Купили объект за счет двух источников: как поставить на учет

1708
 Багрин В.П.
Эксперт Международного центра финансово-экономического развития
В одном из прошлых номеров был опубликован ответ на вопрос подписчика, как учесть основное средство, приобретенное за счет двух источников финансового обеспечения. Такая операция встречается повсеместно, но законодательством не урегулирована, поэтому предложенный экспертом вариант учета не является единственно возможным. Вот еще одна точка зрения на проблему.

Повод для дискуссии

В исходном вопросе не содержалось уточнения, за счет каких двух видов финансового обеспечения приобретено основное средство (автобус), поэтому был рассмотрен пример, где одним источником являлась целевая субсидия на приобретение основных средств (код вида деятельности “5”), другим – средства от приносящей доход деятельности (код вида деятельности “2”).

Для наглядности предполагалось, что стоимость автобуса – 1 750 000 руб. Целевая субсидия выделена в размере 1 000 000 руб., учреждение направило на покупку средства от приносящей доход деятельности 750 000 руб. Принято решение, что автобус принимается к учету по коду вида финансового обеспечения “4” – субсидия на выполнение государственного задания (основной вид деятельности).

Дискуссионными являются следующие вопросы:
1. Какой счет использовать для отражения перевода с вида деятельности “5” на вид деятельности “4” – 5 401 10 180, 5 401 20 241 или, может быть, какой-то еще?
2. Какую сумму ставить на расчеты с учредителем – полную стоимость основного средства, несмотря на то, что часть оплачена учреждением за счет собственных средств, или только сумму, которая вложена учредителем? Оперируя цифрами примера, 1 750 000 или 750 000 руб.?

Итак, обо всем по порядку.

Выбор источников: возможно все

Поскольку из самого вопроса не ясно, за счет каких двух источников приобретен автобус, можно представить три варианта. Практика настолько разнообразна, что ни один из них считать невозможным нет оснований, потому что такие ситуации в нормативных документах вообще не описаны. И это несмотря на то, что с 2005 по 2011 г. вопрос приобретения имущества за счет нескольких источников финансового обеспечения поднимался неоднократно.

Вот эти варианты:
1. За счет видов деятельности “5” и “2”.
2. За счет видов деятельности “5” и “4”.
3. За счет видов деятельности “4” и “2”.

Не исключено даже приобретение основных средств за счет трех источников сразу – “2”, “4” и “5”. Этот перечень наглядно показывает, что дать исчерпывающий ответ на поставленный вопрос затруднительно – слишком много вариантов.

Кто-то может возразить, что приобретение основных средств за счет источника “4” недопустимо. На самом деле федеральное законодательство такого запрета не содержит. Безусловно, он может быть установлен на уровне конкретного публично-правового образования.

Перевод необходим

Очевидно, что один инвентарный объект не может быть отражен в учете на нескольких счетах (кодах вида финансового обеспечения) одновременно. Значит, необходимо принять решение, на каком коде источника объект будет учитываться в дальнейшем. Поскольку в любом случае в приобретении объекта будут задействованы средства, выделенные из бюджета (или в форме целевой субсидии, или в форме субсидии на выполнение государственного задания), решение следует принимать учредителю или согласовывать с учредителем. В случае если большая часть суммы будет выплачиваться за счет средств от приносящей доход деятельности, это может быть достаточно проблематично.

Далее в зависимости от принятого (согласованного) учредителем решения вложения, произведенные в приобретение объекта, необходимо собрать в учете на один код вида деятельности. Вопрос о методике отражения в учете переноса между кодами источников с 2005 г. так и не был решен ни в одной из инструкций.

На наш взгляд, наиболее предпочтительным представляется вариант, когда сумма вложений списывается с кредита счета 5 106 01 310 в дебет счета 5 401 20 241 “Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям”. Просто потому, что счет 0 401 20 241 еще с 2006 г. (письмо Минфина России от 25.05.2006 № 02-14-10а/1354) используется для отражения перевода активов между видами деятельности.

В зависимости от того, на какой код источника затем будет оприходовано основное средство, списанная со счета 5 106 01 310 сумма произведенных вложений будет отражена:

  • если основное средство принимается на код “2”
    – Дебет 2 106 31 310 Кредит 2 401 10 180;
  • если основное средство принимается на код “4” и относится к особо ценному движимому имуществу (ОЦДИ)
    – Дебет 4 106 21 310 Кредит 4 210 06 660;
  • если основное средство принимается на код “4” и относится к иному движимому имуществу (ИДИ)
    – Дебет 4 106 31 310 Кредит 4 401 10 180.

Указанное различие порядка отражения в учете поступления ОЦДИ и ИДИ в инструкциях прямо не прописано, но следует из корреспонденций, приведенных в п. 116 Инструкции № 174н, п. 119 Инструкции № 183н (со счетом 4 210 06 000 корреспондируют счета 0 101 10 000, 0 101 20 000, 0 104 10 000, 0 104 20 000, предназначенные для учета недвижимого и особо ценного движимого имущества), а также из логики, заложенной в письмах Минфина России от 25.04.2011 № 02-06-07/1546, от 22.12.2011 № 02-06-07/5236.

Если же произведенные вложения в основные средства необходимо перевести с “2” на “4” или наоборот, за неимением иных указаний, рекомендуется списать вложения в дебет счета 0 401 20 241 по одному коду источника и оприходовать в кредит счета 0 401 10 180 по другому.

Что показывает счет 210 06?

Законодатели до сих пор внятно не объяснили, что должен показывать счет 210 06:
1. Сальдо расчетов с учредителем по всем операциям получения/возврата имущества и обязательств. В этом случае при отнесении приобретенного основного средства на источник “4” по счету 4 210 06 000 следует отразить сумму вложений за счет средств субсидий независимо от отнесения приобретенного объекта к ОЦДИ.
2. Сальдо расчетов с учредителем по всем операциям получения/возврата ОЦДИ и недвижимого имущества (НИ). В этом случае при отнесении приобретенного основного средства на источник “4” по счету 4 210 06 000 следует отразить сумму произведенных вложений за счет средств субсидий только после отнесения объекта к ОЦДИ.
3. Остаточную стоимость ОЦДИ и НИ. В этом случае при отнесении приобретенного основного средства на источник “4” по счету 4 210 06 000 следует отразить всю стоимость основного средства (в т. ч. за счет средств от приносящей доход деятельности) после отнесения приобретенного объекта к ОЦДИ.
4. Балансовую стоимость ОЦДИ и НИ. В этом случае при отнесении приобретенного основного средства на источник “4” по счету 4 210 06 000 следует отразить всю стоимость основного средства (в т. ч. за счет средств от приносящей доход деятельности) после отнесения приобретенного объекта к ОЦДИ.

Этот вопрос – смысл показателей счета 210 06 – актуален и в случае отражения приобретенного основного средства по коду “2”. Поскольку в соответствии с п. 9 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ имущество бюджетного учреждения не является его собственностью, а закрепляется в оперативное управление, ОЦДИ может быть выделено также и в составе имущества по коду “2”.

В действующих инструкциях по бухгалтерскому учету и разъясняющих их документах, а также в проектах приказов о внесении изменений в инструкции можно увидеть следующее:
1. Согласно п. 116 Инструкции № 174н, п. 119 Инструкции № 183н счет 0 210 06 000 отражает только расчеты по передаче/возврату НИ и ОЦДИ между учредителем и бюджетным/автономным учреждением. Никакой увязки сальдо счета 0 210 06 000 с изменением остаточной стоимости имущества по иным причинам (приобретение, списание, начисление амортизации) не предусмотрено.
2. Согласно письму Минфина России от 11.07.2012 № 02-06-07/2679 в случае изменения в течение года стоимости имущества, которым учреждение не отвечает по принятым им обязательствам, показатель счета 0 210 06 000 подлежит корректировке не реже одного раза в год (при составлении годовой отчетности). Таким образом, предполагается приведение сальдо счета 0 210 06 000 к остаточной стоимости НИ и ОЦДИ с учетом любых изменений.
3. Согласно проектам приказов о внесении изменений в инструкции № 174н, 183н, размещенным на сайте Минфина России, на счете 0 210 06 660 отражаются балансовая стоимость НИ и ОЦДИ и ее изменения в результате поступления и выбытия имущества.
4. Согласно письму Минфина России от 18.09.2012 № 02-06-07/3798 на счете 0 210 06 000 в учете учреждения следует отражать балансовую стоимость НИ и ОЦДИ. Передачу сумм вложений в приобретение основных средств с кода источника “5” на код источника “4” предлагается оформлять с использованием счета 0 304 06 000. Указанные нормы противоречат действующим на дату выхода письма положениям инструкций № 174н, 183н.

Матрица вариантов

Таким образом, полный ответ на приведенный вопрос с учетом всех возможных вариантов должен содержать 29 корреспонденций, из которых бухгалтеру следует выбрать подходящую в зависимости от конкретной ситуации и толкования назначения счета 210 06:

В качестве резюме отметим, что, поскольку законодательство не содержит однозначного решения, учреждение должно самостоятельно проработать данный вопрос с учредителем и закрепить принятый вариант в учетной политике.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Часто ли к Вам приходит учредитель с проверкой и находит ошибки в учете ОС?

  • Приходит редко и не находит ошибок 100%
  • Приходит часто и находит ошибки от 1 до 5 0%
  • Приходит часто и находит ошибки свыше 5 0%
результаты

Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль