Контролироваться будет результат

1881
После вступления в силу Закона № 83-ФЗ бюджетные и автономные учреждения получили больше свободы в принятии решений, самостоятельности в распоряжении имуществом. Понятие нецелевого использования бюджетных средств на них больше не распространяется. Возникает вопрос, что в новых условиях будут проверять органы финансового контроля. Давайте разбираться.

Акцент на контроль эффективности

Как известно, одна из главных задач автономных и бюджетных учреждений – выполнение задания учредителя. Для этого в соответствии с п. 1 ст. 78.1 БК РФ в бюджетах предусматриваются субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием учреждениями в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ).

Следует учесть!

Из бюджетов могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели, в т. ч. на вложения в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности, проведение разовых целевых программ и другие расходы, не включенные в субсидию на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания.
В данном случае осуществляется “классический” контроль за целевым и эффективным использованием средств, полученных за счет указанных субсидий.

Учитывая реализацию механизмов по финансовому обеспечению деятельности учреждений посредством предоставления субсидий, в настоящее время акцент при проведении контрольных мероприятий смещается в сторону осуществления учредителем контроля за исполнением процедур финансового планирования в отношении его бюджетных и автономных учреждений.

При этом согласно принципам бюджетирования, ориентированного на результат, объемы выделяемых учреждениям субсидий будут зависеть от объема порученного задания на текущий финансовый год, который, в свою очередь, будет зависеть от результатов выполнения задания в предшествующем периоде.

Если раньше руководитель учреждения в большей степени нес ответственность за осуществление контроля целевого использования бюджетных средств, то теперь внимание контрольных органов сосредоточено на достижении учреждениями запланированных результатов деятельности в рамках государственного или муниципального задания.

Следовательно, если бюджетные средства, выделенные на финансовое обеспечение выполнения задания, будут использованы так, что это приведет к полному или частичному неисполнению задания, у учреждения возникнут сложности с получением задания на следующий период. В свою очередь, руководитель учреждения будет нести ответственность за отсутствие необходимого результата.

Методика проверок пока не разработана

В связи с формированием принципиально новых бюджетных правоотношений должны быть разработаны и внедрены новые принципы и механизмы контроля, основанные на оценке выполнения государственных и муниципальных заданий, что является формой контроля эффективности расходования бюджетных средств.

В настоящее время четких критериев для оценки выполнения учреждениями заданий учредителя нет. Очевидно, что подобные показатели не могут быть одинаковыми для всех, поскольку при выполнении заданий учредителя необходимо принимать во внимание отраслевые особенности. Однако показатели, на основе которых было бы возможно проводить оценку выполнения задания учреждением, должны быть сформированы в определенные группы. Вопрос о подготовке подобных показателей сейчас прорабатывается.

Утверждение отраслевых критериев оценки выполнения заданий учреждением позволит установить открытые и понятные требования для всех сторон, участвующих в отношениях по формированию, финансовому обеспечению, выполнению и контролю результатов государственных и муниципальных заданий. Это станет важным шагом при переходе к комплексной оценке результативности и эффективности выполнения задания.

Подобные критерии не должны применяться к средствам, полученным за счет осуществления приносящей доход деятельности, т. к. они используются учреждением самостоятельно на цели, предусмотренные учредительными документами.

С учетом новых требований необходимо сформировать программы проверок в зависимости от типа учреждения, а также порядка использования бюджетных средств и материальных ценностей, находящихся в собственности публично-правовых образований. Далее разберемся, кто может проводить проверки и что конкретно вправе проверять органы финансового контроля.

Полномочия контрольно-счетных органов

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 11.01.1995 № 4-ФЗ “О Счетной палате Российской Федерации” одной из задач Счетной палаты РФ является определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности.

При этом согласно ст. 12 закона действие контрольных полномочий Счетной палаты РФ распространяется на все государственные органы (в т. ч. их аппараты) и учреждения в Российской Федерации, государственные корпорации и государственные компании.

Это означает, что полномочий Счетной палаты РФ достаточно для того, чтобы осуществлять контрольные мероприятия в отношении учреждений, которые используют средства федерального бюджета или федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами власти льготы и преимущества.

Подобные по содержанию нормы содержатся и в Федеральном законе от 07.02.2011 № 6-ФЗ “Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований”.

Основываясь на ст. 9 этого закона, контрольно-счетные органы субъекта РФ, а также контрольно-счетные органы, образованные представительными органами местного самоуправления, осуществляют контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности публично-правового образования, организуют и осуществляют контроль за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств бюджета субъекта РФ или муниципального образования.

Следует учесть!

В связи с доработкой проекта федерального закона о федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг активно обсуждается вопрос осуществления контроля за результатами и эффективностью заключенных государственных (муниципальных) контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.
Предполагается, что оценка эффективности (аудит) заключенных государственных (муниципальных) контрактов будет возлагаться на органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля. Росфиннадзор и органы финконтроля, являющиеся исполнительными органами государственной власти субъектов РФ (органами местной администрации), будут осуществлять последующий контроль за выполнением условий заключенных контрактов.

Таким образом, органы внешнего государственного и муниципального финансового контроля, к которым относятся Счетная палата РФ, контрольно-счетные органы, образованные представительными органами субъектов РФ или муниципальных образований, имеют право проверять все аспекты финансово-хозяйственной деятельности учреждений в ходе контроля за полнотой и достоверностью бухгалтерской отчетности учреждений.

Кроме того, вышеуказанные органы осуществляют контроль законности и соблюдения установленного порядка управления и распоряжения имуществом, обеспечения сохранности данного имущества, проводят аудит эффективности в отношении бюджетных и автономных учреждений.

Полномочия органов исполнительной власти

В соответствии со ст. 268 БК РФ Росфиннадзор осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, включая использование предоставляемых из указанных бюджетов субвенций, межбюджетных субсидий, иных субсидий и бюджетных кредитов.

Подобными полномочиями в отношении учреждений в части использования средств бюджетов субъектов РФ (муниципальных образований) обладают органы финансового контроля, являющиеся исполнительными органами государственной власти субъектов РФ (органами местной администрации).

Согласно ст. 270 БК РФ контрольные и финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований осуществляют финансовый контроль за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств.

Единственным условием предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания является расходование средств на цели, связанные с уставной деятельностью. При этом перераспределение средств между целями является самостоятельным правом бюджетного или автономного учреждения.

Следовательно, Росфиннадзор и подобные контрольно-ревизионные органы на региональном и муниципальном уровне могут только подтвердить наличие или отсутствие фактов хищений средств, полученных за счет указанной субсидии. Кроме того, указанные контрольно-ревизионные органы имеют право проводить “классические” проверки соблюдения условий предоставления субсидий на иные цели (их целевого и эффективного использования).

В Программе Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 30.06.2010 № 1101-р, заявлено, что после внесения соответствующих поправок в бюджетное законодательство Росфиннадзор и подобные контрольно-ревизионные органы на региональном и муниципальном уровне будут проверять полноту и достоверность отчетности учреждений о выполнении государственных (муниципальных) заданий.

Таким образом, в дальнейшем Росфиннадзор и органы финансового контроля, являющиеся исполнительными органами государственной власти субъектов РФ (органами местной администрации), в соответствии с указанной Программой будут осуществлять контроль только в части соблюдения учреждениями условий контрактов, по которым предоставляются бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной и муниципальной собственности и иные целевые субсидии, предусмотренные бюджетным законодательством, оставив право контроля результатов выполнения задания учредителю.

Внутренний аудит

В настоящее время обязанность создания в бюджетном и автономном учреждении подразделения внутреннего аудита нормативно не закреплена. Однако мировая практика свидетельствует, что внутренний аудит является необходимым элементом построения качественной управленческой системы.

Подразделение внутреннего аудита формируется в целях обеспечения руководства достоверной информацией, на основе которой будут приниматься основополагающие решения в деятельности и развитии учреждения. Создание независимого структурного подразделения, подотчетного только высшему исполнительному органу или наблюдательному совету, способного выстроить качественную систему внутреннего контроля, позволит осуществлять аудит эффективности процедур, используемых в учреждении, обеспечивать качественное взаимодействие с органами государственного финансового контроля.

Руководитель должен быть заинтересован, чтобы каждое принимаемое решение по вопросам, связанным с разработкой стратегии, заключением крупных сделок и т. д., проходило предварительную экспертизу в подразделении внутреннего аудита. Заключение внутреннего аудитора будет являться некоторым видом страхования личной ответственности руководителя, кроме того, позволит выбрать наиболее эффективный способ решения поставленной задачи.

Таким образом, можно выделить три уровня финансового контроля за использованием средств бюджетными и автономными учреждениями:

  • со стороны органов государственного и муниципального финансового контроля;
  • со стороны учредителя;
  • со стороны внутреннего подразделения учреждения.


Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 22.45%
  • Над составлением бюджетной сметы 8.16%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 67.35%
  • Над налоговой отчетностью 24.49%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль