Налоговики и учреждения: страсти по отчетности

1674
 Кошелева Ю.А.
Эксперт ЗАО "МЦФЭР"
Удивительно, но факт: на основании одной и той же нормативной базы разные эксперты делают абсолютно противоположные выводы. Жаркая дискуссия разгорелась по поводу того, должны ли представлять казенные, бюджетные и автономные учреждения бухгалтерскую (бюджетную) отчетность в налоговые органы. Аргументы есть как за, так и против. Где же истина?

Бесспорные факты

Согласно подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ все налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту их нахождения бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями Федерального закона “О бухгалтерском учете”. Исключением являются случаи, когда организации не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от него. В настоящее время действует Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ “О бухгалтерском учете” (далее – Закон № 129-ФЗ), в соответствии с пп. 3, 4 ст. 4 которого от обязанности ведения бухгалтерского учета освобождаются организации:

  • перешедшие на УСН;
  • получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре “Сколково”», в случае непревышения годового объема их выручки от реализации товаров (работ, услуг) в размере 1 млрд руб.

Других исключений Законом № 129-ФЗ не установлено.

С 1 января 2013 г. вступает в силу Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ “О бухгалтерском учете” (далее – Закон № 402-ФЗ). В нем исключений еще меньше. Даже организации, получившие статус участников проекта “Сколково”, должны применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета.

Аргументы против

Сначала рассмотрим, чем аргументируют свою позицию те эксперты, которые утверждают, что бухгалтерскую (бюджетную) отчетность представлять в налоговые органы не нужно.

Их мнение основывается на положениях ст. 15 Закона № 129-ФЗ, которая определяет адреса и сроки представления отчетности:

  • в пункте 1 говорится, что все организации, за исключением бюджетных, казенных учреждений, представляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, а также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации;
  • пунктом 2 установлены сроки представления бухгалтерской отчетности, опять же за исключением бюджетных и казенных учреждений, а также указано, что годовая бухгалтерская отчетность бюджетного или казенного учреждения утверждается в порядке, определенном Минфином России;
  • в пункте 3 сказано, что государственные (муниципальные) учреждения представляют месячную, квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность в порядке, установленном Минфином России.

Далее специалисты ссылаются на положения п. 6 Инструкции № 33н и п. 10 Инструкции № 191н, которыми определено, кому представляется отчетность. Поскольку в них не указано на обязанность представлять отчетность в налоговый орган, делается вывод, что этого и не требуется. Эксперты приходят к заключению, что бухгалтерская отчетность учреждениями в налоговый орган не представляется, поскольку это не предусмотрено Законом № 129-ФЗ. В подкрепление этой точки зрения приводятся письма ФНС России от 11.07.2011 № ЕД-4-3/11121; УФНС России по г. Москве от 16.10.2008 № 27-09/097191, ФНС России от 31.03.2005 № ММ-6-01/247@, МНС России от 27.03.2004 № 02-2-07/19@.

Аргументы за

Посмотрим, что могут возра зить оппоненты.

Аргумент 1. Если буквально читать подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ и пп. 3, 4 ст. 4 Закона № 129-ФЗ, то учреждения всех типов должны представлять бухгалтерскую (бюджетную) отчетность в налоговый орган, поскольку они не освобождены от обязанности ведения бухгалтерского учета. При этом ст. 15 Закона № 129-ФЗ не вводит исключения из правил, предусмотренных ст. 4, 13 Закона № 129-ФЗ, а лишь указывает на особый порядок составления, представления, утверждения отчетности бюджетными, автономными и казенными учреждениями по сравнению с другими организациями. Косвенно такая позиция подтверждается положениями Закона № 402-ФЗ. В ст. 28 сказано, что для организаций государственного сектора федеральные стандарты бухгалтерского учета разрабатывает Минфин России. Положений, аналогичных ст. 15 Закона № 129-ФЗ, нет.

Аргумент 2. Проанализировав в совокупности нормы налогового законодательства и законодательства о бухгалтерском учете, специалисты Минфина России пришли к выводу, что государственные (муниципальные) автономные учреждения обязаны представлять в налоговые органы бухгалтерскую отчетность в объеме и с периодичностью, предусмотренными Инструкцией № 33н. Данное мнение изложено в письме Минфина России от 20.10.2011 № 03-02-07/2-182.

В дополнение к аргументу 1 в письме делается ссылка на ч. 11, 12 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ “Об автономных учреждениях”. В них предусмотрено, что автономное учреждение обязано вести бухгалтерский учет, представлять бухгалтерскую и статистическую отчетность в установленном порядке, представлять информацию о своей деятельности в органы государственной статистики, налоговые органы, иные органы и лицам в соответствии с законодательством и своим уставом. Подобный вывод можно сделать и в отношении казенных и бюджетных учреждений. Ведь в п. 1 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ “О некоммерческих организациях” содержатся аналогичные положения.

Кроме того, иное толкование законодательства необоснованно ставит автономные учреждения в неравное положение по сравнению с бюджетными и казенными. К тому же отчетность всех учреждений составляется на основе единого плана счетов.

Аргумент 3. Наконец, в Инструкциях № 33н, № 191н и не должна быть установлена обязанность представления отчетности в налоговые органы, поскольку налоговое законодательство не является сферой регулирования данных документов.

Резюме

Логика эффективного налогового администрирования, безусловно, предполагает сопоставление показателей бухгалтерской и налоговой отчетности, анализ соответствующих отклонений. На каком же основании учреждения должны освобождаться от обязанности представлять бухгалтерскую отчетность в налоговые органы, если они являются налогоплательщиками наравне с другими организациями? Так зачем ломать копья, если можно просто представить эти документы налоговой инспекции как пользователю отчетности?

Не нужно забывать, что ст. 126 НК РФ предусмотрена ответственность за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, в виде штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ.

Другой вопрос, что в настоящее время у налоговых органов отсутствует соответствующее программное обеспечение (в т. ч. не утверждены форматы представления данных в электронном виде). Однако это не может помешать осуществить контрольные мероприятия вручную. Ну и конечно, сама структура форм бухгалтерской отчетности, а также нынешняя периодичность их формирования не отвечают задачам налогового контроля.

Важный нюанс

Возможно в скором времени данный вопрос отпадет сам собой. Бухгалтерская отчетность учреждений госсектора становится публичной. Уже сейчас годовая отчетность учреждений всех типов подлежит размещению на официальном сайте в сети Интернет www.bus. gov.ru. Соответственно, налоговые органы смогут самостоятельно получать необходимую информацию из этого источника.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 22.92%
  • Над составлением бюджетной сметы 8.33%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 68.75%
  • Над налоговой отчетностью 22.92%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль