В какое "окно" постучаться

1107
 Абидуева Е.В.
Консультант отдела правового и информационно- аналитического обеспечения управления государственной политики министерства культуры и архивов Иркутской области
В июле текущего года был принят и вступил в силу Федеральный закон от 28.07.2012 № 133-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения ограничений для предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна». Рассмотрим, какие новации внес данный документ.

Суть закона

Содержательная часть и структура Федерального закона от 28.07.2012 № 133-ФЗ (далее – Закон № 133-ФЗ) сложна: изменения и дополнения вносятся во множество иных федеральных законов («О занятости населения в РФ», «О защите прав потребителей», «О недрах», «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», «Об экологической экспертизе», «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и многие другие), а также кодифицированные федеральные законы (Градостроительный кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях РФ, Земельный кодекс РФ, Водный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ).

Целью нормативного правового регулирования является устранение препятствий к получению государственных и муниципальных услуг физическими и юридическими лицами.

Само понятие государственной (муниципальной) услуги закреплено в подп. 1 и 2 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Закон № 210-ФЗ) и определяется как функция государственного (муниципального) органа власти (государственного внебюджетного фонда), оказываемая в заявительном порядке.

Получателями результата государственной (муниципальной) услуги могут быть как физические, так и юридические лица (в т. ч. государственные и муниципальные учреждения всех типов).

Вместе с тем с учетом действующего законодательства государственные (муниципальные) учреждения сами привлекаются к оказанию государственных (муниципальных) услуг. Формы этого соучастия могут быть следующие:

  • учреждение осуществляет организацию предоставления государственных (муниципальных) услуг, в т. ч. в электронной форме, по принципу «одного окна». При этом оно может иметь статус многофункционального центра предоставления услуг;
  • осуществляется электронное взаимодействие учреждения в рамках предоставления государственных (муниципальных) услуг в электронной форме с государственными органами, органами местного самоуправления, иными организациями и заявителями (в т. ч. в форме межведомственного информационного взаимодействия);
  • учреждению размещается государственный (муниципальный) заказ или государственное (муниципальное) задание на оказание услуг, которые включены в распоряжение Правительства РФ от 25.04.2011 № 729-р.

Рассмотрим общие правовые последствия, связанные с принятием Закона № 133-ФЗ, применительно к деятельности государственных (муниципальных) учреждений.

О регистрации прав на недвижимость

Согласно ст. 9 Закона № 133-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон № 122-ФЗ). Новации касаются возможности государственных (муниципальных) учреждений подать запрос для получения сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП), не только в орган, осуществляющий соответствующую регистрацию прав (Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии), но и в многофункциональный центр.

Порядок обмена информацией (передача запроса, заявлений на регистрацию прав и выдачу документов) между многофункциональным центром и органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, должен быть определен заключенным ими в установленном Правительством РФ порядке соглашением о взаимодействии.

При этом сроки передачи многофункциональным центром принятых им запросов, заявлений в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, и сроки передачи указанным органом подготовленных им документов в многофункциональный центр не должны превышать два рабочих дня.

Обращаться в многофункциональный центр за предоставлением интересующих сведений (документов) из ЕГРП, подавать заявления о регистрации права могут руководители учреждений (как лица, действующие без доверенности от имени учреждения) или представители учреждений (по доверенности), при этом работник, принимающий от заявителя запрос, обязан установить личность и полномочия заявителя.

Норма Закона № 133-ФЗ о том, что на бюджетные учреждения, наделенные полномочиями органов, осуществляющих государственную регистрацию прав, распространяются предусмотренные Законом № 210-ФЗ требования к организации и порядку взаимодействия с заявителями при предоставлении государственных услуг и положения об ответственности за нарушение данных требований, а также положения Закона № 122-ФЗ свидетельствуют о невозможности наделения казенных и автономных учреждений полномочиями соответствующих территориальных органов.

Государственная регистрация прав на недвижимость и сделки с ним может осуществляться исключительно бюджетными учреждениями либо непосредственно уполномоченным государственным органом – Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ органы государственной власти приравниваются по статусу к казенным учреждениям. Законодательство о некоммерческих организациях также устанавливает возможность осуществления функций (а регистрация прав на недвижимость является функцией федеральной службы) исключительно казенными учреждениями.

Почему узаконена передача государственно-властных полномочий по регистрации прав и сделок с недвижимостью бюджетным учреждениям, которые вправе самостоятельно устанавливать цены на свои услуги (в рамках предельных цен госзадания), по обязательствам которых государство ответственности не несет, в настоящий момент не представляется ясным.

Двойственность правовых предписаний законов № 210-ФЗ и 133-ФЗ свидетельствует о том, что госуслуги могут предоставляться не только органами госвласти, но и подведомственными им госучреждениями, что требует концептуального пересмотра действующей редакции Закона № 210-ФЗ.

В частности, решения вопроса о разработке соответствующих административных регламентов оказания госуслуг уполномоченными бюджетными учреждениями (сейчас регламенты утверждаются исключительно нормативными правовыми актами органов госвласти, оказывающими госуслугу).

О регистрации юридических лиц

Изменения в Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ), вносимые ст. 15 Закона № 133-ФЗ, касаются права государственных (муниципальных) учреждений, учредителей воспользоваться услугами многофункциональных центров для направления документов, необходимых для государственной регистрации юридического лица (учреждения) в регистрирующий орган. О приеме документов сотрудник многофункционального центра выдает представителю учреждения (учредителя) расписку. Документ, подтверждающий внесение записи в государственный реестр (решение об отказе в регистрации), также будет направлен территориальным подразделением ФНС России в многофункциональный центр, принявший документы на регистрацию, где его может получить заявитель.

Аналогичный механизм предусмотрен для подачи заявлений и получения документов, связанных с госрегистрацией изменений в учредительные документы учреждений, их реорганизацией и ликвидацией.

Практическая востребованность услуг многофункциональных центров в сфере регистрации юридических лиц относительно невелика, например, при создании учреждения. Принцип «одного окна» успешно применяется и при приеме документов налоговыми органами. В этом смысле неважно, где будет это «окно» располагаться – в здании налоговой службы или многофункционального центра. Однако в случаях, когда требуется предоставление отдельных документов, руководителю учреждения (учредителю) выгоднее обращаться в регистрирующий орган (территориальное подразделение ФНС России).

Например, при создании учреждения путем реорганизации требуется подача документа, подтверждающего представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ установленных законодательством сведений (п. «ж» ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 129-ФЗ). Если заявитель по какой-либо причине указанный документ не подал, правом делать запросы о предоставлении недостающих документов в Пенсионный фонд РФ в соответствии с указанной статьей наделен только регистрирующий орган.

Многофункциональный центр на это права не имеет.

Пока неясно, как это положение Закона № 129-ФЗ согласуется с общими требованиями к порядку осуществления функций многофункциональными центрами, которые по общему правилу имеют право делать запросы и получать необходимую для предоставления государственных (муниципальных) услуг информацию от государственных и муниципальных органов, организаций, участвующих в предоставлении услуг.

О защите прав юридических лиц

Закон № 133-ФЗ внес изменения в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ). Согласно ст. 35 Закона № 133-ФЗ уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в составе видов деятельности, определенных ч. 2 ст. 8 Закона № 294-ФЗ, сведения об изменении места своего нахождения и (или) фактического осуществления деятельности, о реорганизации, с 1 января 2013 г. могут быть направлены учреждением как в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, так и в многофункциональный центр.

В целях эффективности и оперативности

Законом № 133-ФЗ в целях обеспечения эффективности и оперативности оказания государственных (муниципальных) услуг по принципу «одного окна» были внесены изменения в Закон № 210-ФЗ, заложивший основу реформирования сферы услуг, предоставляемых государственными (муниципальными) учреждениями (ст. 37 Закона № 133-ФЗ).

В части 6 ст. 7 Закона № 210-ФЗ определен перечень документов, получение которых не может осуществляться посредством взаимодействия органов, оказывающих государственные (муниципальные) услуги, подведомственных им организаций, организаций, участвующих в предоставлении услуг. Иными словами, документы, включенные в перечень, должны быть предоставлены лично заявителем (руководителем учреждения или его представителем). К таким документам, в частности, относятся уставы учреждений (учредительные документы юридических лиц), документы о трудовой деятельности (содержащие сведения о стаже, заработке гражданина), правоустанавливающие документы на недвижимые объекты, зарегистрированные в ЕГРП, первичные статистические документы.

Таким образом, при обращении учреждения за государственной (муниципальной) услугой, оказание которой предполагает предоставление соответствующих документов, документы прилагаются к заявлению о предоставлении услуги.

В соответствии с ч. 6.1 ст. 7 Закона № 210-ФЗ исключения из этого правила могут быть установлены только законом субъекта РФ или нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. Либо муниципальным правовым актом в отношении документов, включенных в перечень, но находящихся в распоряжении государственных органов соответствующего субъекта РФ на территории того же субъекта РФ (муниципального образования), органов местного самоуправления. Либо подведомственных государственным органам субъекта РФ или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг.

Также по смыслу ч. 6 ст. 7 Закона № 210-ФЗ документы могут быть получены предоставляющим услуги государственным либо муниципальным органом, иным государственным органом, органом местного самоуправления либо подведомственным госорганам или органам местного самоуправления организацией, участвующей в предоставлении государственных и муниципальных услуг, самостоятельно, если эта возможность установлена нормативным правовым актом, определяющим порядок предоставления услуг. Скорее всего, законодатель имеет в виду административные регламенты предоставления государственных (муниципальных) услуг.

Однако надеяться на возможность самостоятельного получения перечисленными органами и организациями документов, содержащихся в перечне ч. 6 ст. 7 Закона № 210-ФЗ, при поступлении заявления учреждения об оказании услуги в условиях существующих правовых норм не приходится.

Дело в том, что нормативные правовые акты, определяющие порядок предоставления государственных (муниципальных) услуг, (административные регламенты, принимаемые органами власти) не могут распространяться на иные ведомства автоматически.

Для изменения существующего порядка, установленного ст. 7 Закона № 210-ФЗ, необходимо издание нормативного правового акта Правительства РФ или актов, предусмотренных ч. 6.1 ст. 7 Закона № 210-ФЗ (в отношении документов, находящихся в распоряжении госорганов соответствующего субъекта РФ на территории того же субъекта РФ (муниципального образования), органов местного самоуправления либо подведомственных госорганам субъекта РФ или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг).

Аналогичные ограничения документооборота действуют и при осуществлении межведомственного взаимодействия между органами, предоставляющими услуги, многофункциональными центрами, иными указанными в законе организациями.

С 1 января 2013 г. при обращении за государственной (муниципальной) услугой, требующей уплаты государственной пошлины, предоставление документа об оплате пошлины также будет являться необязательным (квитанция может быть предоставлена заявителем по собственному желанию).

Законом установлен пятидневный максимальный срок, в течение которого должны быть предоставлены документы, необходимые для оказания государственной (муниципальной) услуги, в порядке межведомственного взаимодействия органов и организаций. Поэтому в случаях, когда речь идет об оперативности получения результата оказания услуги, следует помнить о праве представить все документы, необходимые для получения услуги, самостоятельно непосредственно в орган, услугу оказывающий.

Статус многофункциональных центров, определенный главой 4 Закона № 210-ФЗ, предполагает выполнение центрами посреднической роли при оказании государственных (муниципальных) услуг иными органами, осуществляющими их предоставление, или непосредственное оказание услуги в многофункциональном центре.

В соответствии с заключаемыми многофункциональными центрами соглашениями о взаимодействии с органами различных уровней власти, центры вправе осуществлять прием, обработку информации из информационных систем органов, предоставляющих государственные (муниципальные) услуги, и выдачу заявителям на основании такой информации документов, в т. ч. с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Таким образом, необходимую справку можно будет получить в многофункциональном центре, заключившем соответствующее соглашение с государственным (муниципальным) органом.

Подводя итог, хочется отметить, что по сути государственные (муниципальные) услуги в большинстве своем должны оказываться по принципу «одного окна»: заявитель подает документы – заявитель получает результат.

Но, как правило, вмешивается «человеческий фактор»: ошибки, опечатки, пропуск сроков исполнения… Создание специализированных многофункциональных центров, материально-техническое обеспечение которых не будет столь же морально и физически устаревшим, как имущество отдельных организаций, оказывающих государственные (муниципальные) услуги, позволит снять нагрузку с органов власти, связанную с работой с заявителями. Хочется верить, что принцип «одного окна» действительно воплотится в жизнь и облегчит работу руководителей учреждений, связанную с получением государственных (муниципальных) услуг.

На наш взгляд, значение Закона № 133-ФЗ невелико: в данной ситуации речь скорее должна идти о необходимости систематизации сведений об учреждениях, прежде всего, в электронном виде (что было сделано при создании сайта www.bus.gov.ru), оперативном контроле за обновлением основной информации о них, и отходе от необходимости предоставления документов об учреждении при обращении последнего за получением услуги.

Проблема получения государственных и муниципальных услуг учреждениями заключается не в том, в какое «окно» подается заявление об оказании услуги, а в том, сколько дополнительных документов к нему прилагается. Закон сохранил ситуацию, при которой находящиеся в официальном свободном доступе документы, в частности, учредительные документы учреждений, должны предоставляться каждый раз при обращении за оказанием услуги.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль