Денежные средства как обеспечение заявки

1458
В настоящее время продолжается реформа в бюджетной сфере. Одним из направлений реформирования стал пересмотр стандартов, регулирующих отношения, связанные с поставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг как за счет средств бюджета, так и за счет внебюджетных средств.

Итогом реформирования данного направления сталвступивший в силу с 1 января 2006 г. Федеральный закон от 21.07.05 № 94-ФЗ"О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказаниеуслуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 94-ФЗ),который заменил ранее действующий Федеральный закон от 06.05.99 № 97-ФЗ "Оконкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказаниеуслуг для государственных нужд".

Принятие Закона № 94-ФЗ потребовало внесения измененийи дополнений в целый ряд нормативно-правовых актов, регулирующих отношениегосударственного или муниципального учреждения и организации (далее - государственныйили муниципальный заказчик) с поставщиками и подрядчиками.

В частности, Закон № 94-ФЗ дал право государственнымили муниципальным заказчикам при размещении заказов на поставку товаров,выполнение работ и оказание услуг путем проведения конкурса или аукционаустанавливать требования к участникам размещения заказа в части, касающейсявнесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсеили аукционе.

Остановимся на рассмотрении указанной нормы Закона №94-ФЗ более подробно. В соответствии с ч. 4 ст. 20 и ч. 5 ст. 32 Закона №94-ФЗ государственные или муниципальные заказчики при размещении заказов напоставку товаров, выполнение работ и оказание услуг путем проведения конкурсаили аукциона вправе устанавливать требование к участнику размещения заказа овнесении денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсеили аукционе (далее - требование обеспечения заявки на участие в конкурсе илиаукционе), размер которого не может превышать пяти процентов начальной ценыконтракта.

Причем упомянутыми нормами Закона № 94-ФЗ определено,что в случае если государственным или муниципальным заказчиком установленотребование обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе, то такоетребование в равной мере распространяется на всех участников размещения заказаи указывается в извещении о проведении торгов, а также вприглашении принять участие в закрытом конкурсе или аукционе.

Цели, которые преследовал законодатель введением даннойнормы, предположительно следующие:

  • предоставление потенциальным участникам размещениязаказа возможности оценить свои силы, в т. ч. финансовые ресурсы, и принятьрешение об участии в конкурсе или аукционе на этапе рассмотрения извещения идокументации о торгах, а также подготовки заявки;
  • компенсация части убытков, понесенных государственнымили муниципальным заказчиком в случае уклонения участника размещения заказа,признанного победителем, от заключения государственного или муниципальногоконтракта.

Организатор торгов, приняв решение об обеспечениизаявки на участие в конкурсе (п. 13 ч. 4 ст. 21 и ч. 6 ст. 22 Закона № 94-ФЗ)или аукционе (п. 6 ч. 3 ст. 33 и ч. 6 ст. 34 Закона № 94-ФЗ), обязан визвещении и документации о конкурсе или аукционе указать размер, срок и порядоквнесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в торгах, атакже реквизиты счета для перечисления указанных средств.

К сожалению, из содержания названных норм не ясно, какгосударственными или муниципальными заказчиками должен устанавливаться размервнесения обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе. Он должен бытьфиксированный или определяться участником размещения заказа самостоятельно, нов пределах установленных законом пяти процентов начальной цены государственногоконтракта.

Целесообразно, чтобы организаторы торгов точноопределили и указали в извещении о проведении конкурса или аукциона, а также вдокументации о проведении торгов, фиксированный размер обеспечения заявки.Впоследствии это позволит избежать обвинения, что предпочтение было отданоучастнику размещения заказа, уплатившему более высокий размер обеспечениязаявки на участие в конкурсе.

Денежные средства, получаемые государственным илимуниципальным заказчиком от участника размещения заказа в качестве обеспечениязаявки на участие в конкурсе или аукционе, не являются средствами, получаемымиот предпринимательской и приносящей иной доход деятельности, и подлежатзачислению на специальный счет, открытый в территориальных органах Федеральногоказначейства. Реквизиты названного счета также должны быть указаныорганизаторами торгов в извещении и документации о конкурсе или аукционе, впротивном случае это будет нарушением требований Закона № 94-ФЗ.

Законодатель не установил срок для внесения денежныхсредств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе, атакже не определил, оригинал или копию документа об оплате необходимопредставлять.

Однако из содержания подп. "а" ч. 3 ст. 25 иподп. "а", ч. 3 ст. 35 Закона № 94-ФЗ следует, что в случае, если визвещении о проведении торгов содержится требование о предоставленииобеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе, то участник размещениязаказа, руководствуясь названными нормами, обязан предоставить с заявкой на участиев торгах документы, подтверждающие внесение денежных средств в качествеобеспечения заявки.

Следовательно, участник размещения заказа должен внестиденежные средства для обеспечения заявки на участие в торгах до представлениязаявки на участие в конкурсе или аукционе. Решение о представлении оригиналаили копии документа, подтверждающего внесение денежных средств в качествеобеспечения участия в конкурсе или аукционе участником размещения заказапринимается самостоятельно, если иное не установлено в извещении о проведенииконкурса и конкурсной документации.

Рассматриваемым законом установлены следующие основанияи сроки обязательного возврата денежных средств, полученных от участникаразмещения заказа в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе илиаукционе:

  • если уведомление об отзыве заявки на участие в конкурсе(ч. 9 ст. 25 Зако­на № 94-ФЗ) или аукционе (ч. 10 ст. 35 Закона № 94-ФЗ)поступило государственному или муниципальному заказчику до момента вскрытияконвертов с заявками на участие в конкурсе или до дня и времени началарассмотрения заявок на участие в аукционе, то денежные средства подлежатвозврату в течение пяти дней со дня поступления названного уведомления;
  • если конверты с заявками на участие в конкурсе (ч. 10ст. 26 Закона № 94-ФЗ) или аукционе (ч. 9 ст. 35 Закона № 94-ФЗ) получены послеокончания приема конвертов с заявками на участие в торгах, то денежныесредства подлежат возврату в течение пяти дней со дня подписания протоколаоценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе или протокола аукциона;
  • если на основании рассмотрения заявок на участие вконкурсе или аукционе один или все участники размещения заказа, подавшиезаявки на участие в конкурсе (ч. 3 и ч. 4 ст. 27 Закона № 94-ФЗ) или аукционе(ч. 4 и ч. 5 ст. 36 Закона № 94-ФЗ), не допущены государственным или муниципальнымзаказчиком к участию в торгах, то денежные средства подлежат возврату в течениепяти дней со дня подписания протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсеили аукционе;
  • если с победителем конкурса (ч. 12 ст. 25, ч. 4 и ч. 5ст. 27 и ч. 5 ст. 29 Закона № 94-ФЗ) или аукциона (ч. 5 и ч. 6 ст. 36, ч.13 ст.37, ч. 2 и ч. 5 ст. 38 3акона № 94-ФЗ) государственным или муниципальнымзаказчиком заключен контракт, то денежные средства подлежат возврату в течениепяти дней со дня подписания названного документа;
  • участникам конкурса (ч. 12 ст. 28 Закона № 94-ФЗ) илиаукциона (ч. 11 и ч. 13 ст. 37, ч. 5 ст. 38 Закона № 94-ФЗ), которыеучаствовали в торгах, но не стали победителями торгов, принадлежащие имденежные средства подлежат возврату в течение пяти дней со дня подписанияпротокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе или протоколааукциона за исключением участника конкурса, которому присвоен второй номер иучастника аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене контракта,которым денежные средства возвращаются в течение пяти дней со дня заключения спобедителем конкурса или аукциона государственного или муниципальногоконтракта.

Из анализа вышеперечисленных норм следует, чтозаконодатель установил для государственных и муниципальных заказчиков оченьжесткие сроки возврата денежных средств, полученных от участников размещениязаказа в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе. Этообусловлено тем, что нарушение указанных сроков влечет наложение на государственногоили муниципального заказчика санкций, предусмотренных ст.395 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ).

Названной статьей ГК РФ определено, что за пользованиечужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклоненияот их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения илисбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этихсредств. Размер процентов определяется существующей в месте жительствакредитора, если кредитор является юридическим лицом, в месте его нахожденияучетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательстваили его соответствующей части.

Причем при взыскании долга в судебном порядке суд можетудовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковскогопроцента на день предъявления иска или на день вынесения решения, а такжепринять решение взыскать проценты по день фактической оплаты.

Руководствуясь указанной нормой несложно рассчитатьразмер процентов, которые может взыскать участник размещения заказа сгосударственного или муниципального заказчика за нарушение установленногоЗаконом № 94-ФЗ срока возврата денежных средств, направленных на обеспечениезаявки на участие в конкурсе или аукционе.

Возврат денежных средств, полученных в качествеобеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе производится пораспоряжению организатора торгов (как правило, таковым является подразделениезаказчика, в функции которого входит материально-техническое обеспечение).Распоряжение дается органу (как правило, это бухгалтерия), оформляющемудокументы на возврат средств и представляющего их непосредственнотерриториальному органу Федерального казначейства к исполнению. В целяхнедопущения нарушения сроков возврата денежных средств, необходимо четкоопределить схему взаимодействия между организатором торгов и бухгалтерией,порядок и сроки прохождения документов.

В рассматриваемом законодательном акте предусмотренынормы, согласно которым при уклонении победителя конкурса или участникаконкурса, которому присвоен второй номер (ч. 5 ст. 27 и ч. 2 ст. 29 Закона №94-ФЗ), а также победителя аукциона или участника аукциона, который сделалпредпоследнее предложение по цене (ч. 6 ст. 36 и ч. 2 ст. 38 3акона № 94-ФЗ)от заключения государственного или муниципального контракта, денежныесредства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе илиаукционе, не возвращаются.

В заключение хотелось бы напомнить, что установлениетребования обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе являетсяправом, а не обязанностью государственного или муниципального заказчика.

Кроме того, принимая решение об установлении требованияо внесении денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в торгах,нельзя забывать о недобросовестных участниках размещения заказа, ставящихсвоей целью не участие в конкурсе или аукционе, а извлечение прибыли за счетнарушений, допущенных государственным или муниципальным заказчиком в процессеподготовки и проведения торгов, в т. ч. сроков возврата денежных средств,полученных в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Часто ли к Вам приходит учредитель с проверкой и находит ошибки в учете ОС?

  • Приходит редко и не находит ошибок 100%
  • Приходит часто и находит ошибки от 1 до 5 0%
  • Приходит часто и находит ошибки свыше 5 0%
результаты

Рассылка

Вас заинтересует

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль