МСФО для государственного сектора

5356
Инструкция по бюджетному учету, утвержденная приказом Минфина России от 26.08.04 № 70н, и Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности, утвержденная приказом Минфина России от 21.01.05 № 5н, закрепили новые принципы формирования и представления бухгалтерской отчетности в бюджетной сфере. Не секрет, что одним из важнейших ориентиров при разработке нового порядка были Международные стандарты финансовой отчетности в государственном секторе (МСФОГС). Поэтому поговорим о том, что это за стандарты и чем они принципиально отличаются от российской системы бюджетного учета.

Реформирование бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами

Но прежде нельзя не упомянуть Международные стандартыфинансовой отчетности (МСФО). Они устанавливают признанные мировым сообществомправила формирования финансовой отчетности коммерческих организаций, а разрабатываютсяспециальной некоммерческой организацией - Комитетом по Международнымстандартам финансовой отчетности, который был создан в 1973 г по соглашениюпрофессиональных бухгалтерских организаций ряда стран, в частности Австралии,Франции, США, Германии, Японии.

МСФО представляют собой сборник документов(стандартов), каждый из которых регулирует правила отражения в бухгалтерскойотчетности одного из видов активов или обязательств, а также доходов илирасходов либо какой-то операции. Так, например, МСФО 2 регулирует правилаотражения в финансовой отчетности запасов, МСФО 18 - выручки, МСФО 22 -представления информации при объединении компаний.

Если вы сталкивались с российским бухгалтерским учетомв коммерческих организациях, то уже наверняка обратили внимание на то, чтосодержание и структура МСФО напоминает российские положения по бухгалтерскомуучету - ПБУ Дело в том, что постановлением Правительства РФ от 06.03.98 № 283утверждена Программа реформирования бухгалтерского учета всоответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, и разработкавсех нормативных документов в области бухгалтерского учета коммерческихорганизаций последнее десятилетие идет в русле МСФО.

Аналогичное понимание роли Международных стандартовсформировалось в последнее время и в отношении бюджетного учета. Однако МСФО немогут быть применимы в полном объеме при построении национальной системыбюджетного учета. Слишком уж разные хозяйственные операции и цели хозяйственнойдеятельности в бизнесе и в бюджетной сфере.

Поэтому для государственных и муниципальныхорганизаций, а также для правительств и администраций государств имуниципалитетов и были разработаны особые стандарты финансовой отчетности -МСФОГС, позволяющие формировать бухгалтерскую отчетность о состояниигосударственных и муниципальных финансов.

МСФОГС являются аналогом МСФО и должны применятьсянекоммерческими государственными и муниципальными (или, как их принятоназывать, общественными) организациями, включая учреждения, представляющиесобой органы государственной власти и местного самоуправления. В отличие отМСФО, МСФОГС разрабатываются другим международным органом - Международнойфедерацией бухгалтеров (МФБ), точнее - Комитетом по проблемам общественного секторапри Совете МФБ. Причем разрабатываются таким образом, чтобы они максимальносоответствовали требованиям МСФО и лишь в части специфических для государственногосектора операций содержали особые учетные правила.

Международные стандарты финансовой отчетности вгосударственном секторе также представляют собой набор отдельных документов(стандартов), который окончательно еще не сформирован и пополняется постепенно.На данный момент принято всего 12 стандартов, которые вступили в силу не ранее1 июля 2001 г. Многие документы находятся в процессе разработки.

Надо сказать, что такое поэтапное введение в действиебазовых норм, регулирующих бухгалтерский учет, не является типичным длябюджетной сферы - исторически бюджетный учет регулировался довольно ограниченнымипо объему инструкциями, являющимися цельным нормативным документом. Однакостановится очевидным, что Инструкция по бюджетному учету уже не может в полномобъеме регламентировать учет всех имеющихся в бюджетном учете объектов. Так, мыне сможем найти в ней четких правил оценки обязательств по государственным имуниципальным ценным бумагам, недостаточно полно прописаны и правила учетанепроизведенных активов. Подобные пробелы необходимо восполнять, возможно,путем принятия отдельных нормативных документов.

Структуру каждого стандарта МСФОГС условно можнопредставить следующим образом. Сначала формулируются цель и сфера егоприменения, т. е. кто, когда и для каких объектов учета должен этот стандартиспользовать. Далее закрепляются термины и определения, необходимые дляпонимания стандарта. Затем дается описание объекта учета, правила его оценки,момент списания с баланса, правила раскрытия информации в финансовойотчетности.

Для чего нужны Международные стандарты

Крупнейшие российские компании и кредитные организацииуже давно составляют бухгалтерскую отчетность в соответствии с МСФО. Чащевсего это делается для привлечения кредитных ресурсов на международныхфинансовых рынках и иностранных акционеров, для представления бухгалтерскойинформации партнерам по бизнесу и т. д. В последнее время формированиеотчетности по стандартам МСФО становится просто правилом хорошего тона вбизнесе.

Очевидно, что для ведения бизнеса на международномуровне бухгалтерская отчетность должна быть составлена таким образом, чтобыбыла понятна инвесторам, акционерам, покупателям и поставщикам независимо отих национальности или гражданства. Например, акционерами российскихнефтегазовых компаний являются иностранные "портфельные" инвесторы -инвестиционные и пенсионные фонды, банки, которые размещают свободные денежныесредства на разных рынках и в разных сферах бизнеса. Для того чтобы такойинвестор мог просчитать целесообразность инвестиций и найти для себя наиболеевыгодный вариант вложений, он должен сопоставить финансовые показатели сотени даже тысяч различных компаний. А сравнительный анализ возможен лишь тогда,когда финансовая отчетность составлена по единым правилам.

Поэтому нефтегазовая компания, стремясь привлечьсредства для собственного развития за счет выпуска облигаций либо размещенияакций, заинтересована в представлении финансовой отчетности, необходимойинвестору. Вот и идет на расходы (порой довольно ощутимые) по подготовкеотчетности в соответствии с Международными стандартами.

Но зададимся вопросом, а какие цели преследуетвнедрение МСФОГС в российскую практику бюджетного учета? Ведь бюджетныеучреждения не привлекают международные источники финансирования, не стремятсяпродать акции иностранному акционеру и не работают с иностраннымиконтрагентами. Зачем усложнять им жизнь и требовать от них бухгалтерской отчетностипо Международным стандартам?

Отвечая на этот вопрос, необходимо напомнить, чтобюджетные учреждения являются участниками бюджетного процесса и через нихосуществляется львиная доля расходов бюджета. При этом государство (илимуниципалитет), расходуя общественные деньги, обязано отчитываться передгражданами о своей финансовой деятельности, для чего, собственно, исоставляется отчетность об исполнении соответствующего бюджета. Однако науровне финансовых органов государства, которые готовят отчетность обисполнении бюджета, не формируется информация о том, какой объем, скажем,медикаментов был закуплен на бюджетные деньги и израсходован в районнойполиклинике. Поэтому бухгалтерская информация, формируемая в каждом бюджетномучреждении, представляется в соответствующий финансовый орган для дальнейшейконсолидации и подготовки отчетности о доходах и расходах государства в целом.

Таким образом, составить отчетность об исполнениигосударственного (муниципального) бюджета по Международным стандартам нельзя,не организовав учет по этим стандартам в бюджетных учреждениях.

Но почему финансовая отчетность государства(муниципалитета) должна соответствовать Международным стандартам? Дело в том,что само государство (а также отдельные субъекты Российской Федерации и дажемуниципальные образования) регулярно занимает денежные средства на внешнихрынках и у международных организаций. Вспомним, например, кредиты, полученныеу Парижского и Лондонского клубов кредиторов, или займы, взятые уМеждународного валютного фонда. Кредиторами могут быть и юридические, и дажефизические лица (как российские, так и иностранные), приобретающиегосударственные и муниципальные ценные бумаги, например облигации или векселя.

Понятно, что кредиторы готовы предоставить РоссийскойФедерации свои сбережения только в том случае, если убеждены в их возврате.Поэтому вполне объяснимы их требования о представлении отчетности о финансовойдеятельности государства (муниципалитета), характеризующей его способностьсобирать налоги, управлять расходами, на основании которой они могут оценитьспособность заемщика обеспечить возврат предоставленных средств.

Таким образом, одна из основных задач финансовойотчетности, подготовлен­ной в соответствии с МСФОГС, - представить информацию осостоянии общественных финансов внешним пользователям, под которыми, кстати,понимаются не только кредиторы и инвесторы. Государственная финансоваяотчетность используется рейтинговыми агентствами для составления рейтинговинвестиционной привлекательности стран. Не будем забывать и о том, что простыеграждане также заинтересованы в понимании финансовых операций, производимыхгосударством, и в действенном контроле за ними. На практике такой контрольобеспечивается в лице общественных организаций, политических партий, а такжесредств массовой информации.

Говоря о задачах МСФОГС, напомним о том, что ониразрабатываются международным профессиональным сообществом бухгалтеров. Этопозволяет включать в стандарты самые "удачные" и проверенныедесятилетиями правила бухгалтерского учета. Что, в свою очередь, являетсябольшим подспорьем для разработки национальных стандартов учета развивающихсястран, которые сталкиваются с новыми для их практики хозяйственнымиоперациями. Таким образом, МСФОГС закрепляют передовые методы учета, выработанныелучшими специалистами и проверенные международной практикой и временем. Это нетолько обеспечивает сопоставимость финансовой отчет­ности, но и повышает еекачество.

Регулирование принципов формирования финансовых показателей

Международные стандарты финансовой отчетностиотличаются от требований российского бюджетного учета не только по содержанию,но и по характеру нормативного регулирования.

Чтобы "почувствовать разницу", вспомним, чтособой представляла Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетныхорганизациях, утвержденная приказом Минфина России 03.11.93 № 122. Это былнабор конкретных правил, которыми должен был руководствоваться бухгалтер.Инструкция устанавливала, например, что учет в бюджетном учреждении долженвестись по мемориально-ордерной форме, на каждом участке учета должны использоватьсяконкретные мемориальные ордера, причем по установленным формам. Инструкциярегулировала не только порядок оформления кассовых документов, но даже видканцелярского клея, которым должна была проклеиваться кассовая книга.Приложением к инструкции была установлена корреспонденция бухгалтерскихсчетов, отступление от которой нередко приводило к конфликтам с контролирующимиорганами.

Словом, бюджетный учет в России традиционнорегулировался на уровне проводок и прочих конкретных указаний. Подобный сводправил, именуемый инструкцией по бюджетному учету, позволял вести учеттипичных операций, не углубляясь в их экономический смысл. Бухгалтер порой ине задумывался, почему он делает такую, а не иную проводку. Как по инструкцииположено - так и делает. Так проще, меньше ошибок и проблем.

Однако подобный подход к регулированию учета даетосечку, когда бухгалтер сталкивается с нестандартной ситуацией. Например,попробуйте на основании Инструкции № 122 (равно как и на основании болеепоздних ее редакций) определить правила учета совместной деятельности в рамкахдоговора простого товарищества! А по какому источнику финансирования выпредложите вести учет объекта основных средств, приобретенного за счет двухисточников - бюджетных средств и доходов от предпринимательской деятельности?Ответа в инструкциях нет.

Главное отличие МСФОГС от традиционной российскойсистемы бюджетного учета состоит в том, что Международные стандарты регулируют:

  • не бухгалтерский учет, а бухгалтерскую (финансовую)отчетность;
  • не конкретные правила, а принципы формированияфинансовых показателей.

Что касается ориентации МСФОГС на регулированиеотчетности, это означает, что в них мы ни слова не найдем о том, каким долженбыть план счетов бюджетного учета, какой формы должны быть первичныедокументы, учетные регистры и даже бухгалтерские отчеты. МСФОГС устанавливаютисключительно правила формирования показателей, отражаемых в этой отчетности.Исходя из логики МСФОГС, бухгалтер вообще может не вести бухгалтерский (всмысле основанный на двойной записи) учет - лишь бы только он формировалбухгалтерскую отчетность в соответствии с установленными требованиями. В самомделе, техника учета (форма и состав учетных регистров, применяемые средстваучета) может различаться в разных странах и даже в разных организациях. Поэтомурегламентация учетных процедур с точки зрения МСФОГС излишня.

Отдельно стоит остановиться и на принципах учета.МСФОГС основывается на принципах формирования финансовой отчетности, заложенныхв МСФО. Так, например, принцип понятности требует представлять отчетность впонятном для пользователя виде. Принцип полезности требует включать вбухгалтерскую отчетность только ту информацию, которая может быть полезнойпользователю. Требование преобладания сущности над формой требует "зрить вкорень" хозяйственной операции, а не отражать ее так, как это указано воправдательном документе.

Важным для МСФОГС является принцип осмотрительности -бухгалтер должен составлять отчетность таким образом, чтобы ни в коем случаеактивы и доходы не были завышены, а обязательства и расходы не были занижены.Другими словами, в случае, когда хозяйственная операция не может бытьквалифицирована однозначно, бухгалтер должен занимать консервативную позицию.

Читатель скажет, что Комитет по Международнымстандартам финансовой отчетности не придумал ничего нового, а просто закрепилв МСФО принципы, изложенные в любом российском (и более того - советском)учебнике по бухгалтерскому учету. И будет прав! Действительно, российскаяучетная наука давным-давно (и вряд ли в отрыве от международного бухгалтерскогосообщества) выработала совершенно аналогичные требования к бухгалтерской отчетности.Но вот что важно - в современном российском "коммерческом" учете допоследнего времени указанные принципы не были формально закреплены внормативно-правовой базе, регулирующей бухучет. А в бюджетном учете ониофициально не сформулированы и по сей день. К чему это приводит? Рассмотримлишь один простейший пример.

Согласно МСФО и теории бухгалтерского учета финансоваяотчетность должна быть сопоставима. Сопоставимость должна обеспечиваться как"вширь" (т. е. должна быть возможность сопоставления отчетностиразных организаций), так и "вглубь" (возможность сопоставленияотчетности одной организации за разные отчетные периоды). Логичное и понятноетребование. Но почему же тогда форма Баланса исполнения бюджетапредусматривает графы для информации только за один (отчетный) период?Аналогичная ситуация с Отчетом о финансовых результатах деятельности. А вототчет о финансовом положении и отчет о результатах финансовой деятельности,подготовленные в соответствии с МСФОГС, уже в обязательном порядке наравне с информациейтекущего отчетного периода предусматривают данные периода предыдущего.

Мелочь? Но как же без этого пользователь отчетностиможет оценить, улучшилось ли состояние финансов государства за прошедший годили ухудшилось? Больше налогов собрано за отчетный год, чем за предыдущий, илименьше? Увеличивается ли обещанное правительством финансирование социальнойсферы? Оказывается, информация за предыдущие отчетные периоды очень важна. Воти получается, что принципы российского бухгалтерского учета, известные нам состуденческой скамьи, на практике не выполняются, поскольку бухгалтер бюджетногоучреждения обязан сдавать отчетность по строго установленным формам, неучитывающим эти принципы.

Конечно же, вести бухгалтерский учет не по подсказке, атщательно продумывая правила отражения нестандартных операций, изучая стандартыи профессиональную литературу, советуясь с аудитором - гораздо сложнее. Но"овчинка стоит выделки" Качество и полезность отчетности,подготовленной в соответствии с МСФОГС, возрастают в разы.

Как было указано выше, новые инструкции по бюджетномуучету и бюджетной отчетности уже ориентированы на МСФОГС. Что, к сожалению, неозначает, что требования Международных стандартов были учтены в полном объеме.Пока это только начало процесса сближения российской системы бюджетного учета сМСФОГС. Поэтому в дальнейшем мы рассмотрим конкретные объекты бюджетного учета- основные средства, запасы, налоговые доходы, обязательства и т. д. - с точкизрения российских и международных правил, изложим отдельные элементыбюджетного учета в сравнении с международными правилами формиро­ванияфинансовой отчетности. Это позволит нашим читателям не только лучше уяснитьсмысл новых инструкций, но и подготовиться к дальнейшим этапам реформыбюджетного учета.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Часто ли к Вам приходит учредитель с проверкой и находит ошибки в учете ОС?

  • Приходит редко и не находит ошибок 100%
  • Приходит часто и находит ошибки от 1 до 5 0%
  • Приходит часто и находит ошибки свыше 5 0%
результаты

Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль