Как обосновать стоимость стоматологических услуг

1862
 Шамшурина Н.
Д-р экон. наук, проф. кафедры социологии медицины, экономики здравоохранения и медицинского страхования
В условиях высокой конкуренции на рынке платных медицинских услуг обоснованное ценообразование – обязательное условие для финансовой эффективности учреждения. О том, как грамотно сформировать тарифную политику в стоматологической поликлинике, расскажем в статье.

Нормативные документы

Разработкой тарифной политики вмедучреждении занимается экономическая служба под руководством главного врача.

К базовым документам, регламентирующим ценообразование, относятся: Гражданский кодекс РФ (ст. 314, 424,426, 486, 487, 503, 735, 737); Налоговыйкодекс РФ (ст. 252–254, 264, 318, 324);Трудовой кодекс РФ (раздел IV «Оплата и нормирование труда»).

К отраслевым нормативным документам относится Номенклатура работ и услуг в здравоохранении (утверждена Минздравсоцразвития России12.07.2004)1. Она может использоваться при формировании тарифов напростые, сложные и комплексные услуги, услуги медицинского сервиса, работы в здравоохранении. В частности,в разделе VII приведена методика расчета затрат на медицинские услуги. Приложением к Номенклатуре является Реестр работ и услуг с указанием условныхединиц трудоемкости (трудозатрат) –УЕТ (далее – Реестр работ и услуг).

Стратегия ценообразования

При разработке тарифной политики необходимо:

  • определить социальные и финансовые цели;
  • произвести расчет затрат на медпомощь того или иного вида;
  • определить потенциальных конкурентов;
  • провести сегментный анализ рынкауслуг здравоохранения;
  • оценить влияние мер государственного регулирования в области ценообразования;
  • предусмотреть возможность снижения или повышения цен.

Стратегия ценообразования – комплекс практических методов, которыхцелесообразно придерживаться приустановлении тарифов на конкретныевиды помощи.

Основные виды стратегий применительно к медицинским услугам:

  • стратегия высоких (или «премиум»)цен, исходящая из предположенияо готовности потребителя платитьболее высокую цену за особыесвойства услуги (например, запринципиально новую услугу);
  • стратегия средних («нейтральных»или «справедливых») цен, соответствующих ценовым предложениямосновных конкурентов;
  • стратегия низких цен («прорыва»или «проникновения»), направленных на агрессивное увеличениеобъема продаж услуги;
  • стратегия «целевых» цен, направленная на получение установленного размера прибыли от всей деятельности (а не конкретной услуги)и предполагающая гибкое регулирование цен на каждую услугу;
  • стратегия единых цен для всех потребителей;
  • стратегия дифференцированных(или «льготных») цен на одну и ту жеуслугу, различающихся для определенных категорий потребителей (дети, пенсионеры и т. д.);
  • стратегия «следования за лидером»(например, цены на платные медицинские услуги учитывают уровеньтарифов в системе ОМС);
  • стратегия взаимосвязанных цен, учитывающая затраты пациента на веськомплекс услуг (например, консультацию врача и лабораторные анализы);
  • стратегия «неизменных» цен, прикоторой могут корректироватьсязатраты (например, путем замены расходных материалов на болеедешевые аналоги);
  • стратегия психологических («неокругленных») цен;
  • стратегия округленных цен, одинаковых для различных услуг (например, для консультаций врачей разных специальностей);
  • стратегия ценовых диапазонов («ценовых линий»), отражающих различный уровень качества одноименных услуг.

Запомнить

В здравоохранении экономическая суть терминов «цена» и «тариф» (ставка, по которой взимается плата за услуги) совпадает. Это та сумма денег, за которую пациент (покупатель) согласен купить, а организация (производитель, продавец) готова продать медицинскую услугу.

Методика ценообразования

Методика ценообразования предполагает (помимо соблюдения нормативных требований и целей организации) следующие шаги:

  • выбор расчетной единицы цены;
  • использование стандарта медицинской помощи;
  • определение расходов по элементам затрат;
  • определение величины прибыли;
  • учет инфляции;
  • учет различных коэффициентов, отражающих сложность, технологичность, качество и другие характеристики услуги;
  • установление окончательной ценына услугу.

В стоматологии в качестве расчетной единицы цены используются цена одной УЕТ и цена одной зубопротезной единицы. За одну УЕТ принятовремя, затрачиваемое на лечениесреднего кариеса с наложением пломбы из цемента (14,5 мин).

Запомнить

Медицинская услуга, как объект ценообразования, обладает наряду с ценой характеристиками качества медицинской помощи.

Количество УЕТ, необходимое для выполнения услуг (в том числе стоматологических), приведено в Реестре работ и услуг. Классификатор основных стоматологических лечебно-диагностических мероприятий и технологий, выраженных в УЕТ, приведен в табл. 3.3 приложения 3 к Методическим рекомендациям по порядку формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (утверждены 28.08.2001 Минздравом России № 2510/9257-01 и ФФОМС № 3159/40-1).

Расчет себестоимости

Наиболее простой путь обеспечения надлежащего уровня качества медицинской помощи – использование стандартов (с учетом особенностей конкретного клинического случая), которые позволяют обосновать величину затрат на оказание услуги.

В стандартах содержатся данные: возрастная категория пациента; название, фаза и стадия заболевания (с кодом МКБ-10); условия оказания помощи; средняя длительность лечения (в днях); виды, средняя частота и кратность врачебных приемов, лабораторных и инструментальных исследований; средние суточные дозы лекарственных препаратов и т. д.

Все большее распространение получает система пооперационного расчета себестоимости (Activity-based costing - ABC). Это усовершенствованный расчет себестоимости, позволяющий лучше учесть и измерить накладные расходы при производстве услуг (работ). Для применения АВС необходимо наладить управленческий учет в учреждении.

В системе АВС основным объектом расчета является отдельная операция – это событие, задача или единица работы с определенной целью (например, установка оборудования, его обслуживание, производство услуги, ее продажа и т. д.). Затраты, подсчитанные по каждой операции, распределяются по объектам калькуляции себестоимости на основе перечня операций, предпринятых для оказания каждой услуги.

Запомнить

Отнесение прямых затрат на каждую услугу не представляет особой сложности, поэтому основное внимание при калькуляции себестоимости по системе АВС уделяется расчету косвенных затрат.

При работе по системе АВС соблюдают следующие принципы:

  • косвенные затраты распределяют на группы по операциям (например, четыре операции – четыре группы косвенных затрат);
  • для каждой группы затрат определяют базовую единицу учета, на основе которой измеряются затраты;
  • в некоторых случаях группа затрат может быть отнесена прямо на продукт (пломбы, протезы, имплантаты и пр.), а не на операцию. Группы затрат соответствуют ключевым операциям. Затраты распределяются по продуктам и клиентам с помощью так называемых драйверов затрат или баз распределения, в которых определены причинно-следственные связи с группами затрат.

Для составления переченя операций рекомендуется сформировать рабочую группу из различных специалистов – сотрудников администрации, отделений, бухгалтерии и т. д.

Запомнить

Система АВС применима при выборе ценовой стратегии, при анализе прибыли в разрезе групп услуг, потребителей услуг, структурных подразделений, а также для анализа затрат.

Например, ключевыми операциями могут быть:

  • предоставление конкретных видов медицинских услуг;
  • обслуживание медоборудования;
  • дезинфекция помещений.

Запомнить

Использование системы АВС позволяет точно определить себестоимость услуг медицинской организации и обосновать их цену.

Пошаговый расчет

Для определения себестоимости услуг необходимо:
1) выбрать объект калькуляции затрат. Цель этого этапа – рассчитать себестоимость деятельности, распределить затраты по видам услуг и подсчитать затраты на единицу услуги;
2) определить прямые затраты по продуктам. Формируются затраты на зарплату и начисления на нее, медикаменты, расходные материалы, предметы медицинского назначения и т. п.;
3) выбрать базовую единицу для распределения косвенных расходов по услугам. За базовую единицу можно принять время работы (ч, мин), площадь помещений (м2), количество лабораторных исследований, рентгеновских снимков и т. п.;
4) определить косвенные расходы на основе выбранных базовых единиц учета затрат. Накладные расходы соотносятся с операциями с учетом причинно-следственной связи между затратами по операции и базовой единицей распределения затрат. Часто затраты распределяют сначала по операциям, а потом уже по услугам;
5) подсчитать величины косвенных расходов, распределяемых по продуктам;
6) рассчитать полную себестоимость продукта путем сложения всех прямых и косвенных затрат.

Пример

В стоматологической поликлинике пять структурных подразделений, из них три основных (хирургическое, терапевтическое и детское отделения) и два вспомогательных (рентгеновский кабинет и лаборатория).

За календарный период (2011 г.) лаборатория проводила исследования для хирургического, терапевтического и детского отделений в соотношении 15/60/25. Рентгеновские исследования за тот же период проводились для хирургического, терапевтического и детского отделений в соотношении 23/48/ 29.

Известны затраты на содержание каждого основного и вспомогательного подразделения. Известно, что рентабельность деятельности (в рамках оказания платных услуг) стоматологической поликлиники в 2011 г. составила 33% от общих затрат.

Известен годовой план УЕТ по основным подразделениям, и предполагается, что общий уровень цен в 2012 г. вырастет на 6% по сравнению с 2011 г. Необходимо рассчитать цену одной УЕТ в каждом из основных подразделений поликлиники на 2012 г. с учетом затрат на содержание вспомогательных подразделений:

В среднем цена одной УЕТ в данной поликлинике составляет 19,4 руб. Цена комплексной стоматологической услуги состоит из суммы цен простых услуг. Чтобы ее определить, необходимо цену одной УЕТ умножить на общее число УЕТ комплексной услуги.

Наибольший объем прибыли приносит терапевтическое отделение (189 581 руб. в год). При этом наибольший экономический эффект имеет работа хирургического отделения (в расчете на одну УЕТ его прибыль составляет 4,9 руб., а терапевтического – 4,3 руб.).

Таким образом, учет затрат вспомогательных подразделений поликлиники (лаборатории, рентгеновского кабинета) приводит к повышению цены не менее чем в 1,5 раза.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Часто ли к Вам приходит учредитель с проверкой и находит ошибки в учете ОС?

  • Приходит редко и не находит ошибок 100%
  • Приходит часто и находит ошибки от 1 до 5 0%
  • Приходит часто и находит ошибки свыше 5 0%
результаты

Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль