Как поставить на учет бюджетное обязательство

14925
 Камардина Ю.В.
Советник руководителя Федерального казначейства
Письмом от 29.05.2012 № 02-03-09/1907 Минфин России разъяснил особенности постановки на учет бюджетных обязательств получателей бюджетных средств. Каким образом будет осуществляться данный процесс в текущем и будущем годах, а также порядок контроля над ним, поясним в деталях.

О бюджетных обязательствах

В соответствии с положениями ст. 219 Бюджетного кодекса РФ получатели бюджетных средств (ПБС) принимают бюджетные обязательства путем заключения государственных контрактов и иных договоров с физическими и юридическими лицами или в соответствии с законом, иным правовым актом в пределах доведенных ему в текущем финансовом году лимитов бюджетных обязательств (ЛБО). Учет бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета, начиная с 1999 г., осуществляется органами Федерального казначейства (ОФК). Изначально такой учет производился только по госконтрактам и договорам на оказание коммунальных услуг, поскольку в этой сфере был острый кризис неплатежей и, как следствие, перебои с поставкой тепла и электроэнергии учреждениям бюджетной сферы.

Применение данного инструмента позволило исключить безденежные формы расчетов между бюджетополучателями и поставщиками услуг, а также минимизировать кредиторскую задолженность федерального бюджета по оказанным коммунальным услугам.

С 2005 по 2008 г. учет бюджетных обязательств осуществлялся на основании представленных получателями средств федерального бюджета расчетных документов в сумме денежного обязательства.

Однако при исполнении бюджетного процесса возникла необходимость оперативно фиксировать превышение принятых ПБС обязательств над утвержденными им бюджетными назначениями. И в 2008 г. вступил в действие приказ Минфина России от 19.09.2008 № 98н «О порядке учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета» (далее – Порядок № 98н), который устанавливает порядок:

  • учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета, подлежащих оплате за счет средств федерального бюджета (а также внесение в них изменений и их перерегистрацию);
  • учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета, возникающих на основании исполнительных документов;
  • представления информации о бюджетных обязательствах получателей средств федерального бюджета, учтенных в ОФК.

С января 2012 г. положения Порядка № 98н вступили в действие в полном объеме.

Об изменениях порядка учета

Учет бюджетных обязательств, возникающих на основании неисполненных государственных контрактов, иных договоров, платежи по которым производились до 1 января 2012 г., должен осуществляться на основании представленных ПБС платежных документов, в сумме денежного обязательства. Присвоение учетного номера бюджетному обязательству будет осуществляться в момент проведения ОФК кассовых выплат.

Учет бюджетных обязательств, возникающих на основании неисполненных госконтрактов, иных договоров, первая оплата по которым осущест влялась в период с 1 января по 1 июля 2012 г., должен производиться в соответствии с решением ПБС о применении действующего порядка учета бюджетных обязательств или на основании Сведений о постановке на учет бюджетных обязательств (ф. 0531702), далее – Сведения (ф. 0531702).

Учет бюджетных обязательств по госконтрактам и иным договорам, оплата по которым производится после 1 июля 2012 г., осуществляется на основании Сведений (ф. 0531702).

С 1 января 2013 г. учет бюджетных обязательств, возникающих на основании госконтрактов и иных договоров, в т. ч. неисполненных по состоянию на указанную дату, оплата по которым производилась до 1 июля 2012 г., будет осуществляться в соответствии с Приказом № 98н.

Бюджетные обязательства, возникающие на основании госконтрактов и договоров, неисполненных по состоянию на 1 января 2013 г., учет которых осуществлялся в 2012 г. на основании платежных документов, подлежат постановке на учет в 2013 г. на основании Сведений (ф. 0531702). При этом Заявка на перерегистрацию бюджетного обязательства (ф. 0531706) в ОФК не представляется.

Бюджетные обязательства, связанные с обеспечением выполнения функций казенных учреждений (за исключением обязательств по госконтрактам на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг и договорам аренды), с социальными выплатами населению, с предоставлением бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства, субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям – производителям товаров, работ и услуг, межбюджетных трансфертов, платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права, а также с обслуживанием государственного (муниципального) долга, с выполнением оперативно-розыскных мероприятий, принимаются к учету ОФК на основании платежных документов ПБС.

Аналогичный порядок учета бюджетных обязательств предусмотрен по договорам на оказание услуг, выполнение работ, заключенных получателями средств федерального бюджета с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

Учет бюджетных обязательств, вытекающих из договоров, сумма которых не превышает установленный Центробанком России предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами и расчеты по которым осуществляются наличными деньгами, производится в соответствии с решением ПБС о применении порядка учета.

О государственной тайне

В соответствии с п. 2.21 Порядка № 98н учет бюджетных обязательств, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется ОФК с соблюдением требований законодательства РФ о защите государственной тайны.

Минфин России письмом от 29.05.2012 № 02-03-09/1907 разъяснил возможность учета бюджетных обязательств, вытекающих из таких контрактов на основании Сведений (ф. 0531702), в которых в графе 6 «Номер реестровой записи в реестре государственных контрактов» раздела 4 «Дополнительные реквизиты обязательства, сформированного на основе контракта» указывается дата направления сведений в Федеральное казначейство для их включения в реестр госконтрактов в формате «пять нулей, день, месяц, год» (например, 0000012072012).

В этом случае при предоставлении ПБС в органы Федерального казначейства документов для осуществления первого авансового платежа по контракту, сведения о котором не включены в реестр госконтрактов, ОФК не осуществляют контроль, предусмотренный подп. 9-11 п. 11 Порядка № 87н.

После включения сведений об указанном контракте в реестр ПБС вносит изменения в соответствующее бюджетное обязательство, поставленное на учет ОФК, в части уточнения ссылки на присвоенный данному контракту уникальный номер реестровой записи.

О регистрации бюджетных обязательств

Порядок регистрации и учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета представлен на схеме.

Порядок регистрации и учета бюджетных обязательств в ОФК

Сведения (ф. 0531702), в которых указывается информация о госконтракте (договоре), представляются ПБС в электронном виде или при отсутствии технической возможности на бумажном носителе в ОФК по месту обслуживания после заключения контракта, иного договора или вместе с документами для оплаты денежных обязательств по контрактам и иным договорам.

Орган Федерального казначейства осуществляет контроль Сведений (ф. 0531702) на правильность их оформления, наличие всех реквизитов и показателей, предусмотренных к заполнению, и соответствие указанной в них информации записям сводного реестра.

При постановке на учет осуществляется контроль на непревышение суммы бюджетного обязательства остатка ЛБО, отраженных на лицевом счете ПБС по соответствующим кодам классификации расходов федерального бюджета.

Если бюджетное обязательство превышает остаток ЛБО по коду бюджетной классификации расходов, ОФК принимает его на учет и не позднее 2 рабочих дней после получения Сведений (ф. 0531702), доводит информацию о превышении до получателя средств федерального бюджета и вышестоящего распорядителя бюджетных средств. При положительном результате проверки Сведений (ф. 0531702) ОФК ставит на учет бюджетное обязательство и присваивает ему уникальный номер.

При осуществлении оплаты по государственному контракту (договору) ПБС указывает в Заявке на кассовый расход (ф. 0531801) номер бюджетного обязательства, сформированного по данному контракту (договору) для уменьшения неисполненной части бюджетного обязательства.

В течение года ПБС вправе вносить изменения в бюджетное обязательство, а также аннулировать его на основании Заявки на внесение изменений в бюджетное обязательство (ф. 0531705).

Внесение изменений осуществляется в порядке, аналогичном постановке на учет бюджетного обязательства. Получатель средств федерального бюджета указывает в заявке на внесение изменений номер бюджетного обязательства, а ОФК осуществляет контроль за непревышением изменяемой суммы по каждому коду бюджетной классификации сумме произведенного кассового расхода по соответствующему КБК.

Неисполненная часть бюджетного обязательства по состоянию на конец текущего финансового года подлежит перерегистрации в следующем финансовом году. Для этого получатель средств федерального бюджета представляет в ОФК Заявку на перерегистрацию бюджетного обязательства (ф. 0531706) вместе с документами для оплаты денежных обязательств по госконтрактам и иным договорам.

Учет бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета, возникающих на основании предъявленных исполнительных документов, осуществляется в аналогичном порядке. При этом ПБС предъявляет информацию об источнике образования задолженности с указанием кодов классификации расходов, по которым должна производиться оплата бюджетного обязательства.

Информация о принятых на учет бюджетных обязательствах необходима главным распорядителям средств федерального бюджета для ежеквартального формирования уточненных сводных сведений о принятых бюджетных обязательствах на 2012 г. и на плановый период 2013–2014 гг. Эти сводные сведения главные распорядители обязаны представлять в Минфин России.

В рамках действующего порядка учета ОФК могут формировать реестр принятых на учет бюджетных обязательств в разрезе каждого главного распорядителя средств федерального бюджета.

О совершенствовании системы учета

В будущем Казначейство России планирует максимально «разгрузить» клиентов от необходимости предоставления в ОФК одних и тех же данных, содержащихся в разных регистрах и документах.

Так, с 2013 г. Сведения (ф. 0531702) должны формироваться ОФК на основании сведений о государственном контракте, включенном в реестр госконтрактов. При необходимости клиентам будет предложено представить в ОФК недостающую информацию: адресные данные контрагента, сведения о размере аванса, график платежей.

В рамках оптимизации механизмов санкционирования оплаты обязательств по госконтрактам планируется расширить состав показателей в бюджетном обязательстве, по контрактам на строительство (реконструкцию, техническое перевооружение) объектов капитального строительства, включенных в Федеральную адресную инвестиционную программу (ФАИП), предусмотреть следующие реквизиты: наименование объекта и его уникальный код.

Планируется осуществить доработку программного обеспечения, чтобы при санкционировании оплаты обязательства по контрактам, по номеру бюджетного обязательства, указанному в заявке на кассовый расход, можно было установить наличие объекта в ФАИП и провести необходимый контроль.

Это позволит заменить ручной контроль на автоматизированный, а главное – осуществить учет затрат на каждый объект ФАИП.

В настоящее время готовятся соответствующие предложения по изменениям в приказы Минфина России и Федерального казначейства. Общая схема планируемых изменений представлена ниже.

Санкционирование расходов в соответствии с п. 11 Порядка № 87н



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль