Операция "ликвидация"

1436
 Козлов М.А.
Начальник юридического отдела, член Ассоциации юристов России, г.Москва
Под ликвидацией юридического лица понимается прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (ст. 61 Гражданского кодекса РФ). Одним из таких исключений является специальный порядок ликвидации государственных и муниципальных учреждений, обусловленный их особым юридическим статусом. В каком порядке надлежит ликвидировать казенное учреждение, рассмотрим далее.

Правовое регулирование

Ликвидация казенных учреждений осуществляется по правилам, указанным в части первой Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ). При этом учитываются положения Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон № 7-ФЗ), Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 № 539 (далее – Порядок № 539), иных нормативных правовых актов.

Согласно п. 4.2 ст. 1 Закона № 7-ФЗ ст. 18, 19, 20 указанного закона, устанавливающие общие правила о ликвидации некоммерческих организаций, не распространяют свое действие на казенные учреждения.

Во исполнение положений п. 1 ст. 19.1 Закона № 7-ФЗ аналогичные Порядку № 539 акты, регламентирующие процедуру ликвидации подведомственных казенных учреждений, приняты также на уровне субъектов РФ и муниципальных образований.

Пример

Порядок создания (в том числе путем изменения типа), реорганизации и ликвидации казенных, бюджетных, автономных учреждений Воронежской области (утв. постановлением правительства Воронежской области от 26.11.2010 № 1033); Положение о порядке создания, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений Можайского муниципального района Московской области (утв. решением Совета депутатов Можайского муниципального района Московской области от 16.07.2008 № 460/55).

Согласно п. 33 Порядка № 539 положения о ликвидации учреждения по решению собственника имущества и распоряжении собственником имуществом ликвидированного учреждения должны быть прописаны в уставе казенного учреждения (см., например, п. 35 Устава федерального казенного учреждения «Государственное учреждение по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней (Гохран России) при Министерстве финансов Российской Федерации», утв. приказом Минфина России от 30.05.2011 № 196).

Принятие решения о ликвидации

Согласно п. 26 Порядка № 539 решение о ликвидации федерального казенного учреждения принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности. При этом проект соответствующего правового акта о ликвидации учреждения, находящегося в ведении федеральной службы или федерального агентства, подготавливается соответствующими федеральной службой или федеральным агентством, осуществляющими функции и полномочия учредителя (п. 27 Порядка № 539).

На региональном уровне решение о ликвидации учреждения принимается правительством субъекта РФ на основании проекта соответствующего отраслевого органа либо органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя (см., например, Положение о порядке создания, реорганизации и ликвидации государственных унитарных предприятий и государственных учреждений Ленинградской области, утв. постановлением Правительства Ленинградской области от 02.08.2001 № 78). А на муниципальном уровне – советом депутатов муниципального образования по согласованию с главой местной администрации (см., например, решение Совета депутатов городского округа Орехово-Зуево Московской области от 25.02.2010 № 199/14).

В решении должны содержаться следующие сведения:

  • наименование учреждения с указанием типа;
  • наименование органа власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя;
  • наименование органа власти, ответственного за осуществление ликвидационных процедур;
  • наименование правопреемника казенного учреждения, в т. ч. по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений (п. 26 Порядка № 539).

Кроме того, в решении могут быть также указаны:

  • состав ликвидационной комиссии (ликвидатор) и сроки ликвидации соответствующего учреждения;
  • наименование предприятий или учреждений, которым должно быть передано оставшееся после ликвидации казенного учреждения имущество;
  • иные сведения (см., например, постановление правительства Московской области от 09.12.2010 № 1091/57).

В случаях, установленных нормативными правовыми актами, подготовка проекта решения о ликвидации учреждения осуществляется по согласованию с профильными (экономики, финансов, имущества и т. д.) ведомствами (департаментами) органов госвласти и местного самоуправления (см., например, постановление правительства Москвы от 21.12.2010 № 1075-ПП).

Как установлено ч. 3 п. 27 Порядка № 539, одновременно с проектом правового акта о ликвидации учреждения представляется пояснительная записка (представление), содержащая в т. ч. обос нование целесообразности ликвидации учреждения; инф ормацию о его кредиторской задолженности (в т. ч. просроченной); све дения о наличии источников погашения кредиторской задолженности (см., например, Порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при создании, реорганизации, ликвидации, изменении целей и предмета деятельности и утверждении уставов государственных бюджетных и казенных образовательных учреждений Санкт-Петербурга (утв. постановлением правительства Санкт-Петербурга от 06.02.2012 № 98).

Кроме того, в пояснительную записку заносятся сведения об органе исполнительной власти или о госучреждении, на которые после завершения процесса ликвидации будет возложено осуществление ранее возложенных на учреждение госфункций. А в случае если ликвидируемое учреждение осуществляет полномочия органа власти по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, информацию о том, кому будут переданы указанные полномочия.

Нормативными правовыми актами может быть предусмотрена обязанность инициатора ликвидации приложить к представлению о ликвидации учреждения заверенную бухгалтерскую отчетность по формам, установленным законодательством РФ для казенных учреждений (например, Порядок, утвержденный постановлением правительства Санкт-Петербурга от 06.02.2012 № 98).

После издания правового акта о ликвидации учреждения уполномоченный орган:
1) во исполнение установлений ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ) в 3-дневный срок доводит указанный правовой акт до сведения регистрирующего органа для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) сведений о том, что учреждение находится в процессе ликвидации;

2) в 2-недельный срок:

  • утверждает состав ликвидационной комиссии (назначает ликвидатора);
  • устанавливает порядок и сроки ликвидации в соответствии с ГК РФ и правовым актом о ликвидации федерального учреждения (п. 28 Порядка № 539).

Ликвидационная комиссия (ликвидатор)

В состав ликвидационной комиссии могут быть включены представители отраслевых и профильных (финансов, имущества и т. д.) департаментов органа исполнительной власти, в ведении которого находится учреждение; руководитель, главный бухгалтер и иные работники учреждения; иные лица (см., например, Порядок, утв. постановлением правительства Санкт-Петербурга от 06.02.2012 № 98).

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами учреждения в течение всего периода его ликвидации.

Ликвидационная комиссия осуществляет мероприятия по ликвидации учреждения как поименованные в Порядке № 539, так и предусмотренные ГК РФ и другими законодательными актами РФ (подп. «г» п. 29 Порядка № 539).

Ликвидационная комиссия от имени учреждения выступает в суде (п. 3 ст. 62 ГК РФ); принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации учреждения; со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса производит выплаты денежных сумм кредиторам, после чего закрывает лицевые и/или расчетные счета (при наличии) в территориальных органах Федерального казначейства и кредитных организациях.

В 10-дневный срок после завершения расчетов с кредиторами в орган исполнительной власти, осуществляющий функции и полномочия учредителя, представляется на утверждение ликвидационный баланс (подп. «в» п. 29 Порядка № 539).

Кроме того, комиссия проводит инвентаризацию имущества и обязательств (ст. 12 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», п. 279 Инструкции № 191н), а также в соответствии с п. 31 Порядка № 539 передает недвижимое имущество учреждения федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по управлению федеральным имуществом, а движимое имущество – федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.

Пример

Положения, аналогичные Порядку № 539, содержатся в региональных и местных нормативных правовых актах. Например: Порядок, утв. постановлением правительства Московской области от 09.12.2010 № 1091/57; Порядок принятия решения о создании, реорганизации, изменении типа и ликвидации муниципальных учреждений муниципального образования «Городское поселение Зарайск» Зарайского района Московской области, а также утверждения уставов муниципальных учреждений и внесения в них изменений, утв. решением Совета депутатов городского поселения Зарайск Московской области от 17.12.2010 № 5/14).

Завершение ликвидации

Ликвидация учреждения считается завершенной, а само учреждение прекратившим свою деятельность с момента внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ.

В порядке, установленном ст. 22 Закона № 129-ФЗ, ликвидационная комиссия подает в территориальный орган ФНС России заявление о госрегистрации учреждения в связи с его ликвидацией с приложением соответствующих документов (ст. 21 Закона № 539).

Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления необходимых документов в регистрирующий орган (ст. 8 Закона № 129-ФЗ).

По получении решения регистрирующего органа о ликвидации ликвидационная комиссия направляет его копию органу, в ведении которого учреждение находится, либо иному уполномоченному органу (см., например, приказ Министра обороны Российской Федерации от 15.02.2012 № 340).

В настоящее время ликвидационной комиссии не нужно подавать заявление о снятии учреждения с налогового учета, как это было установлено ранее (см. приказ МНС России от 27.11.1998 № ГБ-3-12/309).

В случае ликвидации организации снятие ее с учета осуществляется на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (п. 5 ст. 84 Налогового кодекса РФ, далее – НК РФ). Документ, подтверждающий снятие с учета, выдается (направляется) организации вместе с документом, подтверждающим внесение записи в ЕГРЮЛ, не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации (Методические указания для налоговых органов по вопросам единообразия процедуры снятия с учета в налоговом органе юридического лица в связи с ликвидацией, утвержденные приказом ФНС России от 25.04.2006 № САЭ-3-09/257@).

До внесения регистрационной записи в ЕГРЮЛ учреждение исполняет обязанности по уплате налогов и сборов, а также страховых взносов во внебюджетные фонды (п. 3 ст. 55 НК РФ, п. 4 ст. 10 Закона № 212-ФЗ).

Не забудьте про персонал

Порядок расторжения трудовых договоров с работниками в связи с ликвидацией учреждения установлен п. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ). Увольняемым работникам гарантируется соблюдение их прав и интересов в соответствии с законодательством РФ (например, п. 4 ст. 35 Устава ФКУ Гохран России). Работников необходимо уведомить о предстоящей ликвидации персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения (ч. 2 ст. 180 ТК РФ).

Работодатель с письменного согласия работника имеет право расторгнуть с ним трудовой договор до истечения указанного срока, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере среднего заработка, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении (ч. 3 ст. 180 ТК РФ).

Работников, заключивших срочный трудовой договор на срок до двух месяцев, работодатель обязан предупредить не менее чем за три календарных дня (ч. 2 ст. 292 ТК РФ), а сезонных работников – не менее чем за семь календарных дней (ч. 2 ст. 296 ТК РФ).

Увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также согласно ч. 1 ст. 178 ТК РФ за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). Для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей – не свыше трех месяцев со дня увольнения.

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен (ч. 2 ст. 178 ТК РФ). Для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей средний заработок сохраняется в течение четвертого, пятого и шестого месяцев, период трудоустройства органом занятости – месяц (ст. 318 ТК РФ). Для получения пособия работнику следует представить работодателю письменное подтверждение (справку) из службы занятости.

Выплата выходного пособия при расторжении трудового договора, заключенного на срок до двух месяцев, может быть предусмотрена в коллективном или трудовом договоре. Если такое правило не установлено, то при увольнении выходное пособие не выплачивается (ч. 3 ст. 292 ТК РФ). При прекращении трудового договора с работником, занятым на сезонных работах, выходное пособие выплачивается в размере двухнедельного среднего заработка (ч. 3 ст. 296).

При выплате всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, в день увольнения работника ему необходимо выплатить также компенсацию за неиспользованный отпуск (ст. 127 ТК РФ).

В рассматриваемых случаях выплаты увольняемым работникам не облагаются НДФЛ и страховыми взносами, о чем свидетельствуют п. 3 ст. 217 НК РФ, подп. «д» п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (в случае со страховыми взносами исключение составляет компенсация за неиспользованный отпуск).

При принятии решения о ликвидации учреждения и возможном расторжении трудовых договоров с работниками следует в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий, а в случае если решение о сокращении численности или штата работников организации может привести к массовому увольнению – не позднее чем за три месяца (п. 2 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»).



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль