Студент под расчет

957
 Семенова Е.Д.
Эксперт Международного центра финансово-экономического развития
В современных условиях финансовые ресурсы высшей школы формируются за счет нескольких источников: бюджетные субсидии; средства, полученные от оказания платных образовательных услуг; средства от иной приносящей доход деятельности. В большинстве вузов платная образовательная деятельность является основным источником доходов. Рассмотрим механизм определения цены образовательной услуги по программе высшего профессионального образования.

Формирование цены

В процессе формирования цены образовательной услуги (далее – услуга) перед образовательным учреждением ставятся следующие основные задачи:
1. расчет базовой цены (себестоимости) услуги;
2. анализ цен конкурентов;
3. оценка спроса (верхняя граница цены, которую готов заплатить потребитель) и предложения (нижняя граница цены, за которую образовательное учреждение готово продать услугу).

При формировании цены платной образовательной услуги основным принципом является затратный, при котором цена образуется на основе стоимости затраченных на ее осуществление ресурсов.

В основу цены платной дополнительной услуги закладывается:

  • базовая цена (себестоимость) услуги, которая рассчитывается учреждением самостоятельно и утверждается руководителем;
  • норма рентабельности.

Для полного и корректного формирования цены услуги все расходы распределяются на прямые и косвенные.

Раздельный учет

Расчет и формирование цены образовательной услуги осуществляется исходя из принципа обязательного раздельного учета образовательным учреждением доходов (расходов), полученных (произведенных) за счет предоставления платной дополнительной образовательной услуги и иных источников.

Прямые расходы

Прямые расходы – расходы, непосредственно связанные с услугой и потребляемые в процессе ее оказания:

  • расходы на оплату труда основного персонала (профессорско-преподавательского состава (далее – ППС), непосредственно участвующего в процессе оказания услуг;
  • начисления на выплаты по оплате труда основного персонала;
  • прямые материальные затраты (расходы на приобретение инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, учебных пособий, методических материалов и др.);
  • амортизация оборудования, приобретенного за счет приносящей доход деятельности (далее – ПДД) и используемого непосредственно в процессе образования.

Косвенные расходы

Косвенные расходы – расходы, необходимые для обеспечения деятельности учреждения, но непосредственно не относящиеся к процессу оказания платной образовательной услуги:

  • расходы на оплату труда прочего персонала (административно-хозяйственного, учебно-вспомогательного, младшего обслуживающего персонала);
  • начисления на выплаты по оплате труда прочего персонала;
  • материальные затраты (расходы на оплату коммунальных, транспортных услуг, услуги связи, расходы на приобретение канцелярских товаров, моющих средств);
  • амортизация основных фондов, используемых для осуществления деятельности по предоставлению услуги, но непосредственно не связанных с ее оказанием.

Расчет цены

Для определения численности и фонда оплаты труда (далее – ФОТ) основного персонала необходимо рассчитать среднегодовой контингент обучающихся.

СК = Кн + Пр : 3 - Вп : 2 - 60%Отс ,
где СК – среднегодовой контингент студентов;Кн – контингент на начало года;Пр – прием;Вп – выпуск;Отс – отсев.

Пример

На начало года в университете числилось 1000 студентов, поступило в текущем году 300 человек, план выпуска – 200 человек, отсев – 40 человек.

СК = 1000 + 300 : 3 - 200 : 2 - 0,6 × 40 = 976.

Среднегодовой контингент студентов – 976 человек.

В настоящее время в вузах расчет ведется по сумме планов приема за последние пять лет.

СК = Пр2008 + Пр2009 + Пр2010 + Пр2011 + Пр2012,
где СК – среднегодовой контингент;Пр – прием.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 17.06.1998 № 600 «Об утверждении Программы экономии государственных расходов» численность профессорско-преподавательского состава рассчитывается, исходя из норматива 1:10 (один преподаватель на 10 студентов).

Чппс = СК/10,
где Чппс – численность ППС;СК – среднегодовой контингент.

Пример

Среднегодовой контингент студентов 976 человек.

Чппс = 976 : 10 = 97,6.

Численность профессорско-преподавательского состава – 98 человек.

ФОТппс = Чппс × (Ср + Дзв + Нд + Ст) х Инд × Рк × 12 мес.,
где ФОТппс – фонд оплаты труда ППС;Чппс – численность ППС;Ср – средняя ставка ППС;Дзв – доплаты за звание (кандидат наук, доктор наук);Нд – надбавки за должность (доцент, профессор);Ст – стимулирующие надбавки;Инд – коэффициент индексации заработной платы в соответствии с законодательством;Рк – районный коэффициент (если есть).

Запомнить

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 размер средних ставок профессорско-преподавательского состава и прочего персонала определяется, исходя из установленных руководителем учреждения размеров окладов работников по соответствующим профессиональным квалификационным группам, с учетом требований к профподготовке и уровню квалификации.

Нормативный документ

ФОТ профессорско-преподавательского состава рассчитывается в соответствии со ст. 30 Федерального закона от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», постановлением Правительства РФ от 06.07.1994 № 807 «Об установлении окладов за звания действительных членов и членов-корреспондентов Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии художеств и Российской академии архитектуры и строительных наук и доплат за ученые степени доктора наук и кандидата наук».

Пример

В университете работает 60 преподавателей со степенью кандидата наук, 38 – со степенью доктора наук. Средняя ставка ППС в университете – 26 000 руб., доплаты за звание кандидата наук – 3000 руб., доктора наук – 7000 руб. Стимулирующая надбавка установлена в размере 2000 руб. Районный коэффициент – 25%.

ФОТппс = ((98 × (26 000 + 2000) + (60 × 3000 + 38 × 7000)) × 0,25 × 12 =9 570 000 руб.

Фонд оплаты труда ППС – 9 570 000 руб.

Чпр = Чппс × 0,5,
где Чпр – численность прочего персонала, составляющая, как правило, не более 50% от численности основного персонала;Чппс – численность ППС.

Пример

Численность ППС в университете составляет 98 человек.

Чпр = 98 × 0,5 = 49 человек.

Численность прочего персонала – 49 человек.

ФОТпр = Чпр × (Ср + Ст) × Инд × Рк × 12 мес.,
где ФОТпр – фонд оплаты труда прочего персонала;Чпр – численность прочего персонала;Ср – средняя ставка прочего персонала;Ст – стимулирующие надбавки;Инд – коэффициент индексации заработной платы в соответствии с законодательством;Рк – районный коэффициент (если есть).

Пример

В университете средняя ставка прочего персонала – 15 000 руб., стимулирующая надбавка – 1000 руб. Численность прочего персонала – 49 человек.

Районный коэффициент – 25%.

ФОТпр = 49 (15 000 + 1000) × 0,25 × 12 = 2 352 000 руб.

Фонд оплаты труда прочего персонала – 2 352 000 руб.

Начисления на оплату труда – установленный законодательством процент начислений на ФОТ в размере 30,2% от фонда оплаты труда основного и прочего персонала.

Материальные затраты определяются, исходя из стоимости заключенных договоров (контрактов) на поставку товаров, работ, услуг с применением коэффициента, отражающего долю платного контингента в общей численности обучающихся (также за базу можно взять фактическое исполнение плана финансово-хозяйственной деятельности (сметы) за прошедший год с учетом индексации). При этом расходы на содержание площадей, переданных в аренду, из расчетов должны быть исклю чены.

Расчет амортизации производится на оборудование, приобретенное за счет средств от ПДД и используемое непосредственно для оказания платной услуги. Также учитывается амортизация основных фондов, используемых для осуществления деятельности по предоставлению услуги, но непосредственно не связанных с ее оказанием. Применяется метод начисления амортизации, закрепленный в учетной политике учреждения.

Для окончательного расчета себестоимости одного обучающегося сумма полученных показателей делится на среднегодовой контингент.

Сб = ((ФОТппс - ФОТпр) × 1,302 + Мт + Ам) : СК,
где Сб – себестоимость одного обучающегося;ФОТппс – ФОТ ППС;ФОТпр – ФОТ прочего персонала;Мт – материальные затраты;Ам – амортизационные отчисления;СК – среднегодовой контингент.

Пример

Фонд оплаты труда ППС в университете составляет 9 570 000 руб., ФОТ прочего персонала – 2 352 000 руб., материальные затраты – 500 000 руб., амортизационные отчисления – 1 050 000 руб., среднегодовой контингент – 976 студентов.

Сб = ((9 570 000 - 2 352 000) × 1,302 + 500 000 + 1 050 000) / 976 = 17 492,3 руб.

Себестоимость одного обучающегося – 17 492,3 руб.

Для формирования цены единицы образовательной услуги для потребителей применяется норма рентабельности, установленная в вузе.

Цу = Сб + Р,
где Цу – цена услуги;Сб – себестоимость услуги;Р – рентабельность.

Пример

Себестоимость одного обучающегося – 17 492,3 руб. Рентабельность – 15%.

Цу = 17 492,3 + 0,15 × 17 492,3 = 20 116,1 руб.

Цена услуги – 20 116,1 руб.

Пересмотр расходов

Современные образовательные программы требуют ежегодного увеличения объема вкладываемых средств и наращивания аудиторного фонда, обусловленного обязательной компьютеризацией учебного процесса. Стоимость обучения одного студента каждый год возрастает. В создавшихся условиях учебное заведение вынуждено постоянно модернизироваться и искать подход к пересмотру расходов. Как правило, в части, касающейся расходов учебного заведения, используется один из двух основных методов.

Первый связан с прямым сокращением расходов по отдельным направлениям деятельности вуза, например, сокращением расходов на коммунальные услуги и услуги связи в студенческом жилом комплексе.

Второй – с продуманной диверсификацией расходов, при которой происходит планируемое распределение средств между направлениями деятельности вуза, являющимися на данный момент приоритетными (например, развитие системы дистанционного обучения).

В части дополнительных финансовых ресурсов целесообразным является привлечение частных инвесторов (партнерства, исследовательские гранты и контракты, тренинговые программы).

Запомнить

При формировании цены на услуги, помимо цен конкурентов на рынке, в обязательном порядке учитываются такие показатели, как общий прогноз развития основных потребляющих сфер хозяйства и прогноз состава перспективных специальностей, а также объема спроса на них (для оценки возможности дальнейшего трудоустройства выпускников).

Стоимостные группы

Для определения конечной цены образовательной услуги вузы распределяют все специальности по нескольким стоимостным группам. Стоимость обучения студентов по конкретной группе определяется умножением средней стоимости обучения на корректирующий коэффициент, учитывающий престижность и популярность группы специальностей. Есть специальности, пользующиеся большим спросом, на них достаточно высокий конкурс, поэтому, исходя из опыта прошлых лет, разрабатывается положение коэффициента, регулирующего ценовую политику. То есть повышающая стоимость на специальности, пользующиеся большим спросом, и понижающаяся – на специальности, которые существуют первый год, они еще пробные. В целом же увеличение зависит от уровня инфляции.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 33.33%
  • Над составлением бюджетной сметы 5.56%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 72.22%
  • Над налоговой отчетностью 5.56%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль