Платные услуги в разрезе госзадания

4443
 Ловидова А.Г.
зам. начальника отдела методологии эффективности общественных финансов Департамента бюджетной методологии
В действующем российском законодательстве существуют два отдельных понятия: «услуга, оказываемая на платной основе» и «платная услуга». Попробуем разобраться, чем эти понятия отличаются и насколько они применимы в рамках выполнения государственного (муниципального) задания.

Не в ущерб заданию

Оказание государственных (муниципальных) услуг на платной основе чаще осуществляется сверх установленного бюджетному учреждению задания, но не в ущерб его выполнению.

Читайте также статью "Платные услуги в бюджетном учреждении в 2016 году"

Согласно п. 4 ст. 9.2. Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным учредительным документом, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.

Поправка «на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях» поясняет, что услуги и на бесплатной, и на платной основе должны быть оказаны потребителю с одинаковым уровнем качества.

Пример

Обучение студентов на коммерческой основе должно быть организовано так же, как и для студентов, обучающихся за счет средств бюджета, поскольку требования к качеству услуг утверждены стандартами оказания государственных услуг и некоторыми федеральными законами, обязательными для исполнения государственным учреждением во всех направлениях его деятельности.

Порядок определения платы за услуги устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Частично платные

Существует ряд государственных услуг, оказываемых условно на платной основе. Их предоставляют большинство учреждений культуры – театры, музеи. Потребитель при получении таких государственных услуг лишь частично оплачивает их стоимость.

К примеру, постановка спектакля в театре является государственным заданием, а продажа билетов – приносящей доход деятельностью. Зритель, покупая входной билет, с одной стороны, оплачивает государственную услугу – показ спектакля; а с другой – данная плата не призвана окупить именно эту постановку, финансирование которой осуществляется посредством субсидии на выполнение госзадания.

Пример

Согласно распоряжению минкультуры Московской области от 13.09.2010 № 252-Р «Об утверждении перечня государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) на платной основе государственными учреждениями Московской области, подведомственными Министерству культуры Московской области, на 2011 год» приняты, в частности, следующие расценки:

Учреждение должно просчитать, какое количество средств оно может выручить в процессе выполнения того или иного задания, если услуги оказываются потребителям на платной основе. В соответствии с п. 11 постановления Правительства РФ от 02.09.2010 № 671 (далее – Постановление № 671) при оказании в случаях, установленных федеральным законом, федеральными бюджетными учреждениями государственных услуг (выполнении работ) гражданам и юридическим лицам за плату в пределах установленного госзадания размер субсидии рассчитывается с учетом средств, планируемых к поступлению от потребителей указанных услуг (работ).

В связи с этим учреждение должно спланировать минимальную и максимальную цену на ус лугу. Здесь есть один нюанс. В соответствии с п. 2 ст. 69.2 Бюджетного кодекса РФ показатели государственного (муниципального) задания должны использоваться при составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) и для определения объема субсидий на выполнение задания.

При этом согласно Постановлению № 671 госзадание формируется при составлении федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период и утверждается не позднее одного месяца со дня официального опубликования указанного федерального за кона.

На практике же можно наблюдать следующее. Сначала принимается бюджет, а затем, исходя из него, выделяются бюджетные ассигнования учреждениям. Финансирование по сути осуществляется по старинке: нормативы затрат подстраиваются под утвержденный объем денег. Все происходит с точностью до наоборот, нежели прописано в законе: не планирование объема финансирования исходя из фактических затрат учреждения, а затраты, исходя из количества «выданных денег». Соответственно, роль учреждений в определении ценовых показателей по платным услугам сводится к нулю. Нужны нормативные правовые документы, четко регламентирующие роль руководителя учреждения в формировании цен и более жесткий контроль за соблюдением зако но датель ных норм.

Еще одна сторона медали. Расчеты производятся учреждениями в большинстве своем на основании прогнозов и опыта прошлых лет. Серьезными экономическими расчетами никто не занимается (не привыкли). Допустим, предполагаемый доход вложили в объем финансирования. За дание выдали. А дальше может произойти все, что угодно. Зритель в театр не пришел, зал не наполнился, выручки нет, задание не выполнено. Его, конечно, можно корректировать, но опять же большинство учреждений делает это методом эмпирическим, больше предполагая, чем оперируя некими расчетами и цифрами. Либо все действуют по универсальным формулам, не учитывая индивидуальных особенностей учреждения, региона, отрасли. Над улучшением ситуации сейчас работают методологи Минфина России.

Формирование цены

В идеале цена должна формироваться на основе себестоимости платной услуги, с учетом спроса на нее, требований к качеству в соответствии с показателями задания, а также с учетом положений отраслевых и ведомственных нормативных правовых актов по определению расчетно-нормативных затрат на оказание данной услуги.

Нормативный документ

Согласно п. 1 ст. 69.2 Бюджетного кодекса РФ государственное (муниципальное) задание должно в т. ч. содержать предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством РФ предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен (тарифов) в случаях, установленных законодательством РФ.

Для структурного подразделения учреждением может быть установлен повышающий или понижающий коэффициент, учитывающий объективные различия (место нахождения, количество потребителей услуги) в размерах нормативов затрат на оказание одной и той же услуги. При использовании корректирующих коэффициентов цена единицы платной услуги для конкретного структурного подразделения определяется путем умножения среднего значения на корректирующий коэффициент. При этом цена, умноженная на коэффициент, не должна превышать предельную цену, установленную для платной услуги.

Затраты учреждения делятся на те, что непосредственно связанны с оказанием платной услуги и потребляемы в процессе ее предоставления, и те, что необходимы для обеспечения деятельности учреждения в целом.

К затратам, непосредственно связанным с оказанием платной услуги, относятся:

  • затраты на персонал, непосредственно участвующий в процессе оказания услуги (основной персонал);
  • материальные запасы, полностью потребляемые в процессе оказания услуги;
  • затраты (амортизация) оборудования, используемого в процессе оказания услуги;
  • прочие расходы, отражающие специфику оказания услуги.

К затратам, необходимым для обеспечения деятельности учреждения в целом, но не потребляемым непосредственно в процессе оказания платной услуги (далее – накладные затраты), относятся:

  • затраты на персонал, не участвующий непосредственно в процессе оказания услуги (административноуправленческий персонал);
  • хозяйственные расходы – приобретение материальных запасов, оплата услуг связи, транспортных и коммунальных услуг, обслуживание, ремонт объектов (т. е. затраты общехозяйственного назначения);
  • затраты на уплату налогов (кроме налогов на ФОТ), пошлины и иные обязательные пла тежи;
  • затраты (амортизация) зданий, сооружений и других основных фондов, непосредственно не связанных с оказанием платной услуги.

Для расчета затрат на оказание платной услуги может быть использован расчетно-аналитический метод или метод прямого счета.

Расчетно-аналитический метод применяется в случаях, когда в оказании платной услуги задействован в равной степени весь основной персонал учреждения и все материальные ресурсы. Данный метод позволяет рассчитать затраты на оказание платной услуги на основе анализа фактических затрат учреждения в предшествующие периоды. В основе лежат расчет средней стоимости единицы времени (человеко-дня, человеко-часа) и оценка количества единиц времени (человекодней, человеко-часов), необходимых для оказания платной услуги.

Зусл = ΣЗучр/Фр.вр × Тусл

где Зусл – затраты на оказание единицы платной услуги;
ΣЗучр – сумма всех затрат учреждения за период времени;
Фр.вр – фонд рабочего времени основного персонала за тот же период времени;
Тусл – норма рабочего времени, затрачиваемого основным персоналом на оказание платной услуги.

Метод прямого счета применяется в случаях, когда оказание платной услуги требует использования отдельных специалистов учреждения и специфических материальных ресурсов, включая материальные запасы и оборудование. В основе расчета – прямой учет всех элементов затрат.

Зусл = Зоп + Змз + Аусл + Зн ,
где Зусл – затраты на оказание услуги;
Зоп – затраты на основной персонал, непосредственно принимающий участие в оказании платной услуги;
Змз – затраты на приобретение материальных запасов, потребляемых в процессе оказания платной услуги;
Аусл – сумма начисленной амортизации оборудования, используемого при оказании платной услуги;
Зн – накладные затраты, относимые на стоимость платной услуги.

Обязательно платные

Вторая категория услуг – платные услуги – отличаются тем, что имеют обязательный характер (например, экспертиза соответствия), оплачиваются за счет взимания государственной пошлины и, как правило, сопровождают непосредственно оказание государственных услуг.

Принципы определения платы и перечень таких услуг утверждены постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 352. Согласно указанному документу к таким услугам, в частности, отнесены:

  • санитарно-эпидемиологическая экспертиза, расследования, обследования, исследования, испытания, токсикологические, гигиенические и другие виды оценок в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия человека;
  • экспертиза и испытания изделий медицинского назначения в целях их государственной регистрации;
  • проведение медицинских освидетельствований, экспертиз, расследований с выдачей заключений (справок), осуществление которых предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими предоставление государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы;
  • выдача федеральным учреждением здравоохранения выписного эпикриза из медицинской карты стационарного больного с указанием сведений о состоянии здоровья, обоснованных рекомендаций о необходимости диагностики и лечения, в т. ч. за пределами территории РФ;
  • государственная экспертиза проектной документации и др.

Запомнить

Методика определения размера платы за оказание необходимых и обязательных услуг содержит: обоснование расчетно-нормативных затрат на оказание необходимой и обязательной услуги; пример определения размера платы за оказание необходимой и обязательной услуги на основании методики; периодичность пересмотра платы за оказание необходимой и обязательной услуги (постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 352).

Если иное не установлено постановлениями Правительства РФ, методика определения размера платы, а также предельные размеры платы за оказание необходимых и обязательных услуг утверждаются:
а) федеральными министерствами – в отношении необходимых и обязательных услуг, которые предоставляются федеральными государственными учреждениями, находящимися в ведении этих министерств либо федеральных служб или федеральных агентств, подведомственных этим министерствам;
б) федеральными службами или федеральными агентствами, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ или Правительство РФ, – в отношении необходимых и обязательных услуг, которые предоставляются федеральными государственными учреждениями, находящимися в ведении указанных служб и агентств.

Таким образом, в рамках государственного (муниципального) задания могут применяться оба термина – «услуга, оказываемая на платной основе» и «платная услуга». Все зависит от того, о каких видах услуг в определенном случае идет речь.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 32.35%
  • Над составлением бюджетной сметы 8.82%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 64.71%
  • Над налоговой отчетностью 23.53%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль