Финансовый порядок – обязанность каждого

1041
 Степанова Н.В.
Ведущий аудитор ООО «Тригс-аудит»
Новый Закон о бухгалтерском учете, вступающий в силу с 1 января 2013 г., содержит прямое указание на необходимость организации и осуществления внутреннего контроля всеми экономическими субъектами. На что обратить внимание при внедрении этой системы в бюджетном и автономном учреждении?

Цели внутреннего контроля

Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ) указывает на необходимость осуществлять внутренний контроль фактов хозяйственной жизни (сделок, событий, операций). При этом документ не содержит определения внутреннего контроля и правил его организации.

Действующее законодательство не предусматривает конкретных указаний для бюджетных и автономных учреждений по организации и функционированию данной системы, оценки результатов ее деятельности.

Возможно, в будущем такое законодательство появится, а сейчас можно обратиться к общемировой профессиональной практике, сформировавшейся в последние десятилетия.

Внутренний контроль можно определить как контроль органов управления учреждения над действиями сотрудников в рамках:

  • достижения целей деятельности учреждения, достоверности его финансовой отчетности;
  • эффективности и экономности проводимых хозяйственных операций;
  • соответствия деятельности учреждения законодательству.

Элементы и этапы контроля

Элементы системы контроля включают различные контрольные процедуры и меры, вмененные в обязанности сотрудникам учреждения на разных уровнях управления. В законодательстве РФ элементы системы внутреннего контроля приведены в Приложении № 2 к Правилу (Стандарту № 8) «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности», утверждены постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696.

Запомнить

Любая контрольная мера должна быть оправдана выгодами (экономией ресурсов) в результате ее выполнения.

Поскольку у каждого учреждения свои цели деятельности (например, подготовка специалистов определенных специальностей на бюджетной и платной основе, сохранность и доступ к культурным ценностям и т. д.) нет универсальной пошаговой методики осуществления внутреннего контроля.

С другой стороны, любая система внутреннего контроля включает процедуры и положения, принятые органами управления учреждения, которые способствуют, насколько возможно:

  • упорядоченному и эффективному управлению учреждением;
  • сохранности активов (имущества);
  • предотвращению мошенничества, коррупции и неправомерных действий;
  • точному и своевременному отражению всех операций в бухгалтерском учете и отчетности.

Контрольные действия не гарантируют, но увеличивают вероятность достижения целей.

Запомнить

Особое внимание должно уделяться нетипичным операциям и трендам, которые могут быть связаны с мошенничеством и хищением.

Пример

Музей принимает меры для обеспечения сохранности экспонатов: организует службу охраны, устанавливает сигнализацию, взаимодействует с органами внутренних дел, устанавливает обязанности сотрудников и проверяет их при приеме на работу и т. д.

Данные меры снижают вероятность кражи, но не могут ее полностью исключить. Кроме того, возможно, необходим анализ других рисков, связанных с обеспечением необходимых условий эксплуатации (хранения), например вероятность повреждения экспонатов от влажности. Задачи обеспечения сохранности активов могут включать не только их защиту от хищений, неправомерного использования, но и от других рисков.

Система внутреннего контроля выстраивается в зависимости от рисков, с которыми сталкивается учреждение. Например, чем больше доля поступлений от приносящей доход деятельности в общей сумме источников финансирования учреждения, тем выше его подверженность рыночным рискам (общим факторам, влияющим на спрос и предложения в определенном секторе экономики).

Контроль осуществляется с помощью планирования деятельности учреждения, соответствующей организационной структуры и четкого направления действий руководителей. Конкретные контрольные меры зависят от масштабов и разнообразия проводимых учреждением операций, наличием обособленных подразделений (филиалов, представительств).

Одним из компонентов системы внутреннего контроля являются нормативные документы (положения, должностные инструкции, графики документооборота, учетные политики), описывающие контрольные мероприятия. Их разработку и совершенствование отнесят к этапу планирования.

Далее следует выполнение контрольных мероприятий и их оценка.

Мероприятия контроля

В зависимости от целей контрольные мероприятия можно классифицировать следующим образом:

1. Мероприятия, установленные законодательством, учредителями, другими регуляторами, могут касаться различных уровней управления и осуществляемых операций (от основных до вспомогательных). Например, меры по охране труда, порядок ведения кассовых операций.

2. Мероприятия, направленные на предотвращение нежелательных событий и негативных последствий: пропускной режим доступа на территорию, использование паролей и ограниченного доступа в информационных системах, распределение обязанностей.

3. Мероприятия, целью которых является обнаружение ошибок и нежелательных действий и событий. Например, инвентаризации, отчеты.

4. Процедуры исправления ошибок и устранения негативных последствий. Например, сдача уточненных деклараций, обучение.

5. Мероприятия, являющиеся планом действий на случай негативных событий. Например, создание резервных копий баз данных на случай сбоев информационных систем.

К процедурам контроля, применяемым на практике относят:

  • санкционирование и утверждение операции (крупные сделки утверждаются учредителями);
  • проверки, сверки, инвентаризации;
  • меры для сохранности активов;
  • аналитические процедуры;
  • разделение обязанностей.

Финансовый контроль

Финансовый контроль направлен на своевременный учет санкционированных сделок и имущества (активов), фактически имеющегося в наличии, на соответствующих счетах. Особенно важно санкционирование операций, финансируемых за счет субсидий, а также в рамках приносящей доход деятельности.

Процесс обработки информации для целей учета должен включать:

  • проверку первичных документов, бухгалтерских записей, ведения бухгалтерских регистров, анализ оборотно-сальдовой ведомости;
  • проведение сверок расчетов с поставщиками, покупателями, банками, налоговыми органами;
  • проверку полноты учета документов и операций;
  • контроль работы программ учета (информационных систем);
  • последовательную проверку правильности нумерации документов (например, счетов-фактур, приходных и расходных кассовых ордеров).

Финансовый контроль включает такие меры как сравнительный анализ фактических результатов деятельности учреждения по отношению к запланированным показателям.

Для крупных учреждений актуально распределение обязанностей между сотрудниками и подразделениями. Как правило, это подразумевает то, что утверждение, ведение учета и проведение расчетно-кассовых операций проводится разными сотрудниками. Общим правилом является проверка действий одного сотрудника (бухгалтера) другим (главным бухгалтером). Другой пример – правило подписей двух ответственных сотрудников в первичных документах.

Запомнить

Служба внутреннего контроля (аудита) не подчиняется главному бухгалтеру (либо руководителю финансового подразделения), таким образом обеспечивая разделение функций для адекватной оценки контроля.

Бухгалтерская отчетность должна быть достоверной и соответствовать требованиям законодательства. Важно также обеспечить хранение бухгалтерской документации в соответствии с установленными сроками (ст. 29 Закона № 402-ФЗ).

Оценка эффективности

Последующая оценка внутреннего контроля может быть вменена в обязанности внутреннему аудитору (подразделению внутреннего аудита или контроля), если специфика деятельности учреждения (риски, размер, виды операций, наличие удаленных подразделений) требует такой оценки.

Если же основная цель – сохранность и целевое использование активов, проверка финансовой дисциплины и оформления первичных документов, то данные функции возлагаются на ревизионную службу. Наличие отдельного подразделения, осуществляющего мониторинг системы контроля, будет оправдано в учреждении со сложными, диверсифицированными операциями и структурой, поскольку такая деятельность в значительной мере подвержена рискам.

мнение специалиста

Станислав Бычков,
начальник отдела методологии бюджетного контроля
и аудита Департамента бюджетной политики
и методологии Минфина России

Максимальное внимание при организации внутреннего контроля (ВК) должно уделяться определению направлений использования бюджетных средств, включая формирование планов закупок, проведению качественного анализа финансового обеспечения той или иной статьи расходов. К этому следует добавить количественный анализ обоснованности расходов. Необходимо также интегрировать ВК в ведомственные системы планирования и исполнения бюджета, ведения учета и составления отчетности, а также в целом в функционал ведомства. Формирование действенных систем внутреннего контроля не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований, поскольку ВК является элементом управления и исполнения функций, а не особым полномочием ведомства.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Вы внесли изменения в учетную политику на 2017 год?

  • Да 20%
  • Нет 80%
Другие опросы

Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль