Передача имущества внутри госсектора: варианты учета

1509
Действующие нормативные правовые акты не устанавливают детальный порядок организации бухгалтерского учета при приеме-передаче нефинансовых активов между организациями государственного сектора. Поэтому на практике подобные операции вызывают множество вопросов и проблем. Рассмотрим варианты решений, которые может принять учреждение, исходя из условий, на которых передается имущество.

Безвозмездное поступление

Порядок отражения в бухгалтерском учете бюджетных (автономных) учреждений операций по безвозмездному поступлению нефинансовых активов от различных организаций госсектора зависит исключительно от категории поступающего имущества.

Стоимость нефинансовых активов, которыми учреждения не вправе распоряжаться самостоятельно (недвижимого и особо ценного движимого имущества), относится в кредит счета 4 210 06 000 “Расчеты с учредителем”. При поступлении иного имущества его стоимость учитывается как увеличение финансового результата по кредиту счета 4(2) 401 10 180 “Прочие доходы”. Если по поступающим объектам начислялась амортизация, соответствующие суммы должны быть отражены по дебету счетов 4 210 06 000, 4(2) 401 10 180.

Применяемая методология бухгалтерского учета предполагает, что движимое имущество при его поступлении сразу должно быть отнесено либо к особо ценному, либо к иному.

Действующее законодательство не содержит ограничений для отнесения движимого имущества, приобретенного за счет средств от приносящей доходы деятельности, к категории особо ценного (письмо Минфина России от 18.11.2011 № 02-03-10/5026).

Перечни особо ценного движимого имущества учреждений определяются их учредителями (п. 12 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ “О некоммерческих организациях”, далее – Закон № 7-ФЗ; ч. 3.1 ст. 3 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ “Об автономных учреждениях”, далее – Закон № 174-ФЗ).

Таким образом, до включения в установленном порядке движимого имущества в соответствующий перечень у учреждения нет формальных оснований для учета получаемых объектов по аналитической группе 20 “Особо ценное движимое имущество учреждения”.

Соответственно, если на день возникновения права оперативного управления на полученное движимое имущество учреждение не располагает решением учредителя о его включении в состав особо ценного, в учете отражается поступление иного движимого имущества и переданных сумм начисленной по нему амортизации в корреспонденции со счетом 4(2) 401 10 180.

После поступления документов, подтверждающих включение учредителем определенных объектов в состав особо ценного движимого имущества, в учете по дебету и кредиту счета 100 00 “Нефинансовые активы” в разрезе соответствующих аналитических счетов отражается изменение категории имущества:

  • перевод основных средств по балансовой стоимостиДебет 4 101 20 310
    Кредит 4 101 30 310;
  • перенос суммы начисленной амортизацииДебет 4 104 30 410
    Кредит 4 104 20 410.

Одновременно остаточная стоимость имущества может быть учтена по дебету счета 4 401 10 180 и кредиту счета 4 210 06 000.

Приведенные корреспонденции применяются в отношении имущества, поступающего в рамках деятельности по выполнению государственного (муниципального) задания.

Если в отношении движимого имущества, поступающего в бюджетное (автономное) учреждение в рамках приносящей доход деятельности, принято решение о включении его в состав особо ценного и закреплении за учреждением, могут применяться, например, такие бухгалтерские записи:

  • исключение основного средства из состава иного движимого имущества по балансовой стоимостиДебет 2 401 10 180
    Кредит 2 101 30 310;
  • включение основного средства в состав особо ценного движимого имущества по балансовой стоимостиДебет 4 101 20 310
    Кредит 4 210 06 660;
  • списание суммы начисленной по иному движимому имуществу амортизацииДебет 2 104 30 410
    Кредит 2 401 10 180;
  • принятие к учету суммы начисленной по особо ценному движимому имуществу амортизацииДебет 4 210 06 560
    Кредит 4 104 20 410.

Включение движимого имущества в состав особо ценного (закрепленного) и отражение соответствующих корректировок в бухгалтерском учете желательно осуществлять в пределах одного отчетного периода.

При получении имущества от организаций госсектора для бюджетного (автономного) учреждения принципиальное значение имеет вопрос о виде финансового обеспечения, в рамках которого будут осуществляться расходы по его содержанию (в т. ч. расходы по уплате соответствующих налогов).

В отношении любого поступающего имущества подобные расходы согласно плану финансово-хозяйственной деятельности вполне обоснованно полностью или частично могут осуществляться за счет средств от приносящей доход деятельности.

В то же время соответствующее недвижимое и особо ценное движимое имущество должно содержаться за счет средств субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания. Следовательно, при получении такого имущества размер субсидии должен быть пересмотрен в порядке, предусмотренном соглашением о ее предоставлении (если поступление имущества не планировалось заранее и расходы на его содержание не учитывались при первоначальном определении объема субсидии).

Если изменение общей суммы субсидии на выполнение задания невозможно, с учредителем должны быть согласованы иные источники финансового обеспечения. Помимо средств, поступающих от реализации готовой продукции (товаров, работ, услуг) и суммы экономии средств субсидии на выполнение задания, в данном случае могут использоваться средства целевых субсидий, а также средства от реализации имущества учреждения (в т. ч. особо ценного).

Безвозмездная передача

При передаче имущества любым организациям государственного сектора бюджетному (автономному) учреждению необходимо:

  • получить от учредителя документы, подтверждающие согласование операции по передаче имущества (если передается недвижимое и особо ценное движимое имущество);
  • согласовать с принимающей стороной саму возможность передачи, а также ее сроки.

Имущество может передаваться учреждением не по своей инициативе, а в соответствии с планом (распоряжением) уполномоченного органа власти, осуществляющего права собственника по наделению организаций госсектора имуществом.

Однако подобные операции возможны только при соблюдении формальной процедуры изъятия уполномоченным органом власти (как правило, учредителем) неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, предусмотренной п. 2 ст. 296 ГК РФ.

Следует учесть!

Если при безвозмездном получении имущества от организаций госсектора (в т. ч. от учредителей) его первоначальная (фактическая) стоимость не сформирована, учреждение может отражать стоимость по дебету счетов 4(2) 106 10 000 “Вложения в недвижимое имущество учреждения”, 4(2) 106 20 000 “Вложения в особо ценное движимое имущество учреждения”, 4(2) 106 30 000 “Вложения в иное движимое имущество учреждения” в корреспонденции с кредитом счета 4(2) 401 10 180.
Соответственно передача государственным и муниципальным организациям произведенных вложений в объекты нефинансовых активов отражается по дебету счета 4(2) 401 20 241 и кредиту счетов 4(2) 106 10 000, 4(2) 106 20 000, 4(2) 106 30 000 (абз. 7 п. 53 инструкций № 174н, 183н).

Порядок отражения в бухгалтерском учете бюджетного (автономного) учреждения операций по безвозмездной передаче нефинансовых активов различным организациям госсектора также зависит только от категории передаваемого имущества.

Балансовая стоимость нефинансовых активов, которыми учреждение не вправе распоряжаться самостоятельно (недвижимого и особо ценного движимого имущества), списывается в дебет счета 4 210 06 000.

При выбытии иного имущества его балансовая стоимость списывается в дебет счета 4 (2) 401 20 241 “Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям”. Если же по передаваемым объектам начислялась амортизация, соответствующие суммы должны списываться в кредит счетов 4 210 06 000 и 4(2) 401 20 241.

Основанием для отражения в учете операций по выбытию имущества, так же как и при его поступлении, являются: распорядительные акты уполномоченных органов власти, гражданско-правовые договоры, документы, подтверждающие регистрацию права собственности (оперативного управления) на объекты недвижимости, приемо-сдаточные документы (акты, накладные).

Пример

10 сентября бюджетным учреждением от казенного получен хозяйственный инвентарь. Первоначальная стоимость объекта составляет 100 000 руб., сумма начисленной амортизации – 60 000 руб. Подписан приемо-передаточный акт. Учреждения подведомственны одному органу власти.

12 сентября от учредителя получен распорядительный акт, в соответствии с которым не используемый казенным учреждением хозяйственный инвентарь подлежит изъятию и закреплению за бюджетным учреждением.

От учредителя поступили документы, в соответствии с которыми бюджетному учреждению подлежат передаче на праве оперативного управления прочие материальные запасы и оборудование. Они приобретаются иным органом власти и будут отгружены коммерческой организацией-поставщиком.

17 сентября в бюджетное учреждение поступили активы, оплаченные в рамках государственного контракта: прочие материальные запасы стоимостью 23 600 руб. (в т. ч. НДС – 3600 руб.) и оборудование стоимостью 35 400 руб. (в т. ч. НДС – 5400 руб.).

Произведен монтаж оборудования на сумму 2000 руб.

От учредителя получены: прочие материальные запасы – иное движимое имущество стоимостью 10 000 руб. и хозяйственный инвентарь – особо ценное движимое имущество стоимостью 20 000 руб. (начисленная амортизация – 4000 руб.).

20 сентября от учредителя получены документы, в соответствии с которыми полученный от казенного учреждения хозяйственный инвентарь и полученное от поставщика оборудование включены в состав особо ценного движимого имущества.

В соответствии с заключенным договором прочие материальные запасы – иное движимое имущество на сумму 5000 руб. в рамках приносящей доход деятельности переданы автономному учреждению, созданному на базе имущества, принадлежащего иному публично-правовому образованию.

В учете бюджетного учреждения могут быть сделаны следующие записи:

Окончательное решение о порядке отражения в учете операций, связанных с безвозмездным получением (передачей) нефинансовых активов, между учреждением и иными организациями госсектора принимает учредитель.

От редакции: статья подготовлена в соответствии с законодательством, действующим на дату подписания номера в печать (28.09.2012). В ней не учтены разъяснения, содержащиеся в письме Минфина России от 18.09.2012 № 02-06-07/3798, размещенном на сайте министерства по адресу http://www1.minfi n.ru/ru/budget/classandaccounting/budgetaccounting/.

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...




Опрос

Как вы используете свободные площади?

  • Сдаем в аренду 27.14%
  • Используем для оказания платных услуг 10%
  • Вопрос решает учредитель 10%
  • Нет свободных площадей 34.29%
  • Пустую 24.29%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-58476 от 04.07.2014.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×