Информатизация помогает пополнять местные бюджеты

2081
Реформа местного самоуправления (МСУ), проводимая в соответствии с Федеральным законом от 06.10.03 № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ”, вступила с 1 января 2006 г. в новую фазу реализации. Сегодня можно выделить наиболее типичные проблемы, ставшие очевидными за прошедший период. Это недостаточная финансовая обеспеченность органов МСУ, необходимость самостоятельного выполнения новых, ранее не исполняемых процессов управления. Отметим также несовершенство федеральной и региональных нормативно-правовых баз, регламентирующих деятельность МСУ, и нехватку подготовленных муниципальных служащих. В значительной мере компенсировать все эти проблемы помогает активное внедрение информационных технологий.

Типовая комплексная система управления муниципальнымобразованием "ПАРУС - Муниципальное управление" состоит из следующихпрограммно-методических решений (ПМР):

  • территориальный и похозяйственный учет;
  • управление муниципальным имуществом;
  • управление муниципальными закупками;
  • централизованный бюджетный учет;
  • управление кадрами муниципальной службы.

Каждое специализированное ПМР,в свою очередь, состоит из:

  • организационно-методического обеспечения (модельныенормативно-правовые акты, регламенты, методические рекомендации);
  • образовательного обеспечения (учебные курсы помуниципальному управлению в новых условиях, по использованию современныхинструментов управления);
  • информационно-технологического обеспечения деятельности органов местногосамоуправления (комплексная информационная система управления).

Практика реализации Федерального закона № 131-ФЗпоказала, что без финансовой помощи субъекта РФ муниципальные бюджеты неспособны самостоятельно обеспечить решение большинства вопросов местногозначения. Поэтому рассматриваемые ПМР ориентированы на поддержку усилийорганов МСУ по повышению своей финансовой обеспеченности, на практическоеувеличение самостоятельно формируемой части своего бюджета.

К примеру, использование ПМР "Территориальный ипохозяйственный учет" позволяет частично компенсировать слабостьсобственной налоговой базы поселений. Так, совокупная доля собственных доходов(земельный налог и налог на имущество физических лиц) в структуре доходовмуниципальных образований поселенческого уровня в среднем по стране составляет8-9%. А по данным, полученным в ходе обследования муниципальных образованийпри выполнении проектов автоматизации нашими специалистами, эта величинадостигала уже 9-15%.

Повышается собираемость налогов

Согласно действующему законодательствуадминистрированием собственных доходов муниципальных образований занимаетсямежрайонная инспекция федеральной налоговой службы (ИФНС). Однако она в первуюочередь выполняет планы по сбору федеральных налогов. А использование ИФНСнеполных, а иногда и недостоверных данных о налогоплательщиках приводит ктому, что реальная собираемость налогов составляет 30-40% от возможногообъема. Между тем в недалеком прошлом, когда администрированием налогов наземлю и недвижимость занимались сотрудники сельских администраций, собираемостьэтих налогов была не ниже 90%. Поэтому понятно, что резервы для полноймобилизации собственных доходов у администраций муниципальных образованийесть. Более того, можно говорить о повышении собираемости собственных доходовмуниципальных образований не менее чем в 2 раза, и это вполне реальный показатель!

Встает вопрос: как это можно сделать с помощью1Т-технологий?

Первый шаг - компьютеризация похозяйственного учетана уровне сельских поселений. Это позволит оперативно использовать данныетаких разделов, как "Земли, находящиеся в пользовании граждан" и"Жилой фонд". Более того, сведения о налогоплательщиках, собираемые впоселениях в рамках похозяйственного учета, при правильно организованном учетеболее достоверны, чем те, которые использует ИФНС для начислениявышеупомянутых налогов.

Итак, компьютеризация похозяйственного учета даетвозможность муниципальным образованиям, во-первых, более точно прогнозироватьобъемы земельного налога и налога на имущество физических лиц, во-вторых, нетерять контроль за налоговой базой. К примеру, полныйучет личных хозяйств на территории поселения позволит определить переченьзаброшенных и неиспользуемых земельных участков и объектов недвижимости. По нимможно принимать решения о введении их в состав имущества казны и последующейприватизации, а также иные действия, способствующие вовлечению их вхозяйственный оборот и соответствующему пополнению налоговой базы. В рамкахпохозяйственного учета определяются собственники земельных участков и объектовнедвижимости, использующие их без оформления соответствующих правсобственности и, следовательно, не являющиеся налогоплательщиками. Типичнымпримером этого является использование наследниками, проживающими в городе,родовой собственности на селе сезонным образом. Таким образом, администрацияпоселения получает всю необходимую информацию для административноговоздействия на рост и укрепление собственной налоговой базы.

Правовой основой для участия органов МСУ вадминистрировании собственных доходов является постановление Правительства РФот 12.08.04 № 410 "О порядке взаимодействия органов государственной властисубъектов РФ и органов МСУ с территориальными органами федерального органаисполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогови сборов". Приказ ФНС России от 25.02.05 № 28н, принятый в его исполнение,упорядочивает обмен данными с упомянутыми органами власти в следующих аспектах:

  • в целом о начислениях, об уплаченных суммах, о суммахзадолженности, недоимках, отсроченных (рассроченных), реструктурированных иприостановленных к взысканию налогов, сборов, пеней и штрафов;
  • по видам налогов, сборов и иных обязательных платежей,контролируемых налоговыми органами.

Используя ПМР "Территориальный и похозяйственныйучет", можно качественно организовать похозяйственный учет на уровне"поселение - район" и дополнить его регулярным взаимодействием с ИФНСи в итоге реально повысить собираемость собственных доходов поселений не менеечем вдвое (до 60-80%, с последующим ростом до 100%).

Возможность непосредственного контроля за собираемостьюсобственных налогов с каждого личного хозяйства, а не суммарный учет количествасобранных ИФНС налогов - еще один очевидный плюс использования ПМР. Обладаятакой информацией, органы МСУ поселенческого уровня могут использовать весьспектр административного воздействия на неплательщиков, от ограниченияиспользования ими общемуниципальных ресурсов до отказа в выдаче документов.

Расчеты показывают, что информатизация деятельности поадминистрированию собственных налогов позволяет поднять совокупную долюсобственных доходов в структуре доходов муниципальных образований поселенческогоуровня c 9-15% до 18-30%.

Улучшается управление муниципальным имуществом

Следующий источник повышения наполняемости местныхбюджетов - неналоговые доходы. Грамотные руководители местных администрацийпонимают, что первым шагом к увеличению их объема является инвентаризация муниципальной собственности. Практически это означаетсоздание в муниципальном образовании информационной подсистемы управленияимущественно-земельным комплексом. В ее рамках возможно ведение реестра,содержащего необходимые сведения по земельным участкам и объектам недвижимости,а также финансовый учет отношений аренды, передачи прав и продажи собственностина основании соответствующих договоров.

Практика показывает, что компьютеризация этогонаправления деятельности муниципального образования позволяет задействоватьсразу несколько источников:

  • тотальный учет муниципального имущества и достовернуюоценку объемов возможного неналогового дохода, вовлечение в хозяйственную деятельностьнеучтенных и простаивающих объектов;
  • четкую тарификацию отношений аренды, хозяйственногопользования, оперативного управления и иных отношений с хозяйствующими субъектами;
  • мгновенную и полную информацию о задолженностиарендаторов, возможности организации систематической работы по взысканию задолженности;
  • минимизацию "теневых" отношений прииспользовании муниципального имущества.

Существующий опыт показывает, что для поселенийгородского типа информационные системы управления муниципальным имуществомповышают собираемость неналоговых доходов в 2-3 раза. По нашим оценкам, ихдоля в структуре доходов муниципальных образований может составлять от 75% вгородских округахдонорах до 10% в сельских и городских поселениях. С другойстороны, расчет прогнозного значения доли неналоговых доходов в структуредоходов местных бюджетов на 2006 г дает величину, равную 14,1%.

Поэтому, используя даже усредненные показатели (ростненалоговых доходов в 2,5 раза, текущая доля неналоговых доходов 14,1%), можнорассчитывать, что после внедрения ПМР "Управление муниципальнымимуществом" доля неналоговых доходов в бюджете муниципального образованияможет вырасти до 35,25%.

Можно эффективнее управлять расходами

В условиях недостаточной финансовой обеспеченностиорганов МСУ большое значение приобретает управление расходами муниципальногобюджета. Бюджетный учет, обеспечиваемый ПМР "Централизованный бюджетныйучет", является в этих условиях мощным инструментом управления расходамибюджета с возможностью их оптимизации. Тем более что по данным проверокСчетной палаты РФ нецелевое использование федеральных бюджетных средств из-заотсутствия должного контроля со стороны ГРБС (РБС) составля­ет в среднем 9,91%от их объема.

Неотъемлемая часть управления расходами местныхбюджетов - организация четкой схемы формирования и исполнения муниципальногозаказа. Правовая основа муниципального заказа определена Федеральнымзаконом № 94-ФЗ. Однако практика показывает, что в большинстве муниципальныхобразований плохо понимают, как организовать закупки, нет там и механизмовконтроля исполнения. Между тем потери из-за неэффективной организации контроляза расходованием средств при закупках составляют 15-27%. Повысить эффективностьрасходования средств, выделяемых на муниципальные закупки, может тотальный исистематический учет в процессе формирования, проведения конкурса и исполнениямуниципального заказа.

Используя ПМР "Управление муниципальнымизакупками", можно реально снизить потери на 21% ((15 + 27) : 2), чтофактически приводит к увеличению совокупного объема бюджета. Оценим величинуприроста в процентах. Бюджетные расходы, осуществляемые в рамкахгосударственного заказа, составляют около 30% от общего объема. Иупорядочивание процесса закупок с помощью названного ПМР позволит вернуть вбюджет минимум 6% средств за счет их более рационального использования (берем 21%от 30% бюджета).

Подведем итог. В таблице приведена количественнаяоценка эффекта от применения соответствующих ПМР в сопоставимых единицах.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 29.73%
  • Над составлением бюджетной сметы 8.11%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 64.86%
  • Над налоговой отчетностью 24.32%
результаты

Рассылка

Вас заинтересует

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль