Санкционирование расходов - на должный уровень

2407
 Фирсанова Н.
Эксперт Международного центра финансово-экономического развития
Бюджетный учет санкционирования расходов ввиду своей сложности вызывает на практике массу вопросов. Как наладить такой учет на должном уровне, какими проводками отразить соответствующие операции, читайте далее.

Границы расходов

Потребности казенного учреждения в бюджетных средствах и направления расходования этих средств прогнозируются и устанавливаются бюджетной сметой в рамках:

  • лимитов бюджетных обязательств (далее – ЛБО);
  • доведенных бюджетных ассигнований.

Суть операций санкционирования сводится к тому, чтобы определить, соответствуют ли расходы учреждения объему утвержденных ЛБО и (или) доведенных бюджетных ассигнований. Если да – расходы считаются санкционированными (т. е. одобренными, разрешенными, позволенными).

О том, что казенному учреждению могут быть доведены как ЛБО, так и бюджетные ассигнования, сказано, например, в ст. 38, 38.1, 162 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ). В пределах ЛБО осуществляются расходы, связанные с заключением и оплатой государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими или юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (п. 5 ст. 161, п. 3 ст. 219 БК РФ). Бюджетные ассигнования казенным учреждениям могут быть доведены для исполнения публичных нормативных обязательств в виде пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат, а также в виде осуществления мер социальной поддержки населения (ст. 74.1, п. 5 ст. 219 БК РФ).

Организуем контроль за расходами

Для ведения бюджетного учета операций санкционирования предназначены счета 1 500 00 000 «Санкционирование расходов хозяйствующего субъекта» (пп. 308–314 Инструкции № 157н, п. 128 Инструкции № 162н). В общем случае на основании п. 309 Инструкции № 157н учет операций санкционирования нужно вести в разрезе:

  • текущего финансового года – на счетах 1 500 10 000;
  • очередного финансового года (первого года за текущим) – на счетах 1 500 20 000;
  • первого года, следующего за очередным (второго года за текущим), – на счетах 1 500 30 000;
  • второго года, следующего за очередным (третьего года за текущим), – на счетах 1 500 40 000.

Когда ЛБО на очередной финансовый год, первый и второй годы планового периода не утверждаются (бюджетные ассигнования не доводятся), операции на счетах санкционирования отражаются только по текущему финансовому году.

В текущий финансовый год осуществляется исполнение бюджета. За ним следует очередной финансовый год. Плановый период – два финансовых года, следующие за очередным. Об этом сказано в ст. 6 БК РФ.

Если главный распорядитель бюджетных средств (финансовый орган) утвердил детализацию ЛБО (бюджетных ассигнований) по кодам групп, кодов КОСГУ, учреждению понадобится отражать операции на счетах санкционирования в соответствующем разрезе (п. 310 Инструкции № 157н).

В 1-17-м разрядах номеров счетов по учету операций санкционирования следует указать: код ГРБС, коды раздела, подраздела, целевой статьи и вида расхода бюджета (далее – КРБ) (приложение 2 к Инструкции № 162н).

Головному казенному учреждению необходимо вести учет операций санкционирования в разрезе подведомственных ему обособленных (структурных) подразделений (филиалов), в т. ч. не являющихся юридическими лицами (п. 313 Инструкции № 157н, п. 8 Общих требований к порядку составления, утверждения и ведения бюджетной сметы казенного учреждения, утв. приказом Минфина России от 20.11.2007 № 112н).

Счет 1 500 00 000 – это своеобразный инструмент для организации контроля над расходами учреждения, которые не должны превышать заданных пределов. Чтобы организовать такой контроль, необходимо шаг за шагом выполнить следующие действия:
1) отразить в учете показатели полученных ЛБО;
2) отразить суммы утвержденных ассигнований (при их наличии);
3) учесть принятые бюджетные обязательства в пределах полученных ЛБО (утвержденных ассигнований);
4) учесть принятые денежные обязательства;
5) после завершения финансового года произвести перенос показателей по счетам санкционирования, сформированных в отчетном ф инансовом году, на соответствующие аналитические счета следующего года.

Учет операций санкционирования необходимо осуществлять в специальном регистре – в Журнале по санкционированию (ф. 0504071) (пп. 11, 314 Инструкции № 157н). Периодичность формирования этого журнала операций необходимо установить в учетной политике учреждения в рамках документооборота (пп. 11, 19 Инструкции № 157н).

Отражаем лимиты

Суммы утвержденных и доведенных ЛБО отражаются с помощью счетов:

  • 1 501 03 000 «Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств» (п. 316 Инструкции № 157н, п. 134 Инструкции № 162н);
  • 1 501 05 000 «Полученные лимиты бюджетных обязательств» (п. 316 Инструкции № 157н, п. 136 Инструкции № 162н).

Приведем перечень бухгалтерских записей по отражению ЛБО на счетах санкционирования:

Если в течение года суммы полученных ЛБО корректируются, то любые операции по их изменению отражаются точно такими же проводками, какие приведены в таблице выше. Особенность учета на счетах санкционирования заключается в том, что изменение показателей в сторону уменьшения всегда отражается методом «красное сторно» (п. 311 Инструкции № 157н).

Детализация утвержденных и доведенных ЛБО по кодам КОСГУ отражается следующими записями:

Согласно п. 129 Инструкции № 162н аналитический учет операций по счету 1 501 05 000 ведется в Карточке учета лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) (ф. 0504062). Для счета 1 501 03 000 аналогичного требования не установлено.

Отражаем ассигнования

Суммы бюджетных ассигнований, доведенных главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, отражаются с использованием счетов:

  • 1 503 03 000 «Бюджетные ассигнования получателей бюджетных средств и администраторов выплат по источникам» (п. 322 Инструкции № 157н, п. 145 Инструкции № 162н);
  • 1 503 05 000 «Полученные бюджетные ассигнования» (п. 322 Инструкции № 157н, п. 147 Инструкции № 162н).

Представим перечень записей по отражению бюджетных ассигнова ний:

Если в течение года суммы утвержденных бюджетных ассигнований корректируются, то любые операции по их изменению отражаются точно такими же проводками, какие приведены в таблице. Изменения в сторону увеличения – со знаком «плюс», в сторону уменьшения – со знаком «минус» (т. е. методом «красное сторно») (п. 311 Инструкции № 157н).

Детализация доведенных бюджетных ассигнований по кодам КОСГУ отражается следующим образом:

Согласно п. 142 Инструкции № 162н аналитический учет операций по счету 1 503 05 000 ведется в Карточке учета лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) (ф. 0504062). Для счета 1 503 03 000 аналогичного требования не установлено.

Учитываем бюджетные обязательства

На счете 1 502 01 000 «Принятые обязательства» может быть сформирован только кредитовый остаток (п. 318 Инструкции № 157н, пп. 139–140 Инструкции № 162н). На нем отражаются:

  • принятые бюджетные обязательства;
  • принятые бюджетные обязательства по расходам (выплатам).

Бюджетное обязательство – это обусловленная законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанность учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства соответствующего бюджета (п. 308 Инструкции № 157н, ст. 6 БК РФ).

Учреждение принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением (п. 3 ст. 219 БК РФ). Принятые бюджетные обязательства подлежат исполнению за счет доведенных лимитов. В учете они отражаются проводкой:

Бюджетные обязательства по расходам (выплатам) используются в учете учреждения, если для исполнения публичных нормативных обязательств ему были доведены бюджетные ассигнования.

Принятие публичных нормативных обязательств, исполнение которых предусмотрено за счет доведенных ассигнований, отражается записью:

Корректировки принятых бюджетных обязательств (бюджетных обязательств по расходам (выплатам)) отражаются аналогичными проводками. При уменьшении – методом «красное сторно» (п. 311 Инструкции № 157н). По мере отражения в учете принятых бюджетных обязательств (бюджетных обязательств по расходам (выплатам)) кредитовые остатки на счетах 1 501 03 000 и 1 503 03 000 будут уменьшаться и показывать «свободный остаток» лимитов (ассигнований). Используя эти счета, учреждение будет своевременно располагать информацией о том, на какую сумму в пределах ЛБО (утвержденных ассигнований) можно заключить договоры, контракты, иные сделки (совершить выплаты) с учетом уже заключенных.

Учитываем денежные обязательства

Для отражения в учете принятых денежных обязательств используется счет 1 502 02 000 «Принятые денежные обязательства». На нем может быть сформирован только кредитовый остаток (п. 318 Инструкции № 157н, пп. 139, 141 Инструкции № 162н).

Денежное обязательство – это обязанность учреждения уплатить бюджету, физическому и юридическому лицу денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или согласно положениям законодательства РФ, иного правового акта, условиями договора или соглашения (п. 308 Инструкции № 157н). Таким образом, денежное обязательство:

  • это часть бюджетных обязательств (бюджетных обязательств по расходам (выплатам)), по которым наступил срок уплаты (не отразив в учете принятое бюджетное обязательство (бюджетное обязательство по расходам (выплатам)) принять денежное обязательство нельзя);
  • принимается независимо от срока его оплаты (момент принятия денежного обязательства – это момент возникновения обязанности).

Основанием для отражения в учете денежных обязательств служат первичные учетные документы, подтверждающие выполнение условий гражданско-правовой сделки (п. 318 Инструкции № 157н). Это могут быть акт выполненных работ, товарная (товарно-транспортная) накладная и пр.

Бывает, что принятие бюджетного и денежного обязательств отражается в учете одновременно. Например, на основании таких документов:

  • заявление на выдачу наличных денежных средств под отчет (в случае выдачи аванса);
  • приказ о направлении работника в командировку;
  • исполнительный лист, судебный приказ, мировое соглашение;
  • Справка (ф. 0504833) с приложением налогового расчета (регистра);
  • требование об уплате налогов (сборов) и иных обязательных платежей;
  • положения федерального (регионального) законодательства или распоряжения органов местного самоуправления (о назначении и выплате пенсий, стипендий, пособий и пр.).

В зависимости от вида документа-основания принятые денежные обязательства учитываются:

  • одновременно с отражением кредиторской задолженности (на основании актов, товарных накладных, авансовых отчетов и пр.);
  • до того, как в учете будет отражена кредиторская задолженность (счет на предоплату, приказ о направлении сотрудника в командировку, служебная записка о выдаче денежных средств подотчет и пр.).

Каждое учреждение самостоятельно решает, в какой момент и на основании каких первичных документов отражать обязательства. При этом нужно учесть требования по санкционированию оплаты принятых денежных обязательств, установленные финансовым органом. Правила учета должны быть закреплены в учетной политике (п. 318 Инструкции № 157н).

Принятие денежного обязательства отражается проводкой:

Кредитовый остаток на счете 1 502 01 000 в течение года будет отражать сумму принятых бюджетных обязательств, по которым еще не наступил срок оплаты. Показатели счета 1 502 02 000 используются при составлении Отчета о принятых бюджетных обязательствах (ф. 0503128).

Согласно п. 320 Инструкции № 157н аналитический учет принятых и денежных обязательств следует вести в Журнале учета принятых обязательств. Однако унифицированной формы такого журнала не существует. Приказом Минфина России от 15.12.2010 № 173н утверждена форма Журнала регистрации обязательств (ф. 0504064).

Оплата принятых денежных обязательств осуществляется за счет тех средств, в рамках которых отражены соответствующие принятые бюджетные обязательства или бюджетные обязательства по расходам (выплатам). А именно, за счет доведенных ЛБО или утвержденных бюджетных ассигнований (в части публичных нормативных обязательств) (п. 5 ст. 219 БК РФ).

Переносим остатки по счетам санкционирования

Операции, которые нужно выполнить со счетами санкционирования после завершения финансового года, указаны в п. 312 Инструкции № 157н и в разделе IV Корреспонденции счетов бюджетного учета, приведенной в приложении 1 к Инструкции № 162н. Момент осуществления этих операций – первый рабочий день текущего года. Во избежание путаницы с тем, какой год считать текущим, а какой очередным и какие счета санкционирования задействовать, определимся, что мы имеем к моменту переноса:
1) закончен год, по итогам которого на счетах санкционирования сформировались остатки (отчетный год);
2) начался год, в котором необходимо сформировать входящие остатки по счетам санкционирования (текущий год).

Переносу подлежат показатели по счетам санкционирования: 1 501 03 000; 1 501 05 000; 1 503 03 000; 1 503 05 000; 1 502 01 000.

Бухгалтерские записи по переносу остатков следующие:

Показатели (остатки) по счетам учета 1 503 10 000 «Бюджетные ассигнования текущего финансового года» и 1 501 10 000 «Лимиты бюджетных обязательств текущего финансового года» на следующий год не переносятся (п. 312 Инструкции № 157н). Дело в том, что ЛБО и бюджетные ассигнования текущего года прекращают свое действие 31 декабря (п. 3 ст. 242 БК РФ).

На практике возникает вопрос: как поступить с остатками на счетах 1 502 11 000 и 1 502 12 000. Из пункта 310 Инструкции № 157н ясно, что санкционирование расходов текущего года осуществляется с учетом принятых и неисполненных в текущем году бюджетных и денежных обязательств. Но как их учесть: входящими остатками или финансово-хозяйственными операциями. Проанализируем положения нескольких нормативно-правовых актов.

В пункте 71 Инструкции № 191н сказано, что графа 6 «Принято бюджетных обязательств, всего» заполняется по данным кредитового оборота по счету 1 502 11 000 и принятых и неисполненных обязательств на начало отчетного периода. Отсюда следует, что принятые ранее и неисполненные обязательства должны быть отражены входящим остатком. При этом гра фа 8 «Принято денежных обязательств, всего» заполняется по данным кредитового показателя по счету 1 502 12 000. И в части принятых денежных обязательств в Инструкции № 191н нет указаний о формировании входящего остатка по счету. В порядке заполнения Журнала регистрации обязательств (ф. 0504064), утв. приказом Минфина России от 15.12.2010 № 173н, указано, что принятые и неисполненные на конец года обязательства (денежные обязательства) в следующем году должны быть снова приняты к учету (перерегистрированы) в объеме, запланированном к исполнению.

Положения нормативных документов противоречат друг другу и прямого ответа на поставленный вопрос не дают. Поэтому учреждению по согласованию с ГРБС (финансовым органом) нужно самостоятельно решить, как учитывать в текущем году обязательства, которые приняты в отчетном году, но не были исполнены. Правила учета обязательств нужно прописать в учетной политике учреждения (п. 6 Инструкции № 157н).



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Вы сформировали резервы по расходам на 2017 год?

  • Да 18.31%
  • Нет 46.48%
  • Наше учреждение не формирует резервы по расходам 40.85%
Другие опросы

Рассылка

Вас заинтересует

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль