Республиканская схема администрирования поступлений

1296
Полномочия администраторов поступлений в бюджет в отношении каждого источника доходов четко определяют ответственного за уплату обязательств в бюджет и возврат излишне или ошибочно зачисленных сумм. Практика показывает, что многие из возникающих проблем можно решить в самих регионах.

Полномочия и коды

В связи с отсутствием разъяснений о присвоении кодовадминистраторов в первоначальном законе (решении) о бюджете на 2005 г., кодыадминистраторов были присвоены в соответствии с федеральным перечнем министерстви ведомств. Исполнение закона (решения) о бюджете по предусмотренным кодамоказалось невозможным, т. к. доходы по коду администратора отразились бы пофедеральным органам исполнительной власти. А нормативные документы содержалитолько требование обеспечения преемственности кодов. В результате долгихконсультаций стало понятно, что коды администраторов не должны повторяться.

Уже в Указаниях по применению бюджетной классификации,утвержденных приказом Минфина России от 21.12.05 № 152н, введено ограничение, всоответствии с которым коды администраторов поступлений в нижестоящие бюджетыне могут совпадать с кодами администраторов поступлений, установленныминормативными правовыми актами Российской Федерации. Так, органы государственнойвласти субъекта РФ не вправе устанавливать коды администраторов, совпадающие скодами администраторов поступлений в региональный бюджет, установленнымифедеральными нормативными правовыми актами. А органы местного самоуправленияне вправе устанавливать коды администраторов, совпадающие с кодамиадминистраторов поступлений в местные бюджеты, установленными вышестоящимиорганами власти и управления.

В Республике Бурятия к апрелю 2005 г., когдаадминистраторам присвоили свои коды, накопилось несколько десятков миллионоврублей невыясненных поступ­лений. По муниципальным образованиям количествоадминистраторов колебалось от 1 до 15 единиц. Органы Федерального казначействаоказались не готовы работать с каждым администратором и, как следствие, незаключили соглашения с администраторами местных бюджетов. Чтобы обеспечитьисполнение бюджетов, оперативную работу по уточнению невыясненных поступленийс администраторами поступлений местных бюджетов взял на себя Минфин Бурятии.

В соответствии с заключенным соглашением органФедерального казначейства ежедневно направлял в министерство ведомость учетаневыясненных поступлений по форме приложения 6 к приказу Минфина России от16.12.04 № 116н. Полученный реестр "разрезался" по муниципальнымобразованиям и доводился до администраторов поступлений в районах и городахреспублики через территориальные отделения Минфина Бурятии. Уведомления обуточнении вида и принадлежности платежа заполнялись администратором поступленийместного бюджета на основании заявлений и копий платежных поручений плательщиковна каждую отдельную сумму, отраженную в ведомости учета невыясненныхпоступлений. Оформленные уведомления Минфин Бурятии направлял в органФедерального казначейства. Такая схема работы была несовершенна, но необходимаи, главное, она работала.

В 2006 г. законом (решением) о бюджете все поступлениябыли закреплены за конкретными администраторами. Нормативными документамиопределено, что администраторами поступлений по группе доходов "2 00 0000000 - безвозмездные поступления", а также по подгруппе "3 03 00000 00- безвозмездные поступления от предпринимательской и иной приносящей доходдеятельности" являются уполномоченные органы государственной власти иместного самоуправления, государственные внебюджетные фонды РФ, территориальныефонды обязательного медицинского страхования, осуществляющие начислениеуказанных средств.

Возникают вопросы

Один из них касается закрепления администраторов пофинансовой помощи из вышестоящего бюджета. Допустим, администратором по дотациина выравнивание бюджетной обеспеченности является финансовый орган, а поцелевым средствам (субвенциям и субсидиям) - отраслевые министерства иведомства. По безвозмездным поступлениям по предпринимательской деятельностиадминистраторами являются главные распорядители бюджетных средств, каждый посредствам от предпринимательской деятельности подведомственных учрежденийотрасли. Насколько целесообразно такое закрепление?

В решениях о бюджетах на 2006 г. отдельныхмуниципальных образований республики отсутствуют администраторы неналоговыхпоступлений, а также коды бюджетной классификации, закрепленные заадминистраторами поступлений в местные бюджеты. Так как в Бурятии с 1 января2006 г. реализуется Федеральный закон № 131-ФЗ "Об общих принципах организацииместного самоуправления в Российской Федерации", поселения (273 единицы)самостоятельно составляют и исполняют свои бюджеты - каждое из них определяетадминистраторов поступлений местных налогов и сборов в бюджет поселения. Такимобразом, количество администраторов поступлений местных бюджетов увеличилосьминимум на 273 единицы. В силу этого и ряда других причин органы Федеральногоказначейства до сего времени не завершили заключение соглашений садминистраторами поступлений бюджетов, хотя в соответствии с требованиемприказа Минфина России от 16.12.04 № 116н они должны заключать такиесоглашения и работать непосредственно с каждым администратором налогов исборов независимо от места его нахождения. Названным приказом определены идокументы, посредством которых администраторы поступлений выполняют своифункции.

В 2006 г. к нам поступило много обращений отмуниципальных образований о том, что федеральные органы не согласовали коды поштрафным санкциям, подлежащим зачислению в их бюджеты. В результате вплоть домая средства по штрафам в доле, подлежащей зачислению в местные бюджеты,перечислялись в федеральный бюджет. После настоятельной просьбы ктерриториальным подразделениям федеральных органов необходимое согласованиекодов с органами Федерального казначейства было обеспечено и лишь тогда началаисполняться доходная часть бюджетов муниципалитетов.

Опыт работы за прошедший период показывает, что ниорганы государственной власти, ни бюджетные учреждения не были готовы кадминистрированию закрепленных за ними доходов.

Есть предложение

На наш взгляд, федеральным органам - администраторамдоходов необходимо довести до подведомственных территориальных органов ибюджетных учреждений, являющихся администраторами, ведомственный нормативно-правовойакт, закрепляющий за ними соответствующие полномочия с указаниемадминистрируемых ими доходов по кодам бюджетной классификации, порядок веденияучета и взаимодействия с органами Федерального казначейства - заключениесоглашений, получение и предоставление документов и т. д.

Орган Федерального казначейства (далее - ОрФК)представляет администраторам документы о проведенных операциях по учетупоступлений в бюджетную систему РФ, сведения о реквизитах счета, открытого ОрФКдля учета доходов, распределяемых между бюджетами. Администраторы представляютв ОрФК документы о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно)перечисленных в бюджет платежей, об уточнении вида и принадлежностипоступлений, а также об изменении наименования администратора, счета илиюридического адреса.

На основании полученной из ОрФК информацииадминистраторы в соответствии с установленными законодательством РФполномочиями осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой исвоевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений овозврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет.

По данным выписки из сводного реестра поступлений ивыбытий средств бюджета и извещения о направлении дополнительных поступленийосуществляется учет администрируемых поступлений по плательщикам.

Сверка отчетных данных ОрФК с отчетными даннымиадминистратора проводится по инициативе администратора, периодичностьопределяется обычно не чаще чем один раз в месяц по состоянию на 1 числомесяца, следующего за отчетным.

Много вопросов у администраторов вызывает ведениебухгалтерского учета и представление отчетности по администрируемымпоступлениям.

Порядок отражения администраторами в бюджетном учете иотчетности поступлений, распределяемых между бюджетами Российской Федерации,разъяснен в письме Минфина России и Федерального казначейства от22.11.05 № 02-14­10/3155, 42-7.1-01/2.4-342. В соответствии с этим документомадминистраторы поступлений ведут главные книги по каждому бюджету ипредставляют бюджетную отчетность по поступлениям в соответствующие финансовыеорганы.

В рамках бюджетного процесса администраторы поступленийв бюджет осуществляют мониторинг, контроль, анализ и прогнозированиепоступлений средств из соответствующего доходного источника и представляют вфинансовые органы проектировки поступлений на очередной финансовый год, чтовыполняется далеко не всегда. Для того чтобы бюджет исполнялся по доходам вцелом и по каждому источнику в отдельности, правительственная комиссиярегулярно заслушивает администраторов поступлений республиканского бюджета оходе выполнения плановых назначений и о прогнозах ожидаемого исполнения заквартал и за год.

Отметим, что речь о продолжении работы посовершенствованию института администрирования доходов велась на коллегииФедерального казначейства, а о необходимости повышения ответственности ирасширения самостоятельности администраторов поступлений бюджетов при переходеот управления бюджетными ресурсами к управлению результатами на всех уровняхбюджетной системы - на коллегии Минфина России. Обсуждается также предложениео том, чтобы предусмотреть в Бюджетном кодексе РФ понятие "главныйадминистратор доходов" и разграничить полномочия и ответственностьглавных администраторов и подведомственных им территориальных органов.Надеемся, такое разграничение полномочий и повышение ответственности позволит,наконец, говорить о повы­шении качества выполнения функции администраторапоступлений в бюджет.

Мнение эксперта

Становление институтаадминистрирования поступлений в бюджеты пока находится на начальном этапе.Упомянутые в статье проблемы связаны прежде всего с тем, что у органовгосударственной власти отсутствуют какие-либо стимулы для исполнения функцийадминистратора. Вероятно, ситуация улучшится при широкомасштабном внедрениипринципов бюджетирования, ориентированного на результат. В частности, можно суверенностью сказать, что стимулы возникнут, если дополнительное финансированиесоответствующих ведомственных программ в установленном порядке будет зависетьот показателей, характеризующих степень собираемости администрируемыхпоступлений, точность прогнозов на среднесрочную перспективу, своевременностьсоставления и представления бюджетной отчетности и т. д.

Пока же администрирование поступлений сводится кведению бюджетного учета поступлений. С этой точки зрения органамгосударственной власти необходимо, наконец, осознать, что администрирование(речь идет прежде всего о неналоговых доходах) есть естественно вытекающийнабор функций, который связан с тем, что при осуществлении ими операций секторагосударственного управления возникают обязательства, приводящие как квозникновению дебиторской задолженности, так и кредиторской задолженности.

Если орган власти или созданное им бюджетное учреждениеоказывает услуги, за которые предусмотрена уплата денежных средств в бюджет,то у него возникает дебиторская задолженность. Чтобы закрыть эту задолженность, осуществлятьконтроль за своевременностью уплаты соответствующих сумм, а также приниматькорректное решение о возврате излишне уплаченных сумм может только этот органвласти или созданное им бюджетное учреждение, как администратор поступлений вбюджет при уменьшении указанной дебиторской задолженности.

Гипотетически предположим, что администратором всехпоступлений в бюджет является только один орган власти (например ФНС России).Это означает, что для исполнения функций администратора в полном объеме всяинформация о возникновении в секторе госуправления любой дебиторскойзадолженности должна быть направлена в этот орган. Учитывая многообразие формвозникновения задолженности, система документо­оборота между органамигосударственной власти будет настолько громоздкой, что своевременное ведениебюджетного учета поступлений станет попросту невозможным. Кроме того, еслибыть последовательным, то и функции по погашению всей кредиторскойзадолженности сектора госуправления тоже следует закрепить за единственныморганом власти, что в принципе невозможно.

Более глубокая причина заключается в том, чтоисполнение функций администрирования в части неналоговых доходов неразрывносвязано с проведением соответствующих операций сектора госуправления. Такимобразом, с юридической точки зрения недопустимо исполнение одним органомвласти функций администратора, а другим - проведение операций секторагосуправления, приводящих к возникновению дебиторской задолженности. То же самое можно сказать и об операциях,приводящих к возникновению кредиторской задолженности (заключение договоров сподрядчиками, принятие публичных обязательств и т. д.).

Таким образом, иного пути в части организацииисполнения бюджетов по доходам не существует.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль