Антимонопольный контроль

1112
Действовавшее до 1 января 2006 г. законодательство в сфере государственного и муниципального заказа не позволяло создавать благоприятные условия для развития добросовестной конкуренции в сфере размещения государственных и муниципальных заказов, предоставляя практически неограниченные возможности для злоупотреблений путем размещения заказов у “аффилированных” хозяйствующих субъектов.

Ситуация изменилась с принятием Федерального закона № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", который в ст. 17 определил, что контроль за соблюдением законодательства участниками размещения заказов на всех уровнях осуществляется уполномоченными на его осуществление органами. Одним из таких органов является Федеральная антимонопольная служба, которая контролирует процесс размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, за исключением государственного оборонного заказа. При этом законом определены два способа контроля: путем проведения плановых и внеплановых проверок.

Предварительная работа

За прошедшее время в Якутии была проведена большаяработа по нормализации ситуации в данной сфере. В регионе установлен единыйпорядок размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказаниеуслуг для государственных и муниципальных нужд. Объем размещения заказов выросболее чем в 2 раза, причем количество контрактов, заключенных у единственногопоставщика, уменьшилось также вдвое. Экономия бюджетных средств составилаоколо 200 млн руб. Примечателен и тот факт, что Республика Саха (Якутия) находитсяна 11 месте по Российской Федерации в Национальном рейтинге прорачностизакупок за 2006 г.

Для реализации положений Федерального закона оразмещении заказов Якутским УФАС России был разработан план проведенияконтрольных мероприятий, проведен мониторинг государственных и муниципальныхзаказчиков. Президенту республики, руководителям федеральных ведомстви главам муниципальных образований были направлены письма с предложением провестивнутреннюю проверку процедур размещения заказа на предмет соответствия новомузакону и устранения выявленных нарушений. Для оказания методической помощибыли проведены два семинара и два круглых стола с участием государственных имуниципальных заказчиков.

Поскольку к нам поступает огромное количество вопросовот государственных заказчиков, уполномоченных органов и участников конкурсов поприменению и трактовке положений и норм Федерального закона № 94-ФЗ, управлениеведет постоянную разъяснительную работу.

По результатам мониторинга было установлено, что всегопо республике насчитывается 87 территориальных органов исполнительной властиРФ и получателей средств федерального бюджета, 68 государственных заказчиковдля государственных нужд Республики Саха (Якутия) и 446 муниципальныхобразований. Таким образом, потенциальными заказчиками являются около 600учреждений и организаций. Зарегистрировано также 2 специализированныеорганизации, оказывающие услуги при размещении заказов.

Контроль за соблюдением законодательства в сфереразмещения заказов про­водился Якутским УФАС России в тесном взаимодействии сМинистерством экономического развития, прокуратурой, Главным контрольнымуправлением при Президенте Республики Саха (Якутия) и территориальнымуправлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора.

Жалобы и нарушения

С марта 2006 г. Якутским УФАС России рассмотрена 31жалоба участников конкурсов на действия заказчика, конкурсной или котировочнойкомиссии, из них:

  • 9 жалоб возвращены заявителям, как поданные снарушением требований Федерального закона о размещении заказов;
  • по 18 жалобам выданы предписания об устранениидопущенных нарушений;
  • 4 жалобы признаны необоснованными.

Среди наиболее распространенных нарушений Федеральногозакона о размещении заказов, с которыми столкнулось наше управление, можновыделить следующие:

  • нарушение ч. 1 ст. 4 - отсутствие надлежащим образомоформленных полномочий на размещение заказов;
  • нарушение ст. 21 - извещение о проведении открытогоконкурса не содержит всех необходимых сведений. К слову, работа Якутского УФАСРоссии и республиканского Министерства экономического развития позволиласнизить число таких нарушений. Если в начале 2006 г. 90% всех извещенийсодержали нарушения Федерального закона о размещении заказов, то в конце годаэтот показатель снизился до 20%;
  • нарушение ст. 22:
    • конкурсная документацияразрабатывается и утверждается председателем конкурсной комиссии. Нарушенияподобного рода происходят, как правило, в тех случаях, когда членами конкурснойкомиссии являются работники государственного заказчика. Руководительиздает приказ о создании конкурсной комиссии, этим же документом определяет еепредседателя, которому дается поручение разработать конкурсную документацию.Хотя положения ч. 1 ст. 22 Федерального закона о размещении заказовустанавливают, что конкурсная документация разрабатывается заказчиком,уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждаетсязаказчиком, уполномоченным органом;
    • конкурсная документациясодержит указание на товарные знаки, фирменные наименования, полезные модели,наименование производителя, без указания возможности предложения участникамиразмещения заказа аналогичного товара (эквивалента), если допускается совместимостьтоваров;
    • конкурсная документация несодержит порядка оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе. Впрактике нашего управления встречались случаи, когда конкурсная документациясодержала такой порядок, но комиссия при оценке и сопоставлении заявокиспользовала такие коэффициенты весомости, которые этой документацией не былипредусмотрены;
    • сведения, содержащиеся вконкурсной документации, не соответствуют сведениям, указанным в извещении опроведении открытого конкурса. Как правило, не совпадают сведения о критерияхоценки заявок на участие в конкурсе;
  • нарушение ст. 11, 12, 25 - допуск к участию в конкурсеучастников размещения заказа, не соответствующих требованиям конкурснойдокументации и Федерального закона. Наиболее часто это связано с допускомучастника, не представившего выписку из единого государственного реестраюридических лиц, индивидуальных предпринимателей или нотариально завереннуюкопию такой выписки;
  • нарушение ст. 26 Федерального закона - при вскрытииконкурсных заявок не оглашаются и не заносятся в протокол необходимые сведенияоб участниках размещения заказа. В частности, речь идет о документах,предусмотренных конкурсной документацией, условиях исполнения государственногоконтракта, указанных в такой заявке и являющихся критерием оценки заявок;
  • нарушение ст. 26, 27, 28 - неполное подписаниепротоколов, составляемых в ходе размещения заказа государственным заказчиком.Как правило, они содержат подписи только членов конкурсной комиссии. Вместе стем ч. 8 ст. 26, ч. 2 ст. 27, ч. 10 ст. 28 Федерального закона о размещениизаказов устанавливают, что протокол вскрытия конвертов с заявками, протоколрассмот­рения заявок, протокол оценки и сопоставления заявок подписываютсявсеми присутствующими членами конкурсной комиссии и заказчиком;
  • нарушение ст. 26, 27, 28 - нарушение сроков размещенияна официальном сайте и опубликования в официальном печатном издании протоколов,составляемых в ходе размещения заказа;
  • нарушение ст. 28 - установление в конкурснойдокументации критериев, не предусмотренных Федеральным законом. Например, припроведении конкурсов на поставки товаров государственными заказчиками довольночасто используется критерий "квалификация участников". Вместе с темон может быть использован только при проведении конкурса на выполнениенаучно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Привлечение к ответственности

В практике Якутского УФАС России встречались такжеслучаи намеренного дробления сумм для исключения необходимости размещениязаказа в порядке, установленном Федеральным законом. Так, в 2006 г.государственным заказчиком было заключено 3 договора на выполнение работ(печать санитарных книжек) с тремя подрядчиками. Сумма выполненных работ покаждому договору составляла 59 900 руб. По данному факту в отношениидолжностного лица государственного заказчика возбуждено дело обадминистративном правонарушении, предусмотренном ст. 7.31 Кодекса РФ обадминистративных правонарушениях.

По материалам плановых и внеплановых проверок,полученных от Министерства экономического развития, Якутским УФАС России в2006 г. привлечены к административной ответственности по ст. 7.29-7.32 КодексаРФ об административных правонарушениях должностные лица Министерства труда исоциальной ответственности и Государственного комитета по торговле иматериальным ресурсам, заведено административное делопроизводство понарушениям при размещении заказов Министерством охраны природы.

По постановлению прокурора Усть-Алданского улуса(района) привлечено к административной ответственности должностное лицоместной администрации за нарушения при проведении размещения заказов длямуниципальных нужд.

По материалам контрольных проверок, полученных отГлавного контрольного управления при Президенте Республики Саха (Якутия)заведено административное делопроизводство по нарушениям при размещениизаказов ГУ "Республиканская больница № 1 - Национальный центрмедицины" и республиканским Министерством здравоохранения.

Всего, начиная со второго полугодия 2006 г., возбуждено43 дела об административных правонарушениях, выдано 16 постановлений оналожении административных штрафов на сумму 100 000 руб.

В целом за период осуществления деятельности ЯкутскогоУФАС России по контролю за размещением заказов, можно отметить доступность дляразличных организаций, включая предприятия малого бизнеса, государственногозаказа, снижение административных барьеров, усиление конкуренции и борьбы загосударственный и муниципальный заказ.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 22.92%
  • Над составлением бюджетной сметы 8.33%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 68.75%
  • Над налоговой отчетностью 22.92%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль