Гасим долги по коммуналке

916
 Бахтина Т.Ю.
Эксперт Международного центра финансово-экономического развития
Ежегодно в осенне-зимний период отмечается тенденция накопления и роста дебиторской и кредиторской задолженности за топливно-энергетические ресурсы, связанная с увеличением их потребления. Среди должников одна из основных категорий – это учреждения, финансируемые из бюджетов разных уровней. Пик величины их задолженности приходится, как правило, на начало нового финансового года. О том, каковы причины возникновения и последствия просроченной дебиторской и кредиторской задолженности в течение длительного периода времени, читайте далее.

Причины задолженности

Коммунальное хозяйство является одним из крупнейших секторов экономики России, и его стабильность невозможна без финансовой устойчивости организаций – поставщиков коммунальных услуг. В числе мер, предпринимаемых по финансовому оздоровлению отрасли, большое значение имеет квалифицированное управление дебиторской и кредиторской задолженностью этих организаций, основанное на анализе механизма ее возникновения и методов ликвидации.

В осенне-зимний период ведется напряженная работа с бюджетом на уровне главных распорядителей бюджетных средств (учредителей) и учреждений: подводятся итоги старого года, составляются планы на новый.

В некоторых случаях у учреждений появляются трудности при погашении долгов, связанные с отсутствием финансирования, несвоевременностью подписания соглашений (договоров) о предоставлении коммунальных услуг на очередной год и т. д.

Со вступлением в силу Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ (далее – Закон № 83-ФЗ), направленного на совершенствование правового положения государственных (муниципальных) учреждений, бюджетным и автономным учреждениям предоставлено больше полномочий при расходовании своих средств. К примеру, ранее, когда все учреждения являлись получателями бюджетных средств, расходы на коммунальные услуги были привязаны к фиксированной сумме бюджетных ассигнований, распределяемых по учреждениям с началом финансового года. Таким образом, при фактическом потреблении коммунальных услуг на сумму меньшую или большую, чем это было преду смотрено бюджетной росписью, в конце финансового года возникала соответствующая задолженность.

Запомнить

Рост кредиторской задолженности крайне нежелателен, т. к. значительное ее увеличение чревато для руководителей учреждений увольнением по инициативе работодателя.

В настоящее время финансирование бюджетных и автономных учреждений осуществляется в виде субсидий, неиспользованные остатки которых расходуются в следующем году, поэтому учреждение, не опасаясь, что неизрасходованные средства уйдут в доход бюджета, имеет возможность управлять своей задолженностью. Следовательно, возникновение крупных либо долговременных задолженностей по коммунальным услугам свидетельствует о неэффективном расходовании средств учреждения и об отсутствии надлежащего контроля за своевременностью оплаты. Такое утверждение справедливо в отношении дебиторской задолженности в течение длительного периода времени.

Нормативный документ

В соответствии с ч. 27 ст. 30 Закона № 83-ФЗ закреплена норма, согласно которой учредитель при заключении трудового договора с руководителем бюджетного учреждения предусматривает в нем специальное условие: трудовые отношения с руководителем расторгаются при наличии у учреждения просроченной кредиторской задолженности, превышающей предельно допустимые значения.

Ответственность руководителя

Наличие кредиторской задолженности в пределах средней месячной платы за потребленные коммунальные услуги вполне допустимо.

Критерии предельно допустимых значений просроченной кредиторской задолженности устанавливаются нормативными актами органов власти и органов местного самоуправления, являющихся учредителями учреждений.

Пример

Приказом Минобрнауки России от 31.05.2012 № 457 «Об утверждении Порядка определения предельно допустимого значения просроченной кредиторской задолженности в отношении некоторых федеральных государственных учреждений, превышение которого влечет расторжение трудового договора с руководителями учреждений по инициативе работодателя в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации» в отношении подведомственных бюджетных учреждений установлен такой предел: кредиторская задолженность свыше 6 месяцев и свыше 20% величины активов учреждения по итогам предшествующего финансового года.

Некоторые органы власти предусматривают такое условие трудового договора в отношении руководителей не только бюджетных, но и автономных учреждений.

Пример

Приказом Департамента культуры г. Москвы от 21.02.2011 № 104 «О предельно допусти- мом значении просроченной кредиторской задолженности государственного бюджетного и автономного учреждений города Москвы, подведомственных Департаменту культуры города Москвы, превышение которого влечет расторжение трудового договора с руководителем государственного бюджетного и автономного учреждений по инициативе работодателя в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации» установлено, что трудовой договор с руководителем автономного или бюджетного учреждения расторгается при наличии у учреждения три месяца подряд общей суммы просроченной кредиторской задолженности свыше 10% стоимости активов (за исключением балансовой стоимости недвижимого и особо ценного движимого имущества).

Учитывая, что основная доля кредиторской задолженности обычно приходится на коммунальные услуги, руководители учреждений несут персональную ответственность за просроченные платежи поставщикам этих услуг.

Возврат дебиторской задолженности

В некоторых случаях поставщик коммунальных услуг может вернуть учреждению дебиторскую задолженность. При этом если возврату подлежит дебиторская задолженность прошлых лет (например, возврат аванса, перечисленного в прошлом году), то при отражении ее в учете следует обратить внимание на источники произведенного ранее кассового расхода.

Нормативный документ

Согласно ст. 242 Бюджетного кодекса РФ, ч. 18 ст. 30 Закона № 83-ФЗ, ч. 3.17 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» дебиторская задолженность прошлых лет подлежит перечислению в доход соответствующего бюджета, если кассовый расход был произведен учреждением за счет лимитов бюджетных обязательств или бюджетных ассигнований (в статусе получателя бюджетных средств до изменения типа учреждения), целевых субсидий.

Как правило, поставщик коммунальных услуг должен перечислить такую задолженность в бюджет самостоятельно, для этого его следует проинформировать о соответствующих реквизитах (реквизиты счета 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы РФ», код классификации доходов бюджетов, код администратора доходов бюджета). Если поставщик вернул задолженность на лицевой счет учреждения, то учреждению следует перечислить средства в доход соответствующего бюджета самостоятельно.

Если коммунальные услуги ранее были оплачены за счет средств от приносящей доход деятельности, за счет субсидий, возврат дебиторской задолженности прошлых лет отражается на лицевом счете учреждения в порядке, установленном Федеральным казначейством или финансовым органом (в зависимости от того, где учреждению открыт лицевой счет).

Запомнить

Если коммунальные услуги ранее были оплачены за счет средств от приносящей доход деятельности и (или) за счет субсидий на выполнение госзадания, то учреждение вправе использовать остатки указанных средств в текущем году (ч. 17 ст. 30 Закона № 83-ФЗ, ч. 3.15 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ).

Например, возврат задолженности может быть отражен как восстановление кассовых расходов с отражением по тем же кодам КОСГУ, по которым был произведен кассовый расход.

Для того чтобы возвращенные средства не попали в категорию невыясненных поступлений, информацию о соответствующих реквизитах следует сообщить поставщику заблаговременно.

Энергосбережение

Наличие постоянной кредиторской задолженности за коммунальные услуги может говорить о нерациональном потреблении топливно-энергетических ресурсов. В связи с этим был принят Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законо дательные акты Российской Феде рации», целью которого является энергосбережение и повышение энергетической эффективности от использования ресурсов.

Данной теме в законе отведена отдельная глава. Суть ее положений сводится к следующему.

С начала 2010 г. и до конца 2014 г. учреждения должны постепенно снижать потребление таких ресурсов, как вода, тепловая и электрическая энергия, природный газ, мазут, уголь, дизельное и иное топливо. Ежегод- ное снижение объемов должно составлять как минимум 3% от показателей потребления 2009 г., а итоговая сумма экономии к концу 2015 г. – не менее 15%. Должны быть скорректированы размеры субсидий, предоставляемых учреждениям на коммунальные услуги.

Таким образом, действия, предпринимаемые для энергосбережения в совокупности с надлежащим контролем за своевременностью расчетов с поставщиками коммунальных услуг, помогут избежать возникновение необоснованных задолженностей.

Запомнить

Если экономия средств на ресурсы окажется выше запланированного объема, то сумму сэкономленных средств учреждение может оставить в своем распоряжении и перенаправить на текущие нужды, в т. ч. на увеличение годового фонда оплаты труда. При этом следует учитывать, что для каждого типа государственного (муниципального) учреждения законодательство предусматривает разные способы финансового обеспечения, поэтому механизм перераспределения экономии средств у учреждений каждого типа также будет различаться (письмо Минфина России от 30.12.2010 № 02-03-06/5448).



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль