Роль автоматизации в бюджетном планировании

1019
В настоящий момент перед бюджетными организациями всех уровней встают задачи по существенному реформированию бюджетного процесса. Необходимость таких процессов сформулирована в бюджетных посланиях Президента РФ, Стратегии Российской Федерации в области развития науки и инноваций на период до 2010 г., Концепции реформирования бюджетного процесса и программ социально-экономического развития страны, основные положения которых ориентированы на создание условий для максимально эффективного управления государственными финансами в соответствии с приоритетами государственной политики, начиная с процесса бюджетного планирования.

Формирование бюджетных проектировок и мониторинг результатов требуют от участников процесса бюджетного планирования выполнения большого объема трудоемких рутинных операций, обработки огромного количества входной информации, которая параллельно используется в различных отчетных формах. Кроме того, требуется оперативное реагирование на методические рекомендации, поступающие от Минфина и МЭРТ России. Систематизация и правильная организация хранения и обработки информации путем внедрения автоматизации новых процессов планирования позволят сделать работу более эффективной и оперативной.

К 2000 г. в бюджетной сфере Российской Федерации былипроведены крупные структурные реформы, решена задача обеспечения финансовой имакроэкономической стабильности. Вступивший в силу с 2000 г. Бюджетный кодексРФ установил основы бюджетной системы и бюджетного процесса. Были внедрены элементысреднесрочного финансового планирования с распределением ресурсов "сверхувниз" в рамках жестких бюджетных ограничений. Завершен переход кказначейскому обслуживанию исполнения федерального бюджета. Упорядоченасистема финансовой поддержки субъектов РФ.

В прошлом организация бюджетного процесса и сложившиесятрадиции существенно ограничивали возможности и стимулы повышения эффективности управления государственными финансами. Основным недостаткомпредшествующих бюджетных систем было предоставление бюджетных средств наоснове корректировки бюджетов прошлых лет. Поэтому было необходимопереориентировать деятельность администраторов бюджетных средств с освоениявыделенных им ассигнований на достижение конечных общественно значимых иизмеримых результатов.

Суть бюджетной реформы состояла в смещении акцентовбюджетного процесса от "управления бюджетными ресурсами (затратами)"на "управление результатами" путем повышения ответственности ирасширения самостоятельности участников бюджетного процесса и администраторовбюджетных средств в рамках четких среднесрочных ориентиров.

Концепция "управления ресурсами"подразумевала формирование бюджета в основном посредством индексациисложившихся расходов с детальной разбивкой их по статьям бюджетнойклассификации Российской Федерации. Что, соответственно, приводило кзатянутости и громоздкости процедуры рассмотрения проекта бюджетазаконодательными органами власти. Процедура эта была ориентирована натехнические детали в ущерб оценке приоритетов бюджетной политики и ихреализации.

В рамках концепции "управления результатами"бюджет формируется исходя из целей и планируемых результатов государственнойполитики, что позволяет обеспечить устойчивость финансовой системы в процессереализации основных направлений единой финансовой, налоговой и социально-экономическойполитики, в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

Подобная система несет в себе потенциальныевозможности, позволяющие обеспечить решение таких задач планирования бюджета,как:

  • экономия бюджетных средств вследствие ужесточенияконтроля за их использованием;
  • гибкое маневрирование денежными ресурсами, позволяющееболее рационально использовать текущие возможности бюджета;
  • оптимизация бюджетных потоков и принятие оперативныхуправленческих решений за счет наглядного представления текущих и будущих расходовбюджетных средств.

Процедура составления и утверждения бюджетапереориентируется на выработку четких расходных приоритетов и оценку ихреализации (что влечет за собой укрупнение планируемых позиций, изменениеперечня и формата бюджетных документов) с существенным расширением полномочийорганов исполнительной власти при исполнении бюджета, что повыситэффективность использования бюджетных средств за счет оперативного контроляцелевой направленности, обоснованного принятия решения о своевременности и рациональностирасходования бюджетных средств, а также ускорит их оборачиваемость, получаемуюиз-за сокращения времени поступления средств на счета поставщиков товаров иуслуг.

В дальнейшем эта модель предполагает переход кмноголетнему бюджетному планированию, что потребует создания системымониторинга результативности бюджетных расходов, который возможен только приприменении средств автоматизации на всех этапах, начиная от планирования изаканчивая формированием доклада о результатах.

В настоящее время на рынке представлено большоеколичество различных средств автоматизации для обеспечения деловых процессов -программное обеспечение, программные комплексы, распределенные информационныесистемы. При этом, как многие готовые продукты, эти средства порой не учитываютспецифики работы отдельных организаций со сложившимися стандартами управления итребуют как коренной перестройки рабочих процессов под способы функционирования автоматизированной системы, так и сложной модификациисамой системы под требования организации.

Одним из важных элементов эффективного управленияявляется применение средств автоматизации и при подготовке процесса бюджетногопланирования, и при определении эффективности расходования бюджетных средствминистерств, ведомств и агентств путем мониторинга исполнения бюджета, учетараспределения бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств.

Основная задача автоматизации - замена множества ручныхопераций с данны­ми на их программную обработку. Ее применение заключается ворганизации хранения данных, создании процедур доступа к ним и выполнениядействий над ними, формировании человеко-машинного интерфейса. Правильная организацияхранения данных позволяет исключить их дублирование и возникновениеразночтений. Единый источник хранения данных предотвращает появление ошибок наразных этапах подготовки документов и при их прохождении между подразделениями.

Например, ведение учета объектов строительства иформирование перспективного финансового планирования могут осуществлятьсяразными структурными подразделениями. В этом случае при ручном способеобработки данных и формировании отчетов информация между отделами передается ввиде бумажных документов и требует их повторного ввода на другом рабочемместе. Влияние человеческого фактора как при формировании отчета, так и приповторном вводе информации обусловливает возникновение ошибок. Помимо этоготакая организация работы подразумевает хранение информации в разных местах, чтов конечном итоге опять же провоцирует ошибки и разночтения в документах иотчетах. Устранить это можно путем создания единой базы данных с организациейобщего информационного пространства и с возможностью работы в нем из разныхточек доступа.

Наличие такой единой базы данных позволит хранитьисходную информацию в одном месте, а с удаленных рабочих мест изменять ее иформировать на ее основе отчеты и выборки любой степени сложности. Подобноеинформационное пространство позволяет при вводе изменений автоматически вноситькоррективы не только в исходный документ, но и во все документы, связанные сним логическими блоками, независимо от места нахождения заинтересованногопользователя. Это особенно важно в тех случаях, когда проекты закладываются спривязкой к изменяющимся параметрам. Введение автоматической обработки данныхпо предопределенным алгоритмам ускоряет все процессы и повышает достоверностьрезультатов.

Формирование с помощью автоматизированной базыбюджетных проектировок на плановый период и мониторинг результатов исполнениябюджета текущего года требуют выполнения большого объема трудоемких операций.Органы государственного управления обрабатывают огромное количество входнойинформации, которая параллельно используется в различных отчетных формах. В тоже время им необходимо оперативно реагировать на методические рекомендации,поступающие от Минфина и МЭРТ России. Автоматизация этих операций,систематизация и правильная организация данных позволят сделать работупланово-финансовых участников бюджетного планирования более эффективной иоперативной.

Одной из важных составляющих, которая позволяетосуществлять мониторинг результативности бюджетных расходов подведомственныхминистерствам федеральных служб и агентств, учреждений и организаций,является автоматизация производственных процессов. В качестве основногоэлемента автоматизации специалисты ЗАО "МЦФЭР-консалтинг" определилисоздание информационно-аналитической системы мониторинга бюджетного финансированияминистерства, которое предусматривает условия для максимально эффективногоуправления государственными финансами в соответствии с приоритетамигосударственной политики.

Для достижения поставленной цели специалистами ЗАО"МЦФЭР-консалтинг" были решены задачи по внедрению в повседневнуюпрактику деятельности отдельных министерств прикладных информационных систем,предоставляющих персоналу инструментарий для реализации их деловых функций,обработки информации по планированию и исполнению бюджетных процессов. Всостав программного обеспечения вошли такие модули, как:

  • подготовка бюджетных проектировок;
  • подготовка финансового плана;
  • формирование расходных обязательств;
  • взаимодействие с казначейской системой;
  • работа с целевыми программами;
  • работа с государственными капитальными вложениями;
  • формирование Доклада о результатах и основныхнаправлениях деятельности.

Кроме того, для совершенствования управленияинформационными потоками большой территориально распределенной организации былоосуществлено внедрение компьютерных систем, обеспечивающих сбор и обработкуданных на всех организационных уровнях в максимально автоматизированном режимес ее одновременной проверкой.

Учитывая, что информационные потоки должныконцентрироваться в одном месте - в централизованной базе данных, -информационная интегрированная система должна иметь возможность осуществлятьсистематизированное хранение информации, быстрый поиск с использованиемрасширенных запросов.

Подобная организация сбора, консолидации и обработкиданных позволит иметь достоверную информацию и в любой момент получатьрегламентированные и аналитические отчеты в любых разрезах, основанных наинформационных данных из единого источника информации.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 33.33%
  • Над составлением бюджетной сметы 16.67%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 66.67%
  • Над налоговой отчетностью 0%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль