Как работает комиссия по списанию имущества

2375
 Козлов М.А.
Начальник юридического отдела, член Ассоциации юристов России, г.Москва
Процесс принятия решения о списании государственного (муниципального) имущества можно разделить на три этапа. Сначала в учреждении создается комиссия по подготовке и принятию решения о списании. Затем комиссия производит установленные законодательством процедуры и готовит пакет документов, подтверждающих необходимость списания. И наконец, учреждение согласовывает решение о списании с органом власти, в ведении которого оно находится. Что входит в компетенцию комиссии по списанию и каковы ее функции, рассмотрим далее.

Полномочия и порядок работы

Как установлено в п. 5 Положения об особенностях списания федерального имущества, утв. постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 834 (далее – Положение № 834), в целях подготовки и принятия решения о списании федерального имущества учреждением создается постоянно действующая комиссия (далее – Комиссия), к полномочиям которой отнесены:

  • осмотр имущества, подлежащего списанию, с учетом данных, содержащихся в учетно-технической и иной документации;
  • определение (в т. ч. на основании экспертных заключений) целесообразности (пригодности) дальнейшего использования имущества, возможности и эффективности его восстановления, использования отдельных узлов, деталей, конструкций и материалов;
  • установление причин списания имущества, в числе которых физический и (или) моральный износ, нарушение условий содержания и (или) эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации, длительное неиспользование для управленческих нужд и др.;
  • выявление лиц, по вине которых произошло преждевременное выбытие имущества из эксплуатации, внесение предложений о привлечении этих лиц к ответственности;
  • истребование и рассмотрение необходимых для принятия соответст вующего решения документов, включая техническую документацию (технический паспорт, проект, чертеж, инструкции по эксплуатации и др.) и данные бухгалтерского учета;
  • подготовка акта о списании имущества в зависимости от его вида;
  • формирование пакета документов, для согласования списания имущества, в соответствии с перечнем, утверждаемым органом власти, в ведении которого находится учреждение (п. 5 Положения № 834, письмо Минкультуры России от 27.09.2011 № 75-01-39/04-ЕЧ и т. д.).

Приказом о создании Комиссии на нее могут быть возложены иные полномочия, направленные на обеспечение использования федерального имущества по целевому назначению, в т. ч. при проведении инвентаризации (п. 7 Положения № 834). Дополнительные требования к составу Комиссии могут быть установлены нормативными правовыми актами органов власти, в ведении которых находится учреждение.

Пример

В соответствии с Положением о порядке списания муниципального имущества (утв. решением Совета депутатов Подольского муниципального района Московской области от 18.06.2010 № 232/2010) в состав Комиссии в обязательном порядке должны входить руководитель и главный бухгалтер учреждения – балансодержателя, а также материально ответственное лицо.

Согласно п. 7 Положения № 834 в случае отсутствия в учреждении работников, обладающих специальными знаниями, для участия в заседаниях Комиссии по решению ее председателя могут приглашаться эксперты. Например, представители отраслевых (функциональных) подразделений органа власти, в ведении которого учреждение находится, специализированных юридических лиц (п. 2.1 Положения, утвержденного решением Совета депутатов Подольского муниципального района Московской области от 18.06.2010 № 232/2010).

Запомнить

Экспертом не может быть работник учреждения, на которого возложены обязанности, связанные с непосредственной материальной ответственностью за материальные ценности, исследуемые в целях принятия решения о списании имущества (п. 9 Положения № 834).

Пункт 8 Положения № 834 устанавливает, что договором между учреждением и экспертом, участвующим в работе Комиссии, может быть предусмотрено оказание соответствующих услуг на возмездной основе. В этом случае оплата труда привлекаемого специалиста осуществляется:

  • федеральным органом государственной власти, органом управления внебюджетным фондом РФ, федеральным государственным учреждением, являющимися в соответствии с Бюджетным кодексом РФ получателями средств федерального бюджета, – в пределах средств федерального бюджета, предусмотренных на их содержание;
  • федеральным бюджетным или автономным учреждением – за счет собственных средств либо в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за счет средств, предоставленных из федерального бюджета в форме субсидий;
  • иными организациями – за счет собственных средств.

Заседание Комиссии правомочно при наличии кворума, который составляет не менее двух третей ее состава. Решение о списании имущества принимается большинством голосов путем подписания акта о списании.

Акт о списании

Форма акта о списании устанавливается в зависимости от вида имущества. В соответствии с инструкциями № 174н и № 183н выбытие основных средств оформляется согласно принятому Комиссией решению о списании этих объектов на основании первичных учетных документов:

  • Акта о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306003) – унифицированная форма № ОС-41;
  • Акта о списании автотранспортных средств (ф. 0306004) – унифицированная форма № ОС-4а;
  • Акта о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306033) – унифицированная форма № ОС-4б;
  • Акта о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (в части однородных предметов хозяйственного инвентаря) (ф. 0504143)2;
  • Акта о списании исключенных объектов библиотечного фонда (ф. 0504144) и пр.

В актах о списании указывается дата принятия к бухгалтерскому учету, год изготовления или постройки, дата ввода в эксплуатацию, срок полезного использования, первоначальная стоимость (для переоцененных – восстановительная), сумма начисленной амортизации по данным бухгалтерского учета, проведенные ремонты, причины выбытия с обоснованием нецелесообразности использования и невозможности восстановления, состояние основных частей, деталей, узлов, конструктивных элементов.

Запомнить

Срок рассмотрения Комиссией по списанию имущества представленных ей документов не должен превышать 14 дней.

Если в акте о списании срок эксплуатации имущества составляет менее срока полезного использования, необходимо дать пояснение о причинах преждевременного выхода из строя в прилагаемой справке. При списании автотранспортных средств указывают пробег автомобиля и техническую характеристику деталей, а также возможность дальнейшего использования основных деталей и узлов, которые могут быть получены от разборки (см., например, письмо Минкультуры России от 27.09.2011 № 75-01-39/04-ЕЧ). В актах о списании могут быть указаны и иные сведения.

Пример

В соответствии с Положением о порядке согласования с ФМС России решения о списании имущества (утверждено приказом ФМС России от 13.05.2011 № 201) в актах о списании вышедших из строя объектов федерального имущества, имеющих в своем составе драгоценные металлы или драгоценные камни, должен быть указан первоначальный вес драгоценных металлов и драгоценных камней. Данные о содержании драгоценных металлов и драгоценных камней в объектах берутся из технических паспортов.

Согласование решения

В соответствии с п. 10 Положения № 834 оформленный Комиссией акт утверждается руководителем учреждения самостоятельно, а в отношении недвижимого (включая объекты незавершенного строительства), а также особо ценного движимого имущества - только после согласования с органом исполнительной власти, в ведении которого находится учреждение (далее - согласующий орган), в устанавливаемом им порядке (например, Порядок согласования решения о списании имущества, утвержденный приказом Минкультуры России от 03.10.2011 № 957).

Рассмотрение вопросов списания имущества может осуществляться:

  • отраслевым структурным подразделением согласующего органа (например, приказ Минкультуры России от 03.10.2011 № 957);
  • рабочей группой по согласованию списания имущества (например, Порядок согласования списания имущества, утвержденный приказом Роспечати от 07.11.2011 № 651);
  • комиссией по списанию имущества (например, Положение о постоянно действующей комиссии по списанию пришедшего в негодность недвижимого имущества в подведомственных Департаменту здравоохранения города Москвы учреждениях, утвержденное приказом Департамента здравоохранения г. Москвы от 18.04.2011 № 343).

Решение о списании принимается по согласованию с профильными (экономики, финансов, юридическим, имущественных отношений и т. д.) и/или отраслевыми структурными подразделениями согласующего органа.

Пример

Учреждения здравоохранения, спорта, культуры, образования, подведомственные администрации Подольского муниципального района Московской области, при подготовке комплекта документов на списание имущества согласовывают их у специалистов отраслевых подразделений администрации (Положение о порядке списания муниципального имущества, утвержденное решением Совета депутатов Подольского муниципального района Московской области от 18.06.2010 № 232/2010).

Решение о списании имущества осуществляется только после поступления в согласующий орган необходимого комплекта документов: перечня списываемых объектов, копии решения комиссии, акты о списании и пр. (см. Порядок представления федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными казенными предприятиями и федеральными государственными учреждениями документов для согласования решения о списании федерального имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (утв. совместным приказом от 10.03.2011 Минэкономразвития России № 96, Минфина России № 30н)).

Запомнить

До утверждения в установленном порядке акта о списании реализация предусмотренных им мероприятий не допускается (п. 11 Положения № 834).

Свой перечень документов устанавливается для согласования решения о списании каждого отдельного вида имущества (движимое, недвижимое, особо ценное движимое) и по каждому основанию (например, в связи с новым строительством, реконструкцией и сносом старых объектов; вследствие утраты в результате аварий, пожаров, стихийных бедствий; вследствие умышленного уничтожения, порчи, хищения имущества и т. п.). (см. Порядок рассмотрения обращений о согласовании списания имущества, утв. приказом Руководителя Департамента имущества города Москвы от 08.09.2011 № 504-п).

При первичном обращении за согласованием списания имущества либо если в соответствующие документы были внесены изменения со времени предыдущего обращения дополнительно представляются:

  • обращение учреждения, изготовленное на бланке, содержащем полное его наименование;
  • копия учредительных документов (устав и (или) положение);
  • копия свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) о государственной регистрации учреждения;
  • копию выписки из ЕГРЮЛ, выданную не ранее трех месяцев до дня представления документов;
  • копии документов, подтверждающих право лица, подписавшего обращение, действовать без доверенности от имени учреждения (контракт с руководителем, главным бухгалтером, приказ о назначении на должность) (см. Перечень документов, необходимых для принятия решения о списании имущества, утв. приказом Минфина России от 16.11.2011 № 153н).

Некоторые из перечисленных выше документов следует представлять по формам, утвержденным согласующим органом (например, формы сопроводительного письма о согласовании решения о списании имущества и перечня списываемого имущества являются приложениями к Регламенту рассмотрения вопросов о списании имущества, утв. приказом Минобрнауки России от 20.05.2011 № 1676).

Копии представляемых документов должны быть заверены подписью руководителя и печатью учреждения. В документах не допускается наличие помарок, подчисток, исправлений.

В случае невозможности (отказа) согласования списания учреждениюзаявителю направляется письмо за подписью уполномоченного должностного лица согласующего органа об отказе с указанием причин такого отказа (см. п. 8 Порядка согласования списания имущества, утвержденного приказом Минкультуры России от 03.10.2011 № 957).

Документы, необходимые для согласования списания, учреждениям не возвращаются и остаются на хранении в согласующем органе.

Запомнить

Ответственность за полноту и достоверность представленных документов несет руководитель учреждения-заявителя.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Вы сформировали резервы по расходам на 2017 год?

  • Да 18.31%
  • Нет 46.48%
  • Наше учреждение не формирует резервы по расходам 40.85%
Другие опросы

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль