Учетная политика без ошибок

44519
Учетная политика без ошибок
Одним из основных документов, регламентирующих финансовую деятельность учреждения, является учетная политика. Как правильно ее составить, рассмотрим вместе с экспертом.

В ходе контрольных меропри­ятий по исполнению бюджета проверяющие сталкиваются с распространенной проблемой - ошибки в организации учетной политики учреждений. Как вы прокомментируете эту ситуа­цию?

С изменением законодатель­ства и введением в 2011 году новых инструкций по бухгалтерскому (бюджетному) учету и отчетности все учреждения, незави­симо от их типа (казенные, бюджетные, автономные, а также органы государст­венной власти), должны были переутвер­дить учетную политику. Однако в ходе контрольных мероприятий выявилась тенденция, что учреждения недостаточ­но серьезно отнеслись к формированию учетной политики.

В частности, у большинства учрежде­ний в составе учетной политики отсут­ствовало Положение о наличии вну­треннего финансового контроля. Но при внимательном прочтении Инструкции № 157н становится ясно, что требование об формировании и проведении в учре­ждении системы внутреннего контроля обязательно.

Указанная норма закреплена в ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», в соответ­ствии с которой экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фак­тов хозяйственной жизни.

Пунктом 6 Инструкции № 157н опре­делен перечень документов, которые должны утверждаться вместе с учетной политикой. К ним относятся: рабочий план счетов; методы оценки отдельных видов имущества и обязательств; поря­док проведения инвентаризации имуще­ства и обязательств; правила документо­оборота и технологии обработки учетной информации; порядок и сроки передачи первич­ных сводных учетных до­кументов в соответствии с утвержденным графиком документооборота; формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым законодательством не уста­новлены обязательные формы; порядок организации обеспечения учреждением внутреннего финансового контроля.

Недостаточное знание нормативно-правовой базы и приводит к ошибкам в системе учета и отчетности.

Часто бухгалтерами задается во­прос: обязаны ли все учреждения формировать учетную политику?

Этот вопрос в основном звучит со стороны автономных учреждений, кото­рые сомневаются в том, что они наравне с казенными и бюджетными учреждени­ями должны организовывать учетную по­литику. Обратимся к законодательству. В п. 1 Инструкции №157н перечислены субъекты учета, которые формируют учетную политику. В перечень входят: органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы управ­ления государственными внебюджетны­ми фондами, государственные академии наук, государственные, муниципальные учреждения, иные юридические лица, осуществляющие полномочия получа­теля бюджетных средств, финансовые органы и органы федерального казна­чейства.

Обратите внимание на термин «государственные, муниципальные учрежде­ния». К ним относятся все три типа учреждений. А значит, согласно Ин­струкции № 157н они должны в обяза­тельном порядке формировать учетную политику. Пошаговые инструкции по формированию учетной политики бюджетного, автономного и казенного учреждения опубликованы в демо-версии электронной системы "Госфинансы".

Что включает в себя структура учетной политики?

Типовая структура учетной полити­ки включает общие положения, порядок составления и утверждения смет доходов и расходов, план финансово-хозяйствен­ной деятельности, организацию бухгал­терского (бюджетного) учета, порядок и сроки проведения инвентаризации, по­рядок и сроки представления бюджетной и иной отчетности и учетную политику в целях налогообложения.

Обязаны ли все учреждения форми­ровать рабочий план счетов бух­галтерского (бюджетного) учета?

Практика показывает, что ни одно учреждение не применяет весь спектр счетов, утвержденных инструкциями № 162н, № 174н, № 183н. У кого-то нет операций по расчетам по государствен­ному долгу, какое-то учреждение, на­пример, не является администратором доходов или не осуществляет операций по учету межбюджетных трансфертов. Казенные учреждения или органы влас­ти могут не заниматься производством готовой продукции, соответственно не применять счет 109 00. Исходя из этого, делаем вывод, что каждое учреждение должно в обя­зательном порядке разра­ботать свой рабочий план счетов учета.

При разработке рабочего плана сче­тов необходимо учесть ряд положений. Например, казенные учреждения ис­пользуют бюджетную классификацию Российской Федерации. Поэтому будет правильно прописать КБК, КДБ (код до­ходов бюджета), КРБ (код расходов бюд­жета), соответствующие операциям коды КОСГУ (доходов или расходов), не забы­вая о порядке включения кода бюджет­ной классификации при формировании номера счета бюджетного учета.

Бухгалтерская проводка выстраива­ется исходя из рабочего плана счетов. Насколько грамотно эта проводка будет отражена в главной книге, настолько пра­вильно впоследствии будет составлена и отчетность учреждения.

Инструменты МЦФЭР-Госфинансы для комплексного решения по формированию учетной политики:

Электронная система Госфинансы: В демо-версии системы "Госфинансы" опубликованы разъяснения, практические примеры, а также пошаговые инструкции по порядку формирования учетной политики бюджетных, автономных и казенных учреждений.


Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль