Расходы под контролем

3632
Адресность и целевой характер – одни из основных принципов бюджетной системы Российской Федерации – означают, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей с обозначением их направления на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к отступлению от этих принципов, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации. В организации и осуществлении финансового контроля важнейшая роль отводится Счетной палате Российской Федерации. Ежегодные проверки позволяют выявлять, а нередко и предотвращать нецелевое использование бюджетных средств.

Прежде всего нужно сказать, что до 1999 г. взаконодательстве отсутствовало определение нецелевого использования бюджетныхсредств, и разъяснения по данному виду нарушения давались в приказах иинструкциях Минфина России. Бюджетный кодекс Российской Федерации, введенный вдействие с 1 января 2000 г., не только раскрывает понятие нецелевогоиспользования бюджетных средств, но и предусматривает ответственность лиц, егодопустивших, а также указывает меры принуждения, применяемые к нарушителям.

Так, согласно ст. 289 Бюджетного кодекса РФ нецелевоеиспользование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании ихна цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определеннымутвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетныхассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием ихполучения, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетныхсредств в соответствии с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях (с1 июля 2002 г. введен в действие Кодекс РФ об административныхправонарушениях), изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемыхне по целевому назначению, а также при наличии состава преступления - уголовноенаказание, предусмотренное Уголовным кодексом РФ.

Осуществлять контроль за целевым использованиембюджетных средств призваны в первую очередь органы государственногофинансового контроля, в т. ч. Счетная палата Российской Федерации (далее -Счетная палата), образуемая Федеральным Собранием Российской Федерации иподотчетная ему.

В соответствии с задачами, возложенными на Счетную палатуРФ Федеральным законом от 11.01.95 № 4-ФЗ "О Счетной палате РоссийскойФедерации", организация и осуществление контроля за целевымиспользованием средств федерального бюджета и бюджетов федеральныхвнебюджетных фондов является одним из важнейших направлений ее деятельности.Ежегодно проводимые Счетной палатой контрольные мероприятия позволяют выявлять,а в некоторых случаях и предотвращать нецелевое использование бюджетныхсредств.

На предупреждение нарушений направлен, прежде всего,предварительный контроль, который проводится на стадии формирования ирассмотрения бюджетных показателей федерального бюджета на очереднойфинансовый год и предусматривает проверку обоснованности планируемых расходов,правильности представленных расчетов, полноты указанных источников ожидаемыхдоходов, возможности достижения цели в рассматриваемые сроки.

После утверждения бюджетных назначений федеральнымзаконом о бюджете и принятия решения о выделении средств бюджетополучателямнаступает этап текущего (оперативного) контроля. Он осуществляется уже впроцессе исполнения федерального бюджета и совершения финансовых операций сосредствами бюджета и направлен на предотвращение нарушений при расходованииэтих средств, проверку соблюдения финансовой дисциплины в части полного исвоевременного осуществления финансово-денежных расчетов.

Последующий контроль позволяет выявлять конкретныефакты и суммы нецелевых расходов, допущенные главными распорядителями,распорядителями и получателями средств федерального бюджета. Он предусматриваетпроверку и анализ бюджетной отчетности (месячной, квартальной, годовой)участников бюджетного процесса за проверяемый период, контроль соответствияосуществленных расходов утвержденной смете доходов и расходов и кодам бюджет­нойклассификации, а также соответствия заключенных договоров лимитам бюджетныхобязательств, наличия документов, подтверждающих надлежащую реализациюдоговоров на поставку продукции, выполнение работ, услуг, заклю­ченных трудовыхсоглашений и др.

По итогам контрольных мероприятий органамгосударственной власти, руководителям проверенных организаций направляютсяпредставления для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещениюпричиненного ущерба и привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушениибюджетного законодательства. При выявлении нарушений, наносящих государствупрямой непосредственный ущерб и требующих их безотлагательного пресечения, направляютсяобязательные для исполнения предписания. Отчеты о проведенных проверках вобязательном порядке направляются в обе палаты Федерального Собрания.

Направление деятельности Счетной палаты РФ по контролюрасходов федерального бюджета на воспроизводство минерально-сырьевой базы,сельское хозяйство и рыболовство, водные ресурсы, лесное хозяйство и охрану окружающейсреды (далее - направление), которое я представляю, контролирует исполнениефедерального бюджета в сотнях бюджетных учреждений, входящих в системуМинистерства сельского хозяйства РФ, Министерства природных ресурсов РФ (далее- МПР России), Федеральной службы по надзору в сфере природопользования,Федерального агентства водных ресурсов, Федерального агентства лесногохозяйства, Федерального агентства по недропользованию, Федерального агентствакадастра объектов недвижимости, Федерального агентства по рыболовству,Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Российскойакадемии сельскохозяйственных наук.

Так, по итогам проверок исполнения Федерального закона "Офедеральном бюджете на 2003 год" выявлено нецелевое использование бюджетныхсредств в сумме 162 813,8 тыс. руб., допущенное главными распорядителямисредств федерального бюджета агропромышленного и природоохранного комплексов,нарушившими требования ст. 160 Бюджетного кодекса РФ, которая обязывает ихосуществлять контроль за использованием бюджетных средств и нести за этоответственность.

Например, Минсельхоз России в нарушение условийпредоставления бюджетных ассигнований израсходовал на содержаниеподведомственных структур бюджетные средства в сумме 15 314,6 тыс. руб.,которые были выделены на финансирование расходов по разделу бюджета"Сельское хозяйство и рыболовство", из них:

  • 4562,2 тыс. руб. - насодержание федерального государственного образовательного учреждениядополнительного профессионального образования "Коломенский институтпереподготовки и повышения квалификации кадров и специалистов",финансирование которого подлежало осуществлению по разделу 1400"Образование";
  • 10 752,4 тыс. руб. - насодержание ФГУ НЦ "Российский научно исследовательский институт проблеммелиорации" (33,7 тыс. руб.), ФГНУ"Российскийнаучно-исследовательский институт по испытанию сельскохозяйственной техники имашин" (9112,6 тыс. руб.), ФГ НЦ "Российский научно-исследовательскийинститут информации и технико-экономических исследований поинженерно-техническому обеспечению агропромышленного комплекса" (1606,1тыс. руб.), финансирование которых подлежало по разделу 06"Фундаментальныеисследования и содействие научно-техническому прогрессу"

Одно из самых крупных нарушений, которое выразилось всумме 91 733,0 тыс. руб., было выявлено при проверке Всероссийскогонаучно-исследовательского института экономики минерального сырья инедропользования (далее - институт), являющегося распорядителем средствфедерального бюджета. Указанные средства были перечислены МПР России в 2003 г.по государственному контракту, заключенному с институтом по теме"Геолого-экономическая переоценка месторождений твердых полезныхископаемых (кроме топливно-энергетических видов), учитываемых государственнымбалансом в составе нераспределенного фонда недр" В том же годуминистерство заключило с институтом дополнительные соглашения к контракту, врезультате чего произошло изменение его темы и содержания работ, а именно"Геолого-экономическая переоценка месторождений" была заменена на"Разработку методики стоимостной оценки месторождений". Кроме того,был изменен и состав соисполнителей контракта. Вместо отраслевыхнаучно-исследовательских институтов, определенных по результатам проведенногоконкурса, были привлечены оценочные коммерческие компании, которые не имелилицензий на осуществление деятельности по оценке месторождений полезныхископаемых и, соответственно, осуществляли указанную деятельность в рамкахконтракта незаконно.

Согласно экспертному заключению, данному специалистамигосударственной комиссии по запасам полезных ископаемых МПР России (далее -ГКЗ), корректировки, внесенные в контракт дополнительными соглашениями, нетолько принципиально изменили цель работы, круг задач, состав соисполнителей,но и уменьшили объем работ, при этом их стоимость осталась прежней. А экспертизавыходной продукции по контракту показала, что "Методические рекомендации по стоимостной оценке месторождений твердыхполезных ископаемых", утвержденные МПР России в установленном порядке, намомент проверки отсутствовали. Временные же методические рекомендации получилиотрицательное заключение ГКЗ. В результате государственный контракт в полномобъеме не был выполнен, и поставленная цель не достигнута.

По итогам проверок исполнения Федерального закона"О федеральном бюджете на 2004 год" вновь было выявлено нецелевоеиспользование бюджетных средств в сумме 20 866,0 тыс. руб., допущенное теми жеглавными распорядителями средств федерального бюджета агропромышленного иприродоохранного комплексов и их подведомственными организациями в результатенесоблюдения требований ст. 38 и 160 Бюджетного кодекса РФ, определяющихпринципы адресности и целевого характера бюджетных средств, контроля иответственности главных распорядителей за использование бюджетных средств.

Например, Роснедра использовали бюджетные средства всумме 17 100,0 тыс. руб. на цели, не связанные с геологоразведочными работами,в т. ч. на финансирование издательской деятельности, сохранности отраслевого музейногофонда, коллекционных материалов и образцов, на эксплуатацию волоконно-оптическихлиний связи и цифровых каналов, техническое обслуживание компьютерной икопировально-множительной техники, а также на охрану зданий и предоставление варенду земельных участков.

Бюджетные средства в сумме 189,0 тыс. руб.,предназначенные на финансирование лесоохранных и лесовосстановительныхмероприятий, были фактически использованы Рослесхозом на проведениесеминара-совещания по повышению квалификации руководителей лесной службы,специалистов центрального аппарата и территориальных органов.

Средства в сумме 500,0 тыс. руб., предназначенные нафинансирование мероприятий Федеральной целевой программы "Экология иприродные ресурсы России (2002-2010 гг.)", были использованы Росгидрометомна оплату оборудования для поставки в Киргизию, Казахстан и Молдавию, асредства в сумме 1732,0 тыс. руб., предназначенные на финансирование работ погидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, - на обучение иностранныхспециалистов и изготовление календарей.

Кроме этого, по результатам тематических проверок,проведенных в 2005 г., были установлены факты нецелевого использования средств,перечисленных из федерального бюджета в 2004 г., в сумме 4544,0 тыс. руб., изних 4470,0 тыс. руб. - государственным научным учреждением "Всероссийскийнаучно-исследовательский институт экспериментальной ветеринарии имени Я.Р.Коваленко" Российской академии сельскохозяйственных наук.

Вместе с тем практика показывает, что использованные непо целевому назначению бюджетные средства в некоторых случаях приводят крезультативным и эффективным расходам бюджета, и наоборот, использованные поцелевому назначению бюджетные средства остаются безрезультатными.

Причина в том, что действующая система формирования иисполнения федерального бюджета, учета и отчетности не ориентирована наповышение эффективности государственных расходов. Она носит затратный характери не имеет количественно измеримых, социально значимых заданных результатоврасходования государственных средств, на достижение которых должна быть направленадеятельность всех участников бюджетного процесса. Такая его организация существенно ограничивает возможности повышения эффективностигосударственных расходов и использования соответствующей системы ее измеренияи оценок.

Очевидно, бюджетный процесс должен быть построен иначе- на основе бюджетирования, ориентированного на результат. Это такой методформирования и исполнения бюджета, при котором планирование, выделение ирасходование бюджетных средств осуществляются в соответствии с целями изадачами государственной политики и должны обеспечивать достижениеполучателями бюджетных средств установленных конечных социально-экономическихрезультатов, а также выполнение возложенных на них задач и функций.

В Бюджетном послании Президента РФ ФедеральномуСобранию "О бюджетной политике в 2007 году" как раз и поставленазадача повышения результативности бюджетных расходов, дальнейшего расширениясамостоятельности и ответственности главных распорядителей бюджетных средств,прежде всего путем разработки и внедрения методов и процедур оценки качествафинансового менеджмента на ведомственном уровне, развития внутреннего аудита,укрепления финансовой дисциплины. В послании отмечено, что нужно внестиизменения в бюджетное законодательство, которые предусматривали бы возможностьфинансирования бюджетных учреждений на основе государственных заданий, а такжеправа учреждений по более самостоятельному распоряжению выделеннымисредствами.

Правительство РФ уже проводит работу по переходу кбюджетированию, ориентированному на результат, которую должны ощутить всеучастники бюджетного процесса.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Часто ли к Вам приходит учредитель с проверкой и находит ошибки в учете ОС?

  • Приходит редко и не находит ошибок 100%
  • Приходит часто и находит ошибки от 1 до 5 0%
  • Приходит часто и находит ошибки свыше 5 0%
результаты

Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль