Тенденции финансового аудита

1991
Завершается этап реформирования системы государственных и муниципальных учреждений согласно Федеральному закону от 08.05.2010 № 83-ФЗ, в результате которого учреждения определили форму дальнейшей деятельности, а именно стали автономными, бюджетными и казенными. При этом одной из проблем оказалась организация системы финансового контроля в отношении бюджетных и автономных учреждений. Как эту проблему решить, рассмотрим далее.

Результаты реформы

Реформа была направлена на реализацию принципов бюджетирования, ориентированного на результат.

Введение новых организационноправовых форм юридических лиц позволило бюджетным и автономным учреждениям стать более независимыми и самостоятельными, покрывать собственные расходы за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности.

Интерес бюджетных и автономных учреждений заключается в возможности оказывать услуги, относящиеся к их основной уставной деятельности (научной, образовательной и пр.), за плату и использовать полученные средства на развитие, в т. ч. на достойную заработную плату сотрудников. При этом учреждения самостоятельны в определении направлений использования доходов, соотношений распределения использования средств на стимулирование труда работников, совершенствовании процесса оказания услуг и выполнения работ, приобретении оборудования и пр.

Однако с учетом требований нормативных правовых документов необходимо определить предмет контроля в автономных и бюджетных учреждениях, в отношении которых будут осуществляться традиционные контрольные мероприятия соответствующих органов. Иными словами, следует сформировать новые программы проверок в зависимости от организационно-правовой формы учреждения, а также в отношении порядка использования бюджетных средств и материальных ценностей, находящихся в собственности публично-правовых образований.

Следует четко разграничить контроль за использованием средств со стороны органов государственного (муниципального) финансового контроля и учредителя – главного распорядителя бюджетных средств, а также аудит, осуществляемый внутренними подразделениями учреждений.

Суть контроля

Одна из главных задач автономных и бюджетных учреждений – выполнение задания учредителя. С этой целью из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ выделяются денежные средства в виде субсидий. Автономное или бюджетное учреждение не вправе отказаться от исполнения задания учредителя, а учредитель обязан профинансировать его.

Согласно ст. 6 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ.

При этом финансовое обеспечение выполнения задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленных за учреждением учредителем или приобретенных за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества, а также расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в т. ч. земельные участки. Аналогичная норма содержится в ст. 4 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».

В соответствии с п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ) в бюджетах бюджетной системы РФ предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ). Кроме того, из бюджетов бюджетной системы РФ могут предоставляться субсидии на иные цели.

Норматив затрат на оказание услуги может быть получен путем сложения норматива прямых затрат учреждения, непосредственно связанных с оказанием единицы государственной (муниципальной) услуги на соответствующий финансовый год, и норматива косвенных расходов, необходимых для обеспечения деятельности учреждения, но непосредственно не относящихся к процессу оказания услуги. Затраты на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества рассчитываются индивидуально для каждого объекта. Кроме того, в рамках определенных программ субсидии могут быть выделены на развитие учреждений.

Вместе с тем учреждению могут быть представлены субсидии на иные цели, в т. ч. на вложения в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности, проведение разовых целевых программ и другие расходы, не включенные в субсидию на финансовое обеспечение выполнения задания. В данном случае контроль осуществляется за целевым и эффективным использованием средств, полученных за счет указанных субсидий.

Запомнить

Если раньше руководитель бюджетного или автономного учреждения в большей степени нес ответственность за осуществление контроля целевого использования бюджетных средств, то теперь внимание контрольных органов сосредоточено на достижении учреждениями запланированных результатов деятельности в рамках задания.

Таким образом, учитывая реализацию механизмов финансового обеспечения деятельности учреждений посредством предоставления субсидий, можно сказать, что акцент в проведении контрольных мероприятий смещается на контроль за исполнением учредителем в отношении его бюджетных и автономных учреждений процедур финансового планирования. При этом согласно принципам бюджетирования, ориентированного на результат, объемы выделяемых учреждениям субсидий будут зависеть от объема порученного задания на текущий финансовый год, который, в свою очередь, будет зависеть от результатов выполнения задания в предшествующем периоде.

Если бюджетные средства, выделенные на финансовое обеспечение выполнения задания, будут использованы так, что это приведет к его неисполнению полностью или в части, то у учреждения в дальнейшем возникнут сложности с получением задания на следующий период. Кроме того, руководитель учреждения будет нести ответственность за невыполнение задания учредителя.

В связи с вышеизложенным необходимо, чтобы в бюджетной системе Российской Федерации были разработаны четкие критерии определения качественных и количественных показателей выполнения задания. Это станет важным шагом при переходе к комплексной оценке результативности и эффективности выполнения задания.

Однако подобные критерии не должны применяться к средствам учреждений, полученным за счет осуществления приносящей доход деятельности, т. к. данные средства используются учреждением самостоятельно.

Контроль Счетной палаты РФ

Статья 2 Федерального закона от 11.01.1995 № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» определяет, что задачами Счетной палаты в т. ч. является определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности. При этом согласно ст. 12 указанного закона действия контрольных полномочий Счетной палаты распространяются на все государственные органы (в т. ч. их аппараты) и учреждения в Российской Федерации, госкорпорации и госкомпании.

Запомнить

Полномочий Счетной палаты достаточно для того, чтобы осуществлять контрольные мероприятия в отношении учреждений, которые используют средства из федерального бюджета или федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти льготы и преимущества.

Аналогичные нормы содержатся и в Федеральном законе от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований». Основываясь на ст. 9 указанного закона, контрольно-счетные органы субъектов РФ и местного самоуправления осуществляют контроль за соблюдением порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности публично-правового образования, организуют и осуществляют контроль за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств бюджета субъекта РФ или бюджета муниципального образования.

Таким образом, органы внешнего государственного и муниципального финансового контроля, к которым относятся Счетная палата РФ, контрольно-счетные органы субъектов РФ или муниципальных образований имеют право проверять все аспекты финансово-хозяйственной деятельности учреждений в ходе контроля за полнотой и достоверностью бухгалтерской отчетности учреждений.

Показатели оценки задания

На данный момент легально не в полной мере закреплен перечень показателей, по которому было бы возможно однозначно оценить степень выполнения государственных (муниципальных) заданий. Очевидно, что подобные показатели не могут быть установлены одинаковыми для всех, т. к. имеются отраслевые особенности. Однако данные показатели, на основе которых было бы возможно проводить оценку выполнения задания учреждением, должны быть сформированы в определенные группы. Утверждение отраслевых критериев оценки позволит установить открытые и понятные требования для всех сторон, участвующих в отношениях по формированию, финансовому обеспечению, выполнению и контролю результатов в рамках государственных и муниципальных заданий. На данный момент легально не в полной мере закреплен перечень показателей, по которому было бы возможно однозначно оценить степень выполнения государственных (муниципальных) заданий. Очевидно, что подобные показатели не могут быть установлены одинаковыми для всех, т. к. имеются отраслевые особенности. Однако данные показатели, на основе которых было бы возможно проводить оценку выполнения задания учреждением, должны быть сформированы в определенные группы. Утверждение отраслевых критериев оценки позволит установить открытые и понятные требования для всех сторон, участвующих в отношениях по формированию, финансовому обеспечению, выполнению и контролю результатов в рамках государственных и муниципальных заданий.

Контроль органов власти

В соответствии со ст. 268 БК РФ Росфиннадзор осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, включая использование предоставляемых из указанных бюджетов субвенций, межбюджетных субсидий, иных субсидий и бюджетных кредитов. Подобными с Росфиннадзором полномочиями в отношении учреждений в части использования средств бюджетов субъектов РФ (муниципальных образований) обладают и органы финансового контроля, являющиеся исполнительными органами государственной власти субъектов РФ (органами местной администрации).

Согласно ст. 270 БК РФ контрольные и финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований осуществляют финансовый контроль за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и государственных и муниципальных гарантий условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств.

Единственным финансовым условием предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения задания является расходование средств за счет субсидии на цели, связанные с уставной деятельностью. При этом перераспределение средств между целями является самостоятельным правом бюджетного или автономного учреждения.

Следовательно, Росфиннадзор и подобные контрольно-ревизионные органы на региональном и муниципальном уровне могут только подтвердить отсутствие или наличие фактов хищений средств, полученных за счет указанной субси дии.

Нормативный документ

Согласно распоряжению Правительства РФ от 30.06.2010 № 1101-р «Об утверждении Программы Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года» после внесения соответствующих поправок в бюджетное законодательство Росфиннадзор и подобные контрольно-ревизионные органы на региональном и муниципальном уровне будут проверять полноту и достоверность отчетности учреждений о выполнении государственных (муниципальных) заданий.

Запомнить

Подразделение внутреннего аудита формируется в целях обеспечения руководства достоверной информацией, на основе которой будут приниматься основополагающие решения в деятельности и развитии учреждения.

Кроме того, указанные контрольно-ревизионные органы имеют право проводить «классические» проверки соблюдения условий предоставления субсидий на иные цели (их целевого и эффективного использования).

Таким образом, Росфиннадзор и органы финансового контроля, являющиеся исполнительными органами государственной власти субъектов РФ (органами местной администрации) в соответствии с Программой Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 г. (распоряжение Правительства РФ от 30.06.2010 № 1101-р) в дальнейшем будут осуществлять контроль в части соблюдения учреждениями условий получения бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной и муниципальной собственности и иных целевых субсидий, предусмотренных бюджетным законодательством РФ.

Запомнить

Для руководителя заключение внутреннего аудитора будет являться некоторым видом «страхования» личной ответственности с возможностью предложения максимально эффективного варианта решения поставленной задачи.

Контроль госзакупок

В настоящее время вопрос осуществления контроля за результатами и эффективностью заключенных государственных (муниципальных) контрактов о поставках товаров, выполнении работ, оказании услуг подробно обсуждается в связи проектом федерального закона «О федеральной конт рактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг».

Предполагается, что оценка эффективности (аудит) заключенных государственных (муниципальных) контрактов и контроль за соблюдением условий заключенных контрактов будет возлагаться на органы государственного (муниципального) финансового контроля (Счетная палата и контрольно-счетные органы, Росфиннадзор и органы финансового контроля, являющиеся исполнительными органами государственной власти субъектов РФ (органами местной администрации)).

Внутренний аудит

В настоящее время нормативно не закреплена обязанность создания в учреждении подразделения внутреннего аудита, однако мировая практика свидетельствует о том, что это направление является необходимым элементом построения качественной управленческой системы и обеспечивает достаточную степень надежности и эффективности финансово-хозяйственной деятельности.

Как известно, на руководителя и бюджетного, и автономного учреждения возлагается повышенная ответственность за деятельность организации. Даже если руководитель лично не заинтересован в совершении какой-либо сделки, он может знать о наличии конфликта интересов и несет такую же ответственность, как и заинтересованное лицо.

Таким образом, руководитель должен быть максимально заинтересован, чтобы каждое стратегическое решение, в т. ч. связанное с крупными сделками, проходило предварительную экспертизу в подразделении внутреннего аудита. Внутренний аудит способен выявить основные риски, связанные с заключением и выполнением договора, предложить варианты минимизации рисков и соответственно снижению дальнейших потерь.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль