Особенности размещения заказов и заключение контрактов в 2007 году

1066
Котировки, конкурсы, государственные и муниципальные контракты уже стали неотъемлемой частью хозяйственной жизни многих бюджетных учреждений. За прошедший год руководители и финансовые работники набрались опыта, однако реформы государственного сектора экономики продолжаются. Система государственных закупок стремительно развивается, при этом появляются все новые вопросы и проблемы. Сегодня мы расскажем, на что следует обратить особое внимание при размещении заказов и заключении государственных или муниципальных контрактов в 2007 году.

Самая горячая пора

Еще совсем недавно первая половина года была длябюджетных учреждений относительно спокойным периодом. Теперь же все первоеполугодие - самая горячая пора для проведения процедур размещения заказов:сметы утверждены, лимиты доведены, и самое время заключать договоры иконтракты на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг.

Заметим, что бюджетное учреждение может выступать вроли заказчика только в том случае, если вышестоящая организация наделила егополномочиями государственного или муниципального заказчика. В этом случаеучреждение представляет интересы государства, то есть Российской Федерации,или соответствующего муниципального образования.

Если же учреждение не наделено полномочиями заказчика,то при заключении гражданско-правовых договоров оно выступает от своего имени.Обычно учреждения заключают договоры гражданско-правового характера в рамкахвыполнения утвержденной сметы на их содержание. Заключение таких договоровпроизводится в общем порядке согласно требованиям Гражданского кодекса РФ.

Проведение процедур размещения заказов позднее 1октября крайне нежелательно. Законодательство предписывает строгое ипоследовательное соблюдение всех процедур по размещению заказов, а каждая изних занимает определенное время. Кроме того, поставщикам и подрядчикам такжепотребуется некоторое время для выполнения своих обязательств. Не забывайте, чтослужбы снабжения, специалисты структурных учреждений и работники бухгалтерии учреждения, в свою очередь, должны иметьвозможность для проверки качества и количества поставленных товаров, объемоввыполненных работ, полноты оказанных услуг и сверки расчетов с поставщиками иподрядчиками. Поэтому очень важно провести все процедуры размещения заказовсвоевременно.

В каких случаях заключаются государственные (муниципальные) контракты

Согласно ст. 527 ГК РФ государственный (муниципальный)контракт заключается на основе заказа на поставку товаров для государственных(муниципальных) нужд. Отметим, что для государственного или муниципальногозаказчика, разместившего заказ, заключение контракта является обязательным.

Действующим законодательством предусмотрены два случая,когда бюджетное учреждение обязано заключать государственные (муниципальные)контракты.

В первом случае учреждение должно заключатьсоответствующий контракт, когда планируется закупка товаров, работ и услуг насумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда. В настоящий момент этасумма соответствует 200 000 руб. Данное требование следует из ст. 71 БК РФ.Однако законодательство не содержит каких-либо указаний относительно того, накакой период (месяц, квартал, год и т. п.) должен быть заключен такойконтракт.

Во втором случае государственные и муниципальныеконтракты необходимо заключать, когда учреждение, представляя интересыгосударства или муниципального образования, от их имени производит закупкутоваров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд.

Порядок размещения заказов для государственных имуниципальных нужд установлен Федеральным законом от 21.07.05 № 94-ФЗ "Оразмещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг длягосударственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 94-ФЗ).

Согласно ст. 3 Закона № 94-ФЗ государственными илимуниципальными нуждами являются потребности Российской Федерации, субъектовРФ, муниципальных образований в товарах, работах и услугах, необходимых дляосуществления государственных или муниципальных функций. Эти потребности должныбыть обеспечены расходными обязательствами Российской Федерации, субъектов РФили муниципальных образований за счет средств соответствующего бюджета ивнебюджетных источников финансирования.

Напомним, что согласно ст. 6 БК РФ расходныеобязательства - это предусмотренная законом или иным нормативным документомобязанность Российской Федерации (субъекта РФ, муниципального образования)предоставить физическим или юридическим лицам, органам государственной власти,органам местного самоуправления средства соответствующего бюджета. В своюочередь, именно через бюджетные учреждения Российская Федерация, субъекты РФ,муниципальные образования реализуют свои обязанности.

В рамках Закона № 94-ФЗ заключать контракты на поставкутоваров, работ и услуг следует в случае, когда сумма контракта с однимпоставщиком или подрядчиком составит более 60 000 руб.

При заключении контрактов следует обратить внимание наследующие три момента.

1. Срок заключения контракта ипредел расчетов

К сожалению, законодателем была допущена оплошность,поскольку в Законе № 94-ФЗ нет четкого указания на срок, на который можетзаключаться контракт, если его сумма более 60 000 руб.: на месяц, квартал илигод? И это вызывает множество вопросов и споров.

Тем не менее Федеральным законом от 02.02.06 № 19-ФЗ «Овнесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации ипризнании утратившими силу отдельных положений законодательных актовРоссийской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О размещениизаказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг длягосударственных и муниципальных нужд"» были внесены дополнения в Кодекс РФоб административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Так в ст. 7.29 указано,что должностные лица несут ответственность, если в течение квартала размещаютзаказы на поставку одноименных товаров, работ, услуг (на сумму, превышающуюпредельный размер, т. е. 60 000 руб.) и при этом не заключают государственныйили муниципальный контракт. Аналогичные разъяснения даны и в письме ФАС Россииот 25.05.06 № 04-235/1.

Поэтому при заключении сделки в рамках поставок длягосударственных или муниципальных нужд на сумму более 60 000 руб. в течениеквартала следует проводить соответствующие процедуры размещения заказов изаключать контракт с поставщиком.

В 2007 г. учреждение планирует закупить учебную литературу. На это планируется выделить 80 000 руб. В соответствии с учебным планом поставка товара должна пройти в период с апреля по август.

Для того чтобы понять, попадает ли под действие Закона № 94-ФЗ такое приобретение, необходимо сделать расчет:

80 000 руб. / 5 мес. × 3 мес. = 48 000 руб. Поскольку эта сумма (48 000 меньше 60 000) не превышает установленного предельного размера в течение квартала, то проводить процедуры размещения заказов на поставку методической литературы не обязательно.

Поэтому учреждение заключило договор (а не контракт!) с поставщиком без проведения процедур размещения заказов. При этом поставка методической литературы должна производиться ежемесячно равными долями.

Форма расчетов (наличная или безналичная) при заключении государственного или муниципального контракта роли не играет.

2. Одноименные товары, работы,услуги

Еще один весьма важный момент необходимо учитывать припланировании закупок, а именно приобретение одноименных товаров, работ иуслуг. Термин "одноименные товары, работы, услуги" упоминается в п.3 ст. 42 Закона № 94-ФЗ. Давая разъяснения этого термина, МинэкономразвитияРоссии в письме от 16.02.06 № Д07-291 ссылается на ГОСТ Р 51303-99"Торговля. Термины и определения" и на постановление Госкомстата от25.03.02 № 23 "Об утверждении Основных положений о порядке наблюдения запотребительскими ценами и тарифами на товары и платные услуги, оказанныенаселению, и определения индекса потребительских цен"

Согласно названным документам под "одноименными"понимаются товары, работы и услуги определенного вида, аналогичные по своимтехническим и функциональным характеристикам. Они могут отличаться друг отдруга незначительными особенностями (деталями), не влияющими на их качество иосновные потребительские свойства. Но такие товары должны быть однородными посвоему потребительскому назначению.

В хозяйственной жизни учреждения часто случается, когдаодни и те же товары приобретаются у разных поставщиков, и делается это черезразные службы. В этом случае руководителю и главному бухгалтеру учрежденияследует быть особенно внимательными.

С 1 января по 30 марта 2007 г. учреждение приобретало картриджи для принтеров:

  • через подотчетное лицо Семенова А.А. в ООО “Компьютерный мир” (5 штук по цене 1200 руб., то есть на 6000 руб.);
  • через подотчетное лицо Зайцеву С.А. в ООО “Василек” (10 штук по цене 1300 руб., то есть на 13 000 руб.);
  • по безналичному расчету в ОАО “Белый дом” (20 штук по цене 1250 руб., то есть на 25 000 руб.);
  • по безналичному расчету в ООО “Космос” (25 штук по цене 1150 руб., то есть на 23 000 руб.);

Таким образом, в течение первого квартала 2007 г. был приобретен одноименный товар (картриджи) на 67 000 руб. Эта сумма превысила предельный размер суммы сделки, то есть 60 000 руб.

В учреждении при проведении этих закупок процедур размещения заказов не проводилось. И действия должностных лиц учреждения, своевременно не проконтролировавших приобретение товаров, подпадают под ст. 7.29 КоАП РФ. При проверке соответствующими контрольными органами на них может быть наложен административный штраф от 100 до 200 МРОТ.

Об этом предупреждает и ФАС России в письме от 25.05.06 № 04-235/1, где сказано, что в действиях заказчика могут содержаться признаки нарушения ст. 7 Закона РСФСР от 22.03.91 № 948-1 “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках”.

3. Срок заключения контракта, предел расчетов и одноименные товары, работы, услуги

Рассмотрим еще один возможный случай при заключении сделок с поставщиками и подрядчиками, когда необходимо учитывать все условия одновременно.

В феврале 2007 г. учреждение заключило договор № 1 с ООО “Строитель” на ремонт учебных классов на сумму 40 000 руб. Работы были выполнены и оплачены. В марте ООО “Строитель” согласно договору № 2, заключенному с учреждением, выполнило работы по обустройству прилегающих территорий на 55 000 руб., которые также были оплачены.

Таким образом, в течение первого квартала 2007 г. учреждение осуществило закупку работ у одного поставщика на сумму 95 000 руб.

Поскольку работы, которые выполнялись подрядчиком, не являются одноименными, предел расчетов с одним поставщиком не был превышен в течение одного квартала, и действия учреждения не подпадают под действие Закона № 94-ФЗ.

Возможные способы размещения заказов

Как уже говорилось выше, основанием для заключенияконтракта является заказ для государственных и муниципальных нужд. Всевозможные способы размещения заказов приведены в п. 1 ст. 10 Закона № 94-ФЗ,согласно которому размещение заказа может проводиться:

  • путем проведения торгов, в т. ч. в форме:
  • конкурса;
  • аукциона (в т. ч. аукциона вэлектронной форме);
  • без проведения торгов, в том числе:
  • путем запроса котировок;
  • у единственного поставщика (исполнителя,подрядчика);
  • на товарных биржах.

Обращаем внимание на то, что каждый способ размещениязаказа имеет свою процедуру, и каждому этапу этой процедуры отводитсяопределенное количество времени в рабочих или календарных днях. Четкоесоблюдение сроков, предусмотренных для процедур размещения заказов, являетсягарантией того, что учреждение своевременно и качественно выполнит поставленныеперед ним цели и задачи. Рассмотрим самые распространенные варианты размещениязаказа.

Запрос котировок

Путем запроса котировок учреждение должно провестипроцедуру размещения заказа на поставку одноименных товаров (работ, услуг) насумму от 60 000 руб. до 250 000 руб. При этом оплата этой поставки должна бытьпроизведена в течение квартала. Так сказано в п. 3 ст. 42 Закона № 94-ФЗ.

Запрос котировок - наиболее распространенный вариантразмещения заказа. В этом случае учреждение, выступающее в роли заказчика,самостоятельно оповещает потенциальных поставщиков и подрядчиков о проводимомразмещении заказа, запрашивает у них стоимость товаров, работ или услуг.Далее, на основании информации, полученной от заинтересовавшихся потенциальныхпоставщиков и подрядчиков, учреждение выбирает поставщика или подрядчика,предложившего оптимальные условия.

Процедура запроса котировок заключается в следующем.Вначале учреждение планирует приобретение соответствующих товаров (работ,услуг). Затем следует сформулировать требования к заказу, а именно:

  • наименование, характеристика и количество товаров;
  • место доставки товаров и сроки поставок;
  • максимальная цена контракта.

Полный перечень требований ксодержанию запроса котировок приведен в ст. 43 Закона № 94-ФЗ.

Правильно сформулированные требования к заказу - залогтого, что учреждение получит от поставщика именно то, что ему нужно. Поэтомувсе формулировки следует тщательно продумать.

На следующем этапе учреждение извещает о проведениизапроса котировок на официальном сайте по размещению заказов. Учреждение можеттакже направить запрос о котировках непосредственно лицам, осуществляющимпоставки товаров, выполнение работ, оказание услуг. На основании этого запросапоставщики и подрядчики составляют котировочные заявки, которые направляютзаказчику.

Учреждение рассматривает заявки, из которых выбирает оптимальную,и определяет победителя, с которым подписывает контракт.

Алгоритм действий учреждения при проведении запросакотировок приведен на схеме 1.

Схема 1

В случае если после истечения срока подачи котировочных заявок подана только одна заявка, то срок подачи может быть продлен на 4 рабочих дня. Для этого в течение 1 рабочего дня необходимо разместить на официальном сайте извещение о продлении срока подачи котировок. Таким образом, на процедуру размещения заказа путем запроса котировок потребуется от 7 до 14 дней.

Конкурс

В том случае, когда планируемая сумма поставкисоставляет от 250 000 руб. до 5 000 000 руб. в квартал, учреждение обязанопровести размещение заказа через конкурс. Требования к процедуре конкурсаизложены в гл. 2 Закона № 94-ФЗ.

Самым важным этапом перед проведением конкурса являетсяподготовка пакета конкурсной документации, в котором должно быть указаноследующее:

  • критерии оценки заявок;
  • каким образом будутпроисходить оценка и сопоставление заявок.

Обратите внимание, что в ст. 28 Закона № 94-ФЗ приведенисчерпывающий перечень возможных критериев оценки заявок.

Всем заявкам, которые поступили на конкурс, комиссияприсваивает рейтинговые номера. Победителем конкурса становится участник,заявка которого получает первый номер.

Алгоритмдействий учреждения при проведении конкурса приведен на схеме 2.

Схема 2

Заметим, что если в конкурсную комиссию поступила только одна заявка, то передача проекта контракта единственному участнику размещения заказа должна быть произведена в течение 3 рабочих дней со дня рассмотрения заявки на участие в конкурсе. Таким образом, на конкурсные мероприятия может уйти от 40 до 60 дней.

Подписание контракта

Процедура подписания государственного и муниципальногоконтракта с победителем размещения заказа также имеет свой регламент.

По окончании конкурса в соответствии с п. 4 ст. 22Закона № 94-ФЗ контракт должен быть подписан не ранее чем через 10 дней со дняподписания протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе,который в обязательном порядке указывается в конкурсной документации.

На подписание контракта победителю отводится еще 10дней, это следует из п. 5 ст. 448 ГК РФ, где сказано, что договор должен бытьподписан сторонами не позднее двадцати дней после завершения торгов иоформления протокола. Кроме того, в случае уклонения одной из них от заключениядоговора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждениизаключить договор, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от егозаключения.

Заметим, что, в отличие от конкурсных процедур, Закон №94-ФЗ не содержит каких-либо ограничений по срокам подписания контракта приразмещении заказа путем запроса котировок. Государственный или муниципальныйконтракт должен быть подписан поставщиком в срок, который указан в запросекотировок.

Любой участник размещения заказа имеет право обжаловать действия заказчика и комиссии. В соответствии со ст. 57 Закона № 94-ФЗ сделать это можно в любой момент размещения заказа. При подаче жалобы следует соблюдать 10-дневный срок после того, как подписан протокол оценки и сопоставления заявки на участие в конкурсе. По истечении этого срока обжалование действий заказчика может производиться только в судебном порядке.

Таким образом, к сроку, который будет отведен на процедуры размещения заказов, следует прибавить еще 10 дней. Но это еще не все…

Внесение в реестр государственных и муниципальных контрактов

С 1 января 2007 г. Федеральное казначейство (далее -ФК) постановлением Правительства РФ от 03.03.06 № 117 уполномочено на ведениереестра государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации.

Кроме того, с 1 января 2007 г. вступило в силуПоложение о ведении реестров государственных или муниципальных контрактов,заключенных по итогам размещения заказов, и о требованиях к технологическим,программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспеченияпользования официальным сайтом в сети Интернет, на котором размещаютсяуказанные реестры, утвержденное постановлением Правительства РФ от 27.12.06 №807 (далее - Положение).

Данным Положением установлен порядок регистрации ворганах ФК контрактов, которые заключены только в соответствии с Законом №94-ФЗ.

Внесению в реестр подлежат контракты, заключенные поитогам размещения заказов, финансовое обеспечение которых осуществляется засчет средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетныхфондов, а также за счет доходов, полученных от предпринимательской и инойприносящей доход деятельности.

Учреждениям-заказчикам следует направлять в органы ФКпо месту открытия им лицевого счета получателя средств федерального бюджета(государственные внебюджетные фонды направляют в органы ФК по ихтерриториальному признаку) сведения как о заключении контрактов, так и об ихисполнении или расторжении.

Заметим, что в соответствии с Положением в реестрегосударственных контрактов отражаются контракты, которые заключеныучреждениями, наделенными полномочиями государственного заказчика.

В том случае, если учреждение не наделено такимиполномочиями и заключает договоры гражданско-правового характера от своегоимени, то такие договоры в органы ФК представлять не следует.

Согласно п. 6 Положения учреждение-заказчик должнопредставить сведения о контракте не позднее 3 дней с даты его заключения илиизменения.

Сведения о заключенных контрактах должны быть представлены в приложении1 "Сведения о государственном или муниципальном контракте (его изменении),заключенном государственным или муниципальным заказчиком", форма которогоуказана в Положении. Приложение 1 (см. с. 37) составляется в электронном видеили на бумажном носителе.

На основании представленных сведений орган ФКосуществляет запись в реестре контрактов, после чего он долженпроинформировать заказчика о присвоенном контракту уникальном номере.

При внесении в реестр органами ФК осуществляетсяпроверка следующих показателей:

  • представленные заказчиком сведения о контрактах наполноту и правильность заполнения формы сведений о контрактах;
  • наличие информации о заказчике в Сводном реестреглавных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;
  • соответствие указанного в сведениях кода заказчика кодубюджетного учреждения в Сводном реестре;
  • соответствие кодов бюджетной классификации Федеральномузакону от 15.08.96 № 115-ФЗ "О бюджетной классификации РоссийскойФедерации";
  • наличие соответствующих полномочий у представителейзаказчика, заверивших сведения о контрактах.

Обращаем внимание на то, что орган ФК не проверяетэкономическое содержание предмета контракта на соответствие кодам бюджетнойклассификации.

Если органом ФК в представленных учреждением-заказчикомсведениях не обнаружены необходимые показатели, а также в случае каких-либонесоответствий, сведения возвращаются заказчику не позднее 3 дней с даты ихполучения. При этом орган ФК обязан указать причину возврата сведений. В этомслучае сведения о контракте (его изменении) в реестр контрактов не включаются.

Учреждению-заказчику следует направлять в орган ФК исведения об исполнении или прекращении государственного контракта. Для этогопредусмотрена форма приложения 2 "Сведения об исполнении (о прекращениидействия) государственного или муниципального контракта". Приложение 2(см. с. 40) должно быть представлено не позднее 3 дней с даты исполнения(прекращения действия) государственного контракта. Данная информация можетпредставляться как в электронном виде, так и на бумажном носителе.

Вся информация о контракте (его изменении) или сведения об исполнении (о прекращении действия) контракта, включенные в реестр контрактов, сохраняются в реестре контрактов в течение 3 лет с даты включения в него сведений об исполнении (о прекращении действия) контракта.

Таким образом, в связи с необходимостью представления учреждениями-заказчиками в орган ФК сведений о государственных контрактах на 7-10 дней увеличивается срок, когда заказчиком будут произведены авансовые платежи, если они предусмотрены условиями контракта.

В заключение можно отметить, что от того, насколько грамотно будет организовано планирование хозяйственной деятельности учреждения, а также от четкой работы руководителей всех структурных подразделений, будет зависеть эффективное выполнение бюджетным учреждением функций государственного заказчика.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 32.26%
  • Над составлением бюджетной сметы 9.68%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 70.97%
  • Над налоговой отчетностью 19.35%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль