Анализ нарушений Федерального закона от 21.07.05 № 94-ФЗ

1258
Тема госзаказа остается на сегодняшний день очень актуальной. Поэтому мы продолжаем рассматривать вопросы о грядущих изменениях в Законе № 94-ФЗ. Второй год в стране действует принципиально новая система размещения государственного и муниципального заказа. И заказчикам, и поставщикам пришлось осваивать новый порядок размещения заказов и учиться более детально готовить документацию. Вместе с тем для повышения эффективности как контрольной деятельности, так и самой системы размещения заказов, в настоящий момент готовится к принятию ряд изменений в закон.

Основные нарушения

Многим участникам размещения заказов пришлось освоить инеизвестную ранее процедуру обжалования в ФАС России и Рособоронзаказе действий(бездействия) заказчиков.

Так, за период, прошедший со дня вступления в силузакона о размещении заказов, ФАС России рассмотрела более 1500 жалоб надействия (бездействие) заказчиков, уполномоченных органов, конкурсныхкомиссий, специализированных организаций, было проведено более 1000 плановых ивнеплановых проверок, выдано более 1300 предписаний и предложений об устранениинарушений, допущенных при проведении процедур размещения заказов.

По результатам рассмотрения жалоб и проведения проверокФАС России выявила следующие основные нарушения законодательства:

  • заказчики не устанавливаютзначения критериев оценки заявок на участие в конкурсе и не определяют порядокоценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, что делает процедуру непрозрачнойи является грубым нарушением закона о размещении заказов;
  • в конкурсной документации заказчики устанавливают непредусмотренные законом о размещении заказов требования к участникамразмещения заказа, например, наличие опыта выполнения работ (оказание услуг),наличие квалифицированного персонала, наличие производственных мощностей иматериально-технических ресурсов, что также является грубым нарушением, и прирассмотрении жалоб ФАС России данные процедуры отменяет;
  • заказчики нарушают предусмотренные законом о размещениизаказов сроки проведения процедуры вскрытия конвертов, рассмотрения заявок научастие в конкурсе, оценки и сопоставления заявок;
  • в конкурсной документации заказчики устанавливаюттребования о предоставлении в составе заявки на участие в конкурсе документови сведений, не предусмотренных законом о размещении заказов.

Некоторые из указанных нарушений явились результатомтого, что в законе о размещении заказов содержатся неоднозначные нормы. Ипринятием изменений к закону в первую очередь планируется решить основныепроблемы, выявленные при рассмотрении обращений заказчиков, направленных вадрес Федеральной антимонопольной службы и Министерства экономическогоразвития и торговли РФ, а также поставить более прочный заслон на путинарушителей.

Какие нужны изменения

После принятия рассматриваемых поправок действие законао размещении заказов будет распространяться на все закупки вне зависимости отих суммы. Сейчас законом регулируются только закупки на сумму, превышающуюустановленный Центральным банком РФ предельный размер расчетов наличнымиденьгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке (сейчас60 тыс. руб.), что позволяет недобросовестным заказчикам уходить от использованияторгов или запроса котировок путем дробления заказов, несмотря на ответственность,предусмотренную Кодексом РФ об административных правонарушениях. При этом узаказчиков появится возможность размещать заказы у единственного поставщика(исполнителя, подрядчика) в случае, если размещается заказ на сумму, непревышающую предельный размер расчетов наличными деньгами. При этом заказы напоставки одноименных товаров, выполне­ние одноименных работ, оказаниеодноименных услуг заказчик сможет размещать без проведения торгов и запросакотировок в течение квартала на сумму, не превышающую предельного размерарасчетов наличными деньгами.

Заказчикам также будет предоставлено право изменятьколичество всех предусмотренных контрактом товаров, объем всех предусмотренныхконтрактом работ и услуг на величину до десяти процентов такого количества илиобъема при выявлении потребности в дополнительных товарах, работах, услугах. Внастоящий момент заказчики могут корректировать государственный или муниципальныйконтракт только в пределах пяти процентов и только в отношении работ и услуг.

Другим нововведением, призванным облегчить жизньзаказчикам, станет положение о том, что в случае расторжения контракта в связис неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (исполнителем,подрядчиком) своих обязательств по такому контракту заказчику будетпредоставлено право заключить контракт с участником размещения заказа, скоторым в соответствии с законом о размещении заказов заключается контракт приуклонении победителя торгов или победителя в проведении запроса котировок отзаключения контракта. Однако для этого потребуется согласие такого участника.При этом если до расторжения государственного или муниципального контрактаобязательства были частично исполнены, при заключении нового контрактаколичество поставляемого товара, объем выполняемых работ, оказываемых услуг, атакже цена контракта должны быть уменьшены на соответствующую величину.

Решается также и проблема с проведением совместныхторгов на выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг. Действующаяредакция закона позволяет проводить совместные торги только в отношенииодноименных товаров, что на практике вызвало достаточно много проблем,особенно во взаимоотношениях заказчиков субъектов РФ и муниципальныхзаказчиков.

Пересмотру подвергнутся практически все процессуальныесроки, установленные законом. Так, все сроки, касающиеся составленияпротоколов, публикации изменений в извещение, передачи контрактов победителямторгов и др., будут измеряться не в календарных, а рабочих днях. А срок,предоставленный на рассмотрение заявок на участие в конкурсе, будет увеличен сдесяти до двадцати дней.

Кроме того, заказчику будет предоставлено право вноситьизменения в извещение о проведении конкурса (аукциона), а также в конкурснуюдокументацию (документацию об аукционе) не позднее чем за пять дней до дняокончания подачи заявок на участие в конкурсе (аукционе). При этом будетустановлен запрет на изменение предмета торгов, так как данное право заказчикапривело к многочисленным злоупотреблениям. Что касается срока подачи заявок научастие в конкурсе (аукционе), то заказчик должен будет продлить его так, чтобысо дня опубликования в официальном печатном издании и размещения наофициальном сайте внесенных изменений до даты окончания подачи заявок научастие в конкурсе (аукционе) такой срок составлял не менее чем двадцать(пятнадцать) дней.

В связи с многочисленными нарушениями закона оразмещении заказов будет установлен прямой запрет на включение в конкурснуюдокументацию (документацию об аукционе), в т. ч. и в форме требований ккачеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, к функциональнымхарактеристикам (потребительским свойствам) товара, требований к участникуразмещения заказа. Это касается и требований к квалификации участникаразмещения заказа, включая наличие у него опыта работы, а также требования кего деловой репутации, требования к наличию производственных мощностей,технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов,необходимых для выполнения контракта.

Большое количество проблем, существенные финансовыезатраты заказчиков на организацию торгов были вызваны большим объемоминформации, содержащейся в извещении о проведении торгов, а также обязанностьюзаказчика размещать итоговый протокол как по результатам торгов, так и порезультатам запроса котировок не только на официальных сайтах в сети Интернет,но и в официальных печатных изданиях. Подготовленные изменения в закон о размещениизаказов отменяют обязательность размещения протоколов в официальных печатныхизданиях и существенно сокращают объем информации, содержащейся в извещениях.

Что касается электронных аукционов, то после внесенияизменений их проведение станет возможным в случае, если начальная(максимальная) цена государственного или муниципального контракта (цена лота)не превышает один миллион рублей. В настоящий момент пороговая сумма контрактасоставляет пятьсот тысяч рублей, что существенно сдерживает развитие электроннойторговли, особенно на региональном уровне.

Пересмотру подвергнется и запрос котировок. Так, взаконопроекте предусмотрено увеличение максимальной цены государственного илимуниципального контракта, заключаемого с использованием данной процедуры сдвухсот пятидесяти до пятисот тысяч. При этом в случае размещения заказа насумму от двухсот пятидесяти до пятисот тысяч рублей, извещение о проведениизапроса котировок и проект контракта, заключаемого по результатам проведениятакого запроса, должны будут размещаться на официальном сайте не менее чем засемь рабочих дней до дня истечения срока представления котировочных заявок, апри размещении заказа на сумму, не превышающую двести пятьдесят тысяч рублей,по-прежнему не менее чем за четыре рабочих дня.

При этом в случае, если после повторного размещениизаказа путем запроса котировок не подана ни одна котировочная заявка, заказчикпо согласованию с органом, уполномоченным на осуществление контроля в сфереразмещения заказов, сможет разместить заказ у единственного поставщика(исполнителя, подрядчика).

Также будет пересмотрен и перечень случаев, когдазаказчик будет вправе разместить заказ у единственного поставщика(исполнителя, подрядчика). Так, к ус­лугам естественных монополистов,водоснабжения и водоотведения будут добавлены услуги канализации,теплоснабжения, услуги по газоснабжению (за исключением услуг по реализациисжиженного газа) по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам(тарифам). Кроме того, без проведения торгов и запроса котировок заказчикисмогут заключать договоры энергоснабжения или купли-продажи электрическойэнергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии, а также наразмещение информации в официальном печатном издании.

Законопроект предусматривает и иные необходимыеизменения в закон о размещении заказов, которые при сохранении концептуальныхподходов, заложенных в законе, устранят его недостатки, связанные с имеющимисяадминистративными барьерами, пробелами и неточностями. Это позволит заказчикамполноценно использовать весь инструментарий, заложенный законодателем.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль