Статус изменился – долги остались

1247
 Кошелева Ю.А.
Эксперт ЗАО "МЦФЭР"
Смена статуса бюджетных учреждений – переход на финансирование в виде субсидий на выполнение государственных (муниципальных) заданий – не избавила их долгов, скопившихся в прошлом, в т. ч. и в рамках ведения приносящей доход деятельности. В данной статье рассмотрим, как найти выход из «долговой ямы» и не стать при этом нарушителем законодательства.

Источник задолженности

В одном из субъектов РФ до 1 января 2012 г. пять муниципальных бюджетных учреждений (получателей бюджетных средств) обслуживались централизованной бухгалтерией. Оплата обязательств, возникавших у этих учреждений перед поставщиками (подрядчиками), производилась с единого лицевого счета. На конец 2011 г. в рамках приносящей доход деятельности по данным учреждениям возникла кредиторская задолженность.

Однако с 1 января 2012 г. все бюджетные учреждения изменили правовой статус, теперь они являются получателями субсидий в рамках выполнения госзаданий, каждому из них открыты отдельные лицевые счета. При этом возник вопрос, можно ли на бухгалтерском балансе каждого учреждения в 2012 г. отразить кредиторскую задолженность по приносящей доход деятельности и оплатить долги в этом же году или этого допустить нельзя. Попробуем разобраться.

Ищем выход

При организации деятельности централизованных бухгалтерий в отдельных случаях до сих пор применяется порядок обслуживания получателей бюджетных средств, в соответствии с которым все их приходные и расходные операции осуществляются через лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства (финансовых органах), открытые централизованным бухгалтериям.

При этом планирование и учет расходов бюджета и средств от приносящей доход деятельности, как правило, осуществляются в разрезе обслуживаемых получателей бюджетных средств (на основании сводных смет, утвержденных в установленном порядке для централизованных бухгалтерий).

Подобный порядок обслуживания получателей бюджетных средств не в полной мере соответствует требованиям действующего законодательства. Более того, специалисты Федерального казначейства неоднократно указывали на целесообразность проведения специальной работы по совершенствованию законодательства РФ с целью создания механизма автоматического выявления и ликвидации подобных псевдоюридических лиц – получателей бюджетных средств.

Тем не менее если обслуживаемы централизованной бухгалтерией в 2011 г. получатели бюджетных средств были зарегистрированы в Едином государственном реестре юридических лиц, Реестре получателей бюджетных средств и самостоятельно заключали контракты (договоры) в рамках приносящей доход деятельности в соответствии с положениями своих учредительных документов, то при решении вопроса о формировании входящих остатков на 1 января 2012 г. в учете таких юридических лиц, ставших получателями субсидий, следовало, прежде всего, руководствоваться положениями действующего гражданского законодательства.

Санкции за злостное уклонение

Согласно ст. 177 Уголовного кодекса РФ (далее – УК РФ) при злостном уклонении руководителя организации от погашения кредиторской задолженности в крупном размере после вступления в законную силу соответствующего судебного акта он наказывается штрафом в размере до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода за период до восемнадцати месяцев.

Либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Объективная сторона преступления характеризуется бездействием, которое заключается в злостном уклонении от погашения кредиторской задолженности. Злостность уклонения будет иметь место при следующих обязательных признаках:
1) наличие вступившего в силу судебного акта, подтвердившего обоснованность требований кредитора;
2) реальная возможность должника погасить кредиторскую задолженность;
3) поведение должника, свидетельствующее о нежелании выполнить свои обязательства перед кредитором (неоднократное игнорирование требований судебного пристава-исполнителя; создание препятствий к обеспечению возможности взыскания задолженности, описи и реализации имущества и т. п.).

За такое поведение субъект предварительно должен быть подвергнут административной ответственности по ст. 17.8 или ст. 17.14 КоАП РФ. Только при наличии всей совокупности условий, свидетельствующих о нарушении законодательства об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель может ходатайствовать о привлечении должника к уголовной ответственности по ст. 177 УК.

Дело в том, что при подобных обстоятельствах в 2011 г. кредиторская задолженность возникала у конкретных бюджетных учреждений, а никак не у централизованной бухгалтерии (см. п. 1 ст. 48, п. 3 ст. 50, ст. 307 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ)).

В свою очередь, в 2012 г. такие обязательства могут быть прекращены надлежащим исполнением (ст. 408 ГК РФ). Иными словами, в 2012 г. бюджетные учреждения вполне обоснованно могут учитывать на своих балансах в рамках приносящей доход деятельности кредиторскую задолженность, возникшую у них в 2011 г., и погашать ее за счет средств, поступающих к ним в рамках такой деятельности.

И напротив, передача такой кредиторской задолженности на баланс какого-либо получателя бюджетных средств с целью ее погашения в 2012 г. за счет средств бюджета при определенных обстоятельствах может рассматриваться в качестве нарушения требований бюджетного законодательства.

Нормативный документ

Согласно п. 3 ст. 298 ГК РФ бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.

Минфин рекомендует

Специалисты Минфина России не исключают полностью возможность погашения кредиторской задолженности бюджетных учреждений, финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания которых осуществляется путем предоставления им субсидий в соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ)), за счет привлечения бюджетных средств.

Так, в Комплексных рекомендациях органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления по реализации Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ, размещенных на официальном сайте Минфина России, указано, что в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ могут предоставляться субсидии на погашение кредиторской задолженности учреждений, несмотря на то что субсидиарная ответственность учредителя по долгам бюджетных и автономных учреждений действующим законодательством не предусмотрена.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Часто ли к Вам приходит учредитель с проверкой и находит ошибки в учете ОС?

  • Приходит редко и не находит ошибок 100%
  • Приходит часто и находит ошибки от 1 до 5 0%
  • Приходит часто и находит ошибки свыше 5 0%
результаты

Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль