Дойти до каждого участника

494
В Санкт-Петербурге в последние годы наблюдается не только постоянный рост объемов закупок по государственному заказу, но и растущий интерес к размещению государственного заказа со стороны его участников, как настоящих, так и потенциальных. Поэтому городские власти предпринимают энергичные усилия по реформированию системы, заметно повышая ее эффективность.

Создание условий

1 января 2007 г. исполнился ровно год с моментавступления в силу Федерального закона от 21.07.05 № 94-ФЗ "О размещениизаказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг длягосударственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 94-ФЗ). За этовремя в городе была проделана значительная работа по приведению в соответствиес новым федеральным законодательством системы государственного заказаСанкт-Петербурга.

В течение второго полугодия 2005 г. и всего 2006 г.создавались все необходимые условия для выполнения требований Закона № 94-ФЗ.Нужно было обеспечить непрерывность процесса закупок, для чего был установленпереходный период, в течение которого действовали отдельные элементы старойсистемы размещения государственного заказа, такие как Государственнаяконкурсная комиссия при Правительстве Санкт-Петербурга и межведомственныегосударственные конкурсные комиссии Санкт-Петербурга (далее - ГККП и МВГКК), иновая система государственных комиссий по размещению государственного заказаСанкт-Петербурга.

В новой системе также присутствует трехуровневыйпринцип. Первый уровень составляют государственные комиссии уполномоченногооргана по размещению государственного заказа Санкт-Петербурга, которыерассматривают закупки на сумму свыше 15 млн руб. Второй уровень включает всебя государственные комиссии государственных заказчиков Санкт-Петербурга поразмещению государственного заказа, рассматривающие закупки на сумму до 15 млнруб. включительно. Наконец, к третьему уровню относятся государственные комиссииподведомственных государственных заказчиков по размещению государственного заказа Санкт-Петербурга, рассматривающие всоответствии со своими полномочиями закупки на сумму до 5 млн руб.

Таким образом, сохранен открытый, коллегиальныйхарактер принятия решений о размещении госзаказа, обеспечивающий прозрачностьи доступность государственных закупок для всех заинтересованных лиц.

С момента вступления в силу Закона № 94-ФЗ были созданыуполномоченные органы в сфере размещения государственного заказа на сумму свыше15 млн руб. (Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли- КЭРППиТ) и в сфере контроля за размещением государственного заказа (Комитетфинансового контроля Санкт-Петербурга). Кроме того, КЭРППиТ являетсякоординирующим и контролирующим органом в сфере формирования государственногозаказа и соблюдения методических требований, а также проверяет правильность формированиякомиссий государственных заказчиков Санкт-Петербурга и подведомственныхгосударственных заказчиков. А Комитет финансов является контролирующим органомв сфере исполнения государственного заказа Санкт-Петербурга.

Информационное обеспечение

Много внимания уделяется совершенствованиюинформационных технологий. Необходимо еще раз подчеркнуть, что вСанкт-Петербурге проводится открытая политика осуществления государственныхзакупок. Действующая система госзаказа позволяет предприятиям, организациям игражданам, независимо от места их нахождения, знакомиться с информацией опланируемых закупках и участвовать в конкурсных процедурах. Таким образомвыполняются требования Закона № 94-ФЗ, который установил достаточно строгиетребования к информационному обеспечению государственных закупок, повышающиеих прозрачность, такие как размещение на официальном сайте протоколов процедурразмещения государственного заказа и конкурсной документации, публикацияпротоколов в официальном печатном издании, доведение разъяснений конкурснойдокументации до всех участников размещения государственного заказа.

Значительные изменения были внесены вАвтоматизированную информационную систему государственного заказаСанкт-Петербурга (далее - АИСГЗ). Изменен порядок работы с журналом"Государственный заказ Санкт-Петербурга". Уже автоматизированарегистрация процессов формирования, размещения и исполнения государственногозаказа посредством АИСГЗ, введена единая методика регистрации государственныхконтрактов, итоговых решений комиссий, планов государственных закупок игосударственных нужд Санкт-Петербурга.

Важной составляющей информационно-аналитическогообеспечения государственных закупок, по сути - "окном" работы сучастниками процедур размещения госзаказа, является специализированный сайт www.gz-spb.ru, на котором в обязательномпорядке в режиме он-лайн размещается информация, содержащаяся в реестрахсистемы государственного заказа Санкт-Петербурга. Таким образом, любойжелающий может ознакомиться с состоянием системы государственного заказа врежиме реального времени. Кроме того, здесь же можно изучитьнормативно-правовую базу по вопросам формирования, размещения и исполнениягородского госзаказа, информацию о запланированных процедурах, а такжесведения о всех заключенных государственными заказчиками Санкт-Петербургаконтрактах.

Между тем нельзя не отметить существующие проблемы врегулировании системы государственного заказа на федеральном уровне. Ещераспоряжением Правительства РФ от 08.12.05 № 2154-р был утвержден план изданияряда под­законных нормативных правовых актов во исполнение Закона № 94-ФЗ,однако большинство из них до настояшего времени находятся в стадии разработки.Так, Правительство РФ до сих пор не утвердило перечень продукции, закупаемойпутем проведения торгов в форме аукциона, не определены порядок ведения Реестранедобросовестных поставщиков, порядок размещения заказов на поставки биржевыхтоваров на товарных биржах и т. д.

По мере принятия федеральных документов работа посовершенствованию нормативно-правовой базы и информационно-аналитическогообеспечения системы государственного заказа Санкт-Петербурга будетпродолжаться.

Структурные изменения

Анализируя эффективность расходования средств бюджетаСанкт-Петербурга в 2006 г., особо следует отметить, что по состоянию на 20.12.06экономия составила 6,131 млрд рублей, что намного превышает показатели за2003, 2004 и 2005 гг. Так, экономия средств городского бюджета в 2003 г.составила 286 300 млн руб., в 2004 г. - 2,072 млрд руб., а в 2005 г. - 3,581млрд руб.

Доля проведенных конкурсов за 11 месяцев 2006 г.составила 46,58% от общей суммы размещения государственного заказа. В 2004 и2005 гг. этот показатель составил соответственно 24 и 36,8%. Отметим, что объемсредств, которые расходуются в соответствии с правилами, установленнымизаконодательством в сфере государственного заказа, за 11 месяцев 2006 г.составил 54,7% от расходной части бюджета Санкт-Петербурга.

При этом количество контрактов, заключенных способом уединственного поставщика (исполнителя, подрядчика), за указанный периодсоставило 13,65% от общего числа (в 2004 и 2005 гг. этот показатель составил52,1% и 40,1% соответственно). Таким образом, доля контрактов, заключенных безпроведения торгов, с начала реформирования системы государственного заказаСанкт-Петербурга снизилась более чем на 38%.

Снижаются и закупки продукции для городских нуждспособом запроса котировок и публичной закупки. Так, размещениегосударственного заказа способом запроса котировок за 11 месяцев 2006 г.составило 2,85%, что на 4,65% меньше, чем в 2004 г. Публичные закупки такжесоставляют довольно низкий процент - 3,02% от общей суммы.

Анализ показателей в сравнении с предыдущими периодамипозволяет сделать вывод о том, что при размещении государственного заказаСанкт-Петербурга происходят структурные изменения, направленные на увеличениечисла конкурсных процедур и снижение закупки продукции без проведения торгов.

Высокий рейтинг

Подтверждением правильности выбранной в конце 2003 г.стратегии является и то, что Санкт-Петербург признан одним из лидеров проекта"Национальный рейтинг прозрачности закупок", реализованного приподдержке Комитета Госдумы по противодействию коррупции, Федеральнойантимонопольной службы и Счетной палаты РФ. Была проанализирована прозрачностьзакупочных процедур 250 крупнейших российских закупщиков, в числе которых 90государственных закупщиков федерального уровня, 50 субъектов РФ, 50муниципальных закупщиков и 60 компаний в ключевых секторах экономики, включаяестественные монополии.

По итогам исследования наилучшие показателипрозрачности были отмечены в классе государственных закупщиков региональногоуровня. Санкт-Петербургу присвоена оценка "Гарантированнаяпрозрачность". Такую оценку получили лишь еще два региона - Москва иРеспублика Татарстан.

Большой эффект малого бизнеса

За 11 месяцев 2006 г. у субъектов малого предпринимательства размещено 45,04% от общего количества закупок, или 21,49% от общей суммы размещения государственного заказа Санкт-Петербурга, что составляет более 20 млрд руб. Стоит заметить, что доля госзаказа, размещаемого у субъектов малого бизнеса, существенно превышает норму в 15%, напрямую предписанную федеральным законом, причем она ежегодно, начиная с 2004 г., возрастает на 5–10%. Немаловажно и то, что именно участие малых предприятий в размещении госзаказа обеспечивает наибольший процент эффективности расходования средств городского бюджета (более 65% от общей экономии).



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Вы внесли изменения в учетную политику на 2017 год?

  • Да 20%
  • Нет 80%
Другие опросы

Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль