Инвентаризация: место и время имеют значение

2457
 Бахтина Т.Ю.
Эксперт Международного центра финансово-экономического развития
Казалось бы, о порядке и методах проведения инвентаризации знает каждый бухгалтер. Однако на практике и здесь случаются ошибки.

Места хранения

СИТУАЦИЯ 1. Администрация сельского поселения приобрела щебень для подсыпки дорог. Щебень хранится не на территории администрации, а на охраняемом хозяйственном дворе. Другие строительные материалы хранятся в здании администрации и на прилегающей территории. Все строительные материалы закреплены за одним материально ответственным лицом.

ОШИБКА БУХГАЛТЕРА КАК ПРАВИЛЬНО
Щебень отражен в той же инвентаризационной описи, что и все остальные строительные материалы. Щебень должен быть включен в отдельную инвентарную опись вместе с иными строительными материалами, если таковые хранились на территории хозяйственного двора.

КОММЕНТАРИЙ. Согласно п. 1.3 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49 (далее – Указания № 49) инвентаризация имущества производится по его местонахождению и материально ответственному лицу. В соответствии с п. 3.16 Указаний № 49 при хранении товарно-материальных ценностей в разных местах (например, на территории администрации и хоздворе) у одного материально ответственного лица инвентаризация проводится последовательно по местам хранения. Следовательно, по каждому месту хранения должна быть отдельная инвентаризационная опись. Для этого в учреждении необходимо организовать раздельный учет материальных ценностей по местам хранения.

СИТУАЦИЯ 2. Теперь допустим, что щебень хранится не на территории администрации сельского поселения, а на охраняемой территории Дорожного ремонтно-строительного управления (ДРСУ), которое в рамках договора подряда производит подсыпку дорог. В учете администрации щебень списывается по мере предоставляемых ДРСУ актов выполненных работ с указанием количества израсходованного материала.

ОШИБКА БУХГАЛТЕРА КАК ПРАВИЛЬНО
Щебень числится за сотрудником администрации как за материально ответственным лицом и отражен в той же инвентаризационной описи, что и все остальные строительные материалы. Щебень должен числиться за материально ответственным лицом ДРСУ и включаться в отдельную инвентаризационную опись.

КОММЕНТАРИЙ. В рассматриваемом случае с ДРСУ должен быть заключен договор ответственного хранения, в рамках которого за администрацией сельского поселения закрепляется право проводить инвентаризацию щебня на территории управления (п. 3.23 Указаний № 49). Если такое право договором не предусмотрено, инвентаризация заключается в проверке обоснованности числящихся остатков на соответствующих счетах бухгалтерского учета (п. 3.20 Указаний № 49).

СИТУАЦИЯ 3. Допустим, администрация сельского поселения приобрела щебень для подсыпки дорог в количестве 10 тонн. На момент инвентаризации щебень не расходовался.

ОШИБКА БУХГАЛТЕРА КАК ПРАВИЛЬНО
К инвентаризационной описи не приложены документы, подтверждающие, каким образом было проверено фактическое количество щебня. К инвентаризационной описи на такие материалы должны быть приложены акты обмеров, технические расчеты и ведомости отвесов.

КОММЕНТАРИЙ. Каким образом члены инвентарной комиссии убедились, что щебня было 10 тонн, а не 9,8? Согласно п. 2.7 Указаний № 49 определение веса (или объема) навалочных материалов допускается производить на основании обмеров и технических расчетов. Акты обмеров, технические расчеты и ведомости отвесов прилагают к инвентаризационной описи.

Таким образом, реальное количество щебня можно было установить либо взвешиванием, либо расчетным путем, исходя из плотности щебня и объема кучи (рассчитывается на основании обмера кучи). Отсутствие указанных выше сопроводительных документов заставляет усомниться в достоверности результатов инвентаризации.

Сроки проведения

СИТУАЦИЯ 1. 15 февраля 2012 г. учреждение подало в уполномоченный орган по управлению имуществом список из 25 объектов мебели и иного хозяйственного инвентаря, подлежащего списанию по причине непригодности для дальнейшего использования.

ОШИБКА БУХГАЛТЕРА КАК ПРАВИЛЬНО
Факт наличия непригодного к использованию имущества не отражен в результатах инвентаризации, проведенной по состоянию на конец 2011 г. Кроме инвентаризационных описей, подтверждающих фактическое наличие имущества, должны быть составлены одна или несколько отдельных описей непригодного к использованию имущества с указанием причин непригодности.

КОММЕНТАРИЙ. Сложно представить, что весь хозяйственный инвентарь внезапно пришел в негодность за 1,5 месяца. В описанной ситуации при контрольно-ревизионной проверке могут быть сделаны выводы:

  • либо о недостоверности документов о непригодности имущества;
  • либо о формальном проведении инвентаризации.

СИТУАЦИЯ 2. В 2008 г. от бюджета вышестоящего уровня учреждению была передана сумма капитальных вложений в строящееся здание. На конец 2011 г. в бюджетном учете учреждения на счете 1 106 11 000 «Капитальные вложения в основные средства – недвижимое имущество учреждения» числился остаток, который с 2008 г. не изменился. По состоянию на март 2012 г. здание полностью разрушено, восстановлению не подлежит.

ОШИБКА БУХГАЛТЕРА КАК ПРАВИЛЬНО
Инвентаризация незавершенного строительства учреждением не проводилась с 2009 г. При инвентаризации проверяется наличие не только основных средств и материальных запасов, но и объемы незавершенного строительства, его фактическое наличие и состояние (п. 3.27 Указаний № 49).

КОММЕНТАРИЙ. Здание не могло разрушиться вдруг. В результате того, что инвентаризация в учреждении не проводилась должным образом в течение четырех лет, не были своевременно приняты меры к сохранению имущества. Бездействие руководства учреждения может быть расценено как умышленное причинение ущерба государственному (муниципальному) имуществу.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль