Платим на общих основаниях

1263
 Монако О.В.
Аудитор ООО “Аудит Бизнес Трейд”
Вопрос о том, должно ли казенное учреждение включать в налоговую базу по налогу на прибыль доходы от оказания платных услуг, не имеет однозначного ответа. Приведенный ниже пример – прямое тому доказательство.

Суть дела

Для примера возьмем муниципальное казенное учреждение, выполняющее функции заказчика на объектах капитального строительства города.

Учреждение оказывает также платные услуги по строительному контролю, что соответствует его уставу. Доходы от оказания услуг поступают в бюджет города. В перечень государственных (муниципальных) услуг строительный контроль не включен. Стоимость этих услуг рассчитывается в соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.06.2010 № 468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства».

Нормы законодательства

Статья 251 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) содержит закрытый перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Так, подп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ предусматривает, что не учитываются в налоговой базе доходы в виде средств, полученных от оказания казенными учреждениями государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций.

Одновременно в соответствии с п. 48.11 ст. 270 НК РФ затраты казенных учреждений, связанные с исполнением государственных (муниципальных) функций, не включаются в расходы.

Для справки

Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ регламентирует предоставление государственных (муниципальных) услуг органами власти в ходе реализации ими своих функций при осуществлении возложенных на них или переданных с другого уровня полномочий (например, выдача разрешения на строительство, предоставление выписки из реестра недвижимого имущества).

Положения Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ применяются к услугам, которые оказывают не органы власти, а подведомственные им учреждения в рамках определенных для этих учреждений заданий (например, реализация образовательных программ, оказание первичной медицинской помощи, хранение архивных документов).

Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ) казенное учреждение – это государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

В силу п. 3 ст. 161 БК РФ казенное учреждение может осуществлять приносящую доход деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, поступающие учреждению от «разрешенной коммерческой деятельности», у него не остаются, а в полном объеме поступают в доход соответствующего бюджета Российской Федерации и учитываются на отдельных лицевых счетах. Так, согласно ст. 41 БК РФ доходы, полученные казенными учреждениями от приносящей доход деятельности, поступают в бюджеты соответствующих уровней без уплаты налогов и сборов, т. е. в полном объеме.

На основании ст. 62 БК РФ доходы от платных услуг, оказываемых муниципальными казенными учреждениями, относятся к неналоговым доходам местных бюджетов.

В настоящее время устоявшаяся позиция официальных органов (см., например, письма Минфина России от 16.03.2012 № 03-07-15/26, от 01.03.2012 № 03-03-10/18) следующая. Положения пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ применяются к тем государственным (муниципальным) услугам (работам), оказание (выполнение) которых непосредственно связано с полномочиями органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, предусмотренными законодательством РФ.

Налоговые органы дополнительно разъясняют (см., например, письмо Федеральной налоговой службы от 21.09.2011 № ЕД-4-3/15432@, письмо УФНС России по г. Москве от 04.10.2011 № 16-03/095691@), что нормы пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ применяются к средствам, полученным казенными учреждениями от оказания государственных (муниципальных) услуг, в рамках определенных для этих учреждений заданий и согласно перечню услуг.

Пример

Если вид деятельности казенного учреждения – сдача в аренду имущества не является государственной услугой, т. е. данный вид деятельности не обозначен в уставе учреждения как основной, доходы от сдачи в аренду имущества подлежат обложению налогом на прибыль организаций. В соответствии со ст. 250 НК РФ указанные суммы учитываются в составе внереализационных доходов. Соответственно, расходы, которые непосредственно связаны с такой деятельностью, учитываются для целей налогообложения прибыли при их соответствии положениям п. 1 ст. 252 НК РФ.

Вывод

Исходя из рассматриваемой нами ситуации, в перечень государственных (муниципальных) услуг строительный контроль не включен. Соответственно, доходы, полученные от оказания данных услуг, включаются в налоговую базу по налогу на прибыль на общих основаниях.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Часто ли к Вам приходит учредитель с проверкой и находит ошибки в учете ОС?

  • Приходит редко и не находит ошибок 100%
  • Приходит часто и находит ошибки от 1 до 5 0%
  • Приходит часто и находит ошибки свыше 5 0%
результаты

Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль