и принят Федеральный закон от 03.11.06 № 174-ФЗ “Об автономных учреждениях”, который предусматривает преобразование значительной части учреждений сферы образования, культуры, науки, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта в новый тип организационно-правовой формы – государственные (муниципальные) автономные учреждения.

Программой социально-экономического развития на2006-2008 гг. предусмотрено совершенствование управления действующей сетьюучреждений, формирование новых подходов к их финансированию, ориентированныхна результативность(нормативноефинансирование,финансирование через государственный(муниципальный) заказ, предоставление субсидий, кредитование и др.), преждевсего через введение новых разновидностей организационно-правовых формучреждений социально-культурной сферы.

Смысл реструктуризации бюджетных учреждений заключаетсяв обеспечении установленных для населения социальных гарантий, для чегоорганизациям социальной сферы, находящимся в собственности государства(муниципалитета), устанавливаются государственные задания, за ними закрепляетсявыполнение определенных социальных функций. При этом механизм функционированияэтих организаций должен обеспечить как обязательное развитие их материально-техническойбазы, так и использование ими новых технологий и методик.

Основная цель Федерального закона от 03.11.06 № 174-ФЗ"Об автономных учреждениях" - предоставление государственным(муниципальным) учреждениям большей самостоятельности в осуществлениипоставленных перед ними задач, и в то же время большей ответственности, атакже создание механизмов, позволяющих повысить эффективность, в т. ч.экономическую, функционирования организаций социально-культурной сферы вусловиях введения новых организационно-правовых форм. Необходимость появлениятаких юридических лиц вызвана потребностью предоставления ряду учрежденийбольшей свободы в распоряжении имеющимся у них имуществом и оказании имиплатных услуг населению при условии сохранения соответствующей частибесплатных (финансируемых государством) услуг. Автономные учреждения при всейпредоставляемой им свободе экономической деятельностиостаются некоммерческими организациями, которые финансируютсяпублично-правовыми образованиями - собственниками их имущества и оказываютпрежде всего бесплатные или льготные услуги населению.

Существующей модели предоставления бюджетных услугприсущ ряд принципиальных недостатков: нерациональное распределение средстввнутри бюджетной сети; низкая эффективность деятельности учреждений; ухудшениекачества оказываемых услуг на бесплатной основе; высокий уровень теневыхдоходов в бюджетном секторе; ограничение права потребителей на выбор поставщикауслуг.

Статус бюджетных учреждений не вполне соответствуетпринципам нормативно-целевого финансирования, так как предполагает ограниченияхозяйственной самостоятельности (регламентацию направления расходов) иотсутствие полной ответственности учреждения по своим обязательствам. Поэтомуширокое внедрение новых форм финансирования бюджетных услуг предполагаетреструктуризацию бюджетной сети и диверсификацию организационно-правовых форм,в которых могут существовать организации, оказывающие бюджетные услуги.

Для автономных учреждений предусматриваются болеегибкие формы бюджетного финансирования по результату, финансовая прозрачность,более свободный режим экономической деятельности за пределами бюджетных обязательств,ограничение субсидиарной ответственности собственника, изменение режимауправления имуществом, приобретенным за счет собственных средств.

По сути, дополнение бюджетных учреждений новойорганизационно-правовой формой - автономным учреждением - обеспечивает переходот управления затратами к управлению по результатам и тем самым повышениеэффективности бюджетных расходов.

Автономные учреждения могут быть организованы как путемих создания, так и путем изменения типа существующих государственных(муниципальных) учреждений при условии, что такое преобразование не повлечетза собой нарушения прав граждан в социально-культурной сфере, в т. ч. права наполучение бесплатного образования и на участие в культурной жизни.

Основными критериями при изменении типа существующихгосударственных (муниципальных) учреждений являются: возможность сохранениягосударственных гарантий и заданий; высокая доля внебюджетных доходов;приспособленность учреждений к самостоятельной рыночной деятельности; наличиеконкурентной среды.

Решение о создании автономных учреждений путемизменения типа существующих государственных (муниципальных) учрежденийпринимается по их инициативе либо с их согласия.

Учредителями автономных учреждений могут быть толькоорганы исполнительной власти Российской Федерации, субъекта РФ или органыместного самоуправления. Совместное учредительство автономных учреждений (в т.ч. различными органами власти или местного самоуправления) не допускается.

Изменение типа существующих государственных(муниципальных) учреждений здравоохранения Законом не допускается, однакопредусматривается создание новых автономных учреждений в сфере здравоохранения.

Основными отличиями автономных учреждений от бюджетныхявляются: финансирование их деятельности из бюджета, внебюджетных фондов не посмете, а в форме субвенций и субсидий; самостоятельное распоряжение любым имуществом,в т. ч. денежными средствами, за исключением недвижимого и особо ценногодвижимого имущества; расширенная по сравнению с бюджетными учреждениямиответственность по обязательствам, а также наличие в структуре органовуправления наблюдательного совета, формируемого учредителем. Наблюдательныйсовет создается в целях придания гласности процессу принятия решений по важнымвопросам и может принести пользу в обеспечении прозрачности экономическойдеятельности автономного учреждения как для общества, так и для учредителя.

Основной экономический эффект от реструктуризацииучреждений можно ожидать за счет повышения заинтересованности преобразованныхучреждений в оптимизации структуры расходов и их объемов, поскольку этопозволит расходовать сэкономленные средства на те нужды, которые учреждениесчитает для себя приоритетными.

Введение в законодательство новой разновидностиорганизационно-правовой формы может быть осуществлено при условии внесениясоответствующих изменений в отдельные законодательные акты РоссийскойФедерации.

Федеральный закон от 03.11.06 № 175-ФЗ «О внесенииизменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятиемФедерального закона "Об автономных учреждениях", а также в целяхуточнения правоспособности государственных и муниципальных учреждений"»предусматривает внесение изменений в Гражданский и Налоговый кодексы РФ, вФедеральный закон от 12.01.96 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"с целью закрепления правового режима имущества автономных учреждений и ихответственности по своим обязательствам, а также изменения в отраслевомзаконодательстве. Для осуществления финансовой деятельности по переходу отсметного финансирования к выполнению по факту оказания услуг предусматриваетсяи внесение изменений в Бюджетный кодекс РФ.

Вносимые изменения позволят устранить имеющие местопротиворечия между Федеральным законом "Об автономных учреждениях" идействующими законодательными актами Российской Федерации.

В соответствии с Планом мероприятий, обеспечивающихреализацию Федерального закона, предусмотрена разработка проектовпостановлений, которые планируется внести в Правительство РФ и принять их втечение 2007 года. Разработка постановлений носит отраслевой характер иотражает отраслевые интересы. Основной принцип при этом - сохранение в полномобъеме конституционных прав граждан и закрепленных гарантий. Принятие постановленийПравительства РФ позволит обеспечить оперативность процесса перевода бюджетныхучреждений в новый тип организационно-правовой формы.

Прежде всего утверждается форма предложения о созданииавтономных учреждений путем изменения типа существующих государственных(муниципальных) учреждений, которая содержит обоснования для этого, сведения оцелях и направлениях деятельности создаваемых автономных учреждений, обимуществе, подлежащем передаче в их оперативное управление. Установление единойформы сведений о государственных (муниципальных) учреждениях позволит объективнои обоснованно принимать решения об изменении их типа на автономные.

Устанавливается также порядок определения видов особоценного движимого имущества, без которого осуществление основной деятельностиавтономного учреждения будет существенно затруднено. Принятиеданного постановления будет способствовать сохранению имущества, необходимогодля обеспечения государственных социальных гарантий, обеспечению качествапредоставляемых автономными учреждениями услуг.

Будут определены перечни государственных(муниципальных) учреждений, тип которых не подлежит изменению. Основнымикритериями при этом будут сохранение государственных гарантий и заданий,отсутствие возможности привлечения бюджетными учреждениями внебюджетныхсредств, обеспечение экологического и санитарно-эпидемиологическогоблагополучия населения.

Установление задания является обязательным дляавтономных учреждений. Фи­нансовое обеспечение его выполнения будет осуществлятьсяучредителем с учетом расходов на содержание недвижимого и особо ценногодвижимого имущества, на уплату налогов, а также финансирования программразвития автономного учреждения, если таковые будут утверждены. При сдаче варенду недвижимого и особо ценного движимого имущества с согласиясобственника, его финансовое обеспечение не осуществляется.

Предусматривается ежегодный отчет о деятельности и обиспользовании имущества автономными учреждениями. Он должен содержать сведенияо результатах, достигнутых за соответствующий период, и качествепредоставляемых услуг, а также о движении денежных средств и использованиивнебюджетных доходов.

Автономные учреждения в силу финансовой гибкости,прозрачности и открытости своей деятельности являются более адекватнойсовременным реалиям организационно-правовой формой. Российская Федерация,субъект РФ или муниципальное образование самостоятельно принимают решение обизменении типа подведомственных им бюджетных учреждений. Учредитель сможетболее рационально осуществлять финансирование предоставляемых населению услуг,увеличивая задания тем учреждениям, которые обеспечивают более высокоекачество. Введение конкурентных начал в распределение задания на оказаниебюджетных услуг будет стимулировать автономные учреждения к ориентации напотребителя.

Таким образом, преобразование учреждений в новыеорганизационно-правовые формы некоммерческих организаций позволит решитьвопрос внедрения в бюджетной сфере новых экономических механизмов иодновременно обеспечить надежную основу для реализации социальных гарантий,сохранив объекты социальной сферы в государственной (муниципальной)собственности; стать средством привлечения инвестиций в отрасли социальнойсферы и расширения источников финансирования текущей деятельности этихорганизаций; получить необходимые стимулы и условия для существенногоповышения эффективности использования кадровых, материально-технических ифинансовых ресурсов; создать конкурентные способы распределения бюджетныхсредств, соперничество между организациями за получателя социальных услуг; повыситькачество предоставляемых населению услуг.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 32.26%
  • Над составлением бюджетной сметы 9.68%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 70.97%
  • Над налоговой отчетностью 19.35%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль