Откуда берется задолженность по коммуналке?

3821
 Бахтина Т.Ю.
Эксперт Международного центра финансово-экономического развития
Коммунальное хозяйство является одним из крупнейших секторов экономики России, и его стабильность невозможна без финансовой устойчивости организаций – поставщиков коммунальных услуг. В числе мер, предпринимаемых по финансовому оздоровлению отрасли, большое значение имеет квалифицированное управление дебиторской и кредиторской задолженностью этих организаций, основанное на анализе механизма ее возникновения и методов ликвидации.

Нехорошая традиция

Традиционно в осенне-зимний период отмечается тенденция накопления и роста кредиторской задолженности за топливно-энергетические ресурсы, связанная с увеличением их потребления. Среди должников за коммунальные услуги одна из основных категорий – учреждения бюджетной сферы. Пик их задолженности приходится, как правило, на начало нового финансового года.

По стечению обстоятельств именно в это время ведется напряженная работа на бюджетах всех уровней: подводятся итоги старого года, составляются планы на новый. Иными словами, у учреждений появляются трудности при погашении долгов, связанные с отсутствием утвержденных лимитов финансирования, не вовремя подписанными соглашениями (договорами) о предоставлении коммунальных услуг на очередной год и т. д.

Дебиторская задолженность

Как правило, в договорах на коммунальные услуги прописываются предельные объемы потребляемых ресурсов без указания фиксированной суммы, т. к. общая цена договора зависит от годового объема поставленных коммунальных услуг. Таким образом, заключая договор, учреждение не знает точной суммы средств, необходимых ему в течение года по подстатье 223 «Коммунальные услуги» КОСГУ.

Тем не менее лимиты бюджетных обязательств (ЛБО) по данной подстатье доводятся до учреждения в фиксированной сумме. В целях исполнения расходной части бюджета в конце года учреждения стараются по возможности перечислить соответствующим поставщикам коммунальных услуг всю доведенную до них сумму по подстатье 223 КОСГУ. И если учреждение фактически потребило коммунальных услуг на сумму меньшую, чем это было предусмотрено бюджетной росписью, в конце финансового года возникает дебиторская задолженность.

Размер дебиторской задолженности, не превышающий 30% от месячной суммы коммунальных платежей, считается допустимым (подп. «а» п. 14 постановления Правительства РФ от 30.12.2011 № 1249 «О мерах по реализации Федерального закона “О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов”»).

Наличие переплаты за коммунальные услуги по состоянию на 1 января может быть квалифицировано контролирующими органами как нецелевое либо неэффективное использование бюджетных средств. Ведь средства по смете выделяются на покрытие расходов текущего финансового года, но в случае переплаты направляются учреждением на оплату нужд следующего года. То есть используются на цели, не соответствующие условиям их получения (ст. 289 Бюджетного кодекса РФ).

На практике контролирующие органы квалифицируют такую переплату как нецелевое использование бюджетных средств лишь в случае их отвлечения в дебиторскую задолженность в течение длительного времени (определение ВАС РФ от 23.03.2011 № ВАС-3010/11 по делу № А10-1132/2010).

Если поставщик коммунальных услуг возвращает учреждению дебиторскую задолженность прошлых лет (например, возврат аванса, перечисленного в прошлом году), то следует учитывать, что она подлежит зачислению в доход соответствующего бюджета. Для этого поставщик должен перечислить сумму задолженности непосредственно на счет бюджета (№ 40101), либо на лицевой счет учреждения (№ 40105, 40201, 40204). В последнем случае учреждение в течение 5 рабочих дней перечисляет средства в доход бюджета самостоятельно. Такие правила установлены п. 2.5.6 Порядка кассового обслуживания исполнения бюджетов, утв. приказом Казначейства России от 10.10.2008 № 8н.

Кредиторская задолженность

Возможна ситуация, когда по завершении прошлого финансового года выделенных бюджетных средств на оплату коммунальных услуг не хватает, и возникает кредиторская задолженность, которую учреждение погашает уже в текущем году. По мнению Минфина России, изложенному в письме от 16.02.2012 № 02-07-10/512, такие действия учреждений не могут быть квалифицированы как нецелевое использование бюджетных средств.

Свою позицию чиновники обосновывают следующим. Лимиты бюджетных обязательств доводятся до получателей бюджетных средств в т. ч. с учетом принятых и не исполненных обязательств по ранее заключенным государственным (муниципальным) контрактам (ст. 161, 219 Бюджетного кодекса РФ). Поэтому учреждения вправе оплачивать в текущем году контракты, заключенные в прошлом году, но лишь при наличии:

  • документов о завершении исполнения обязательств контрагентами, датированных текущим годом (акты выполненных работ, оказанных услуг);
  • документов о доведении ЛБО с учетом принятых и неисполненных обязательств и (или) бюджетная смета.

Правомерность такого подхода подтверждается и арбитражной практикой (определение ВАС РФ от 05.03.2011 № ВАС-1858/11).

Обеспечение энергосбережения

Наличие постоянной кредиторской задолженности за коммунальные услуги может говорить о нерациональном потреблении топливно-энергетических ресурсов. В настоящее время этот вопрос весьма актуален для развития российской экономики. В связи с этим был принят Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ (далее – Закон № 261-ФЗ), целью которого является энергосбережение и повышение энергетической эффективности от использования ресурсов.

В указанном законе энергосбережению и повышению энергетической эффективности в государственных и муниципальных учреждениях отведена отдельная глава. Суть ее положений сводится к следующему. С начала 2010 г. и до конца 2014 г. учреждения должны постепенно снижать потребление таких ресурсов, как вода, тепловая и электрическая энергия, природный газ, мазут, уголь, дизельное и иное топливо. Ежегодное снижение объемов должно составлять как минимум 3% от показателей потребления 2009 г., а итоговая сумма экономии к концу 2015 г. – не менее 15%.

В соответствующих объемах должны быть скорректированы и размеры ассигнований (субсидий), предоставляемых учреждениям в части затрат на коммунальные услуги.

Если экономия средств на ресурсы окажется выше запланированного объема, то сумму сэкономленных средств учреждение может оставить в своем распоряжении и перенаправить на текущие нужды, в т. ч. на увеличение годового фонда оплаты труда. При этом следует учитывать, что для каждого типа государственного (муниципального) учреждения законодательство предусматривает разные способы финансового обеспечения, поэтому механизм перераспределения экономии средств будет различаться (письмо Минфина России от 30.12.2010 № 02-03-06/5448).

Кроме указанных мер обеспечение учреждениями энергосбережения должно достигаться при размещении ими заказов для государственных или муниципальных нужд. В частности, принимая решения о видах и категориях необходимых товаров (работ, услуг), следует учитывать, что они должны обеспечивать достижение максимально возможных результатов энергетической эффективности (ст. 26 Закона № 261-ФЗ).

Таким образом, действия, предпринимаемые для энергосбережения в совокупности с надлежащим контролем за своевременностью расчетов с поставщиками коммунальных услуг помогут избежать возникновения необоснованных задолженностей, а также увеличить эффективность использования бюджетных средств.

Для справки

Возникновение дебиторской и кредиторской задолженности в большей мере характерны для казенных учреждений и прочих ПБС, т. к. в отличие от них бюджетные и автономные учреждения имеют больше полномочий при расходовании своих средств. Следовательно, возникновение крупных либо долговременных задолженностей по коммунальным услугам свидетельствует о неэффективном расходовании средств учреждения и об отсутствии надлежащего контроля за своевременностью оплаты. Такое утверждение справедливо в отношении дебиторской задолженности в течение длительного периода времени. Что касается кредиторской задолженности, то ее наличие в пределах средней месячной платы за потребленные коммунальные услуги вполне допустимо. Однако дальнейший рост крайне нежелателен, т. к. значительное ее увеличение чревато для руководителей учреждений увольнением по инициативе работодателя (согласно нормам ч. 27 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ).



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Часто ли к Вам приходит учредитель с проверкой и находит ошибки в учете ОС?

  • Приходит редко и не находит ошибок 100%
  • Приходит часто и находит ошибки от 1 до 5 0%
  • Приходит часто и находит ошибки свыше 5 0%
результаты

Рассылка

Вас заинтересует

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль