Электронная Россия

1290
Электронная Россия
С 1 июля 2012 г. все региональные и муниципальные органы власти России переходят на систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Это федеральная государственная информационная система, включающая в себя базы данных и призванная обеспечить исполнение государственных и муниципальных услуг (функций) в электронном формате. Перевод услуг (функций) в новый формат - это лишь начальный этап автоматизации межведомственного взаимодействия, главная цель которого - кардинально преобразовать государственную систему. О сложностях электронизации России наш разговор с экспертом.

Что такое электронная госуслуга в современном понимании?

- Существует два толкования поня­тия «оказание госуслуг в электронном виде», которые зависят от того, с какой точки зрения - получателей услуги или тех, кто ее оказывает, - рассматривать этот термин. В первом случае элек­тронные услуги подразумевают, что взаимодействие получателя услуги с государственными органами цели­ком или в значительной степени осу­ществляется в электронном виде. А для государственных служащих естествен­но причислять к электронным услугам те, при оказании которых внутренние процессы - в первую очередь, межве­домственное взаимодействие - выпол­няются в электронном виде. При этом меньше внимания может уделяться ха­рактеру взаимодействия с получателем услуги.

В распоряжении Правительства РФ № 729-р представлен перечень из 74 государственных услуг, половина из кото­рых - просто предоставление разнообраз­ной информации. То есть понимание, что, собственно, является электронной услу­гой, очень расплывчато.

Каковы требования к форматам документов при предоставлении электронных услуг?

- Электронные документы должны формироваться в виде файлов в формате XML. Документы могут содержать вложе­ния в виде файлов текстовых документов, электронных таблиц, графических изо­бражений. В этом случае электронный документ оформляется в виде архива в формате «zip», содержащего тело файла документа в формате XML и тела фай­лов вложений документа. Каждый элек­тронный документ и каждое вложение должны быть подписаны электронной подписью.

Кто формирует и утверждает эти требования?

- Согласно постановлению Прави­тельства № 553 все федеральные органы исполнительной власти должны утвер­дить согласованные с Минкомсвязи Рос­сии требования к форматам заявлений и иных документов и разместить их на своих официальных сайтах (подп. «а» п. 2 Постановления № 553).

В настоящий момент в справочно-пра-вовых системах и в Интер­нете удалось найти всего девять соответствующих приказов. Это, в частно­сти, приказ Минсельхоза России от 24.10.2011 № 375, приказ Федеральной служ­бы по регулированию алкогольного рынка РФ от 12.10.2011 № 20н, приказ Минпромторга России от 13.09.2011 № 1232, приказ Минкультуры России от 08.12.2011 № 1128, приказ Роскомнадзо-ра от 30.08.2011 № 733, приказ ФСС РФ от 14.12.2011 № 577, приказ Росздравнад-зора от 21.02.2012 № 607-Пр/12, приказ МВД России от 27.03.2012 № 189, приказ Росрезерва от 28.02.2012 № 15.

Большинство из перечисленных зако­нопослушных органов государственной власти сильно себя не утруждало, пере­писав «под копирку» принятые ранее другими ведомствами требования. Толь­ко ФСС РФ, МВД России и Минкульту-ры России упомянули в своих приказах о возможности передачи файлов с геог­рафической информацией.

Такое пренебрежение к регламента­ции использования форматов может обернуться неприятностями для самих же государственных органов. В отсут­ствие четких требований к форматам госорган должен будет принимать доку­менты в любых форматах, в т. ч. в ред­ких, устаревших или слишком новых. Уже были судебные споры, связанные с тем, что государственный орган не увидел электронную цифровую подпись в файле Word, подготовленном в более новой версии, чем та, что установлена в госоргане.

Существует ли проблема непрове­ренных данных при взаимодейст­вии ведомств и как ее решить?

- Да, проблема «грязных» данных су­ществует, причем она во многом являет­ся как наследием первого этапа создания государственных реестров и регистров, когда в них было введено много неполных и непроверенных данных, так и следстви­ем больших различий в общей культуре работы ведомств с данными и в их владе­нии информационными технологиями. Ведомства, ведущие реестры и регистры, многие данные получают от других орга­нов, и их качество порой низкое.

К сожалению, средств на кардиналь­ное решение этого больного вопроса не выделяется, как не создается и эффек­тивных систем, которые бы позволили переложить контроль над качеством дан­ных на заинтересованные организации. Проблема исчерпывается по мере того, как данные, собранные ранее, постепенно выходят из активного оборота.

Как положительный пример, отмечу, что в 2011 г. ФНС России предприняла ряд мер по очистке своих баз данных и реестров от непроверенной информа­ции. Была открыта «горячая линия» по вопросам работы СМЭВ. Одновременно с рядом других ведомств проводилась вы­верка сведений баз данных и уточнение содержащейся в ней информации.

Как осуществляется контроль за оказанием услуг?

- Контроль за оказанием услуг нужен, однако, он становится бессмысленным, если госслужащие завалены ра­ботой и физически не в состоя­нии выполнить ее качественно и в установленные сроки. К сожа­лению, власти увлеклись изобре­тением наказаний для чиновни­ков, совершенно забывая о создании им условий для эффективной работы.

Дело в том, что при переходе на оказа­ние электронных госуслуг, был допущен перекос - в основном автоматизирова­лось и ускорялось формирование заявок и запросов организаций и граждан и их доставка в госорганы. Поскольку внутри госорганов деловые процессы в большин­стве случаев не изменились, а потоки за­просов возросли, сотрудники просто не успевают их обрабатывать. Пока не будут приложены усилия для пересмотра и ав­томатизации деловых процессов внутри госорганов и соответственно повышения эффективности труда госслужащих, дан­ная проблема будет лишь обостряться.

В КоАП РФ введена ст. 5.63, устанавли­вающая штрафы для должностных лиц, которые допустили нарушения при ока­зании государственных услуг. К примеру, штраф в размере от 3000 до 5000 руб. за грубое нарушение (два и более раза в те­чение года) сроков предоставления услуг, затребование документов, платы, не пред­усмотренных нормативно-правовыми ак­тами, или отказ в приеме документов у заявителя.

Максимальный штраф в размере от 10 000 до 30 000 руб. предусмотрен за «несоблюдение порядка рассмотрения административной жалобы» (отказ в ее регистрации, нарушении сроков рассмо­трения и принятия по ней решения, заве­домо неправомерный отказ в удовлет­ворении жалобы).

С учетом вышесказанного, думаю, штрафы в нынешних условиях либо не сработают, либо дадут обратный эффект.

Почему был отклонен законопро­ект, призванный стимулировать граждан к получению госуслуг че­рез Интернет за счет снижения размера госпошлины?

- Законопроектом от 08.11.2011 № 626451-5 «О внесении изменений в статью 333.18 части второй Налогово­го кодекса Российской Федерации» было предложено сократить размер государ­ственной пошлины при обращении и получении госуслуги в электронном виде на 50% . Согласно пояснительной записке, «для того, чтобы в дальней­шем максимально сократить объем затратных процедур, связанных с обеспечением традиционных способов подачи заявлений и выдачи результата государственных и муниципальных услуг».

Минфином России был подготовлен проект официального отзыва документа, отмечены три основные претензии:

  • предложение о дифференциации размеров госпошлины в зависимо­сти от способа подачи документов (в бумажном или электронном виде) противоречит п. 1 ст. 3 НК РФ, по­скольку ставит в неравные условия лиц, не имеющих возможности обра­титься в государственные органы, органы местного самоуправления в электронном виде за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, определенных гл. 25.3 НК РФ;
  • размер госпошлины должен опре­деляться исходя из категории пла­тельщика и (или) вида совершаемого юридически значимого действия, а не способа подачи документов;
  • реализация законопроекта приведет к выпадающим доходам бюджетов бюджетной системы Российской Фе­дерации. Автором законопроекта не представлены необходимые расчет­ные данные, что не позволяет в пол­ной мере оценить последствия реали­зации предлагаемого изменения.

Возражение относительно неравных условий - наиболее существенное; дей­ствия госорганов, воспринимаемые на­селением как несправедливые, способны на ровном месте спровоцировать соци­альную напряженность. Непродуманные льготы могут восприниматься как нака­зание малоимущей части населения за то, что у нее нет таких возможностей по использованию электронных услуг, как у среднего класса. Большим минусом явля­ется отсутствие расчетов потенциальных потерь госбюджета и сопоставления их с положительным эффектом.

С моей точки зрения, для начала нуж­но позаботиться о создании необходи­мой инфраструктуры, чтобы льгота не превращалась в фикцию. Например, в последнее время можно было наблю­дать, как пенсионеры осваивают ин-фоматы Сбербанка, через которые они могут сэкономить процент при оплате жилищно-коммунальных услуг. Льгота оказалась работоспособной, однако, та­ких инфоматов немного, они довольно часто не работают, и даже самым эконом­ным гражданам нередко оказывается про­ще заплатить через операциониста.

Источник: журнал "Казенные учреждения. Учет. Отчетность. Налогообложение".
Электронная версия журнала доступна подписчикам на портале.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Вы сформировали резервы по расходам на 2017 год?

  • Да 18.31%
  • Нет 46.48%
  • Наше учреждение не формирует резервы по расходам 40.85%
Другие опросы

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль