Мы ждем перемен

1022
 Чикотина Н.
Начальник юридического отдела Управления Федерального казначейства по Тюменской области
Согласно заявлению Минэкономразвития РФ целью федеральной контрактной системы является реализация единого цикла формирования, размещения государственного заказа и исполнения государственных контрактов, который позволяет обеспечить выполнение публичных обязательств государства, адекватное его потребностям качество поставляемых товаров, работ и услуг, эффективное использование ресурсов, надежное управление технологическими и экономическими рисками, существенное снижение коррупции в государственном секторе. О том, что меняется в системе госзаказа с принятием законопроекта о федеральной контрактной системе, читайте далее.

От прогнозирования до контроля

В июне 2012 г. Государственной Думой ФС РФ рассмотрен и принят в первом чтении законопроект «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг» (далее – Закон о ФКС).

Существующий Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 94-ФЗ) регламентирует лишь процедуру размещения заказов, в то время как Закон о ФКС предусматривает регулирование полного цикла закупок, включая прогнозирование и планирование, осуществление закупочных процедур, исполнение контрактов, аудит и контроль полученных результатов, основываясь на принципах федеральной контрактной системы: открытость; конкуренция; профессионализм заказчика; единство; ответственность за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и эффективность расходования бюджетных средств.

«Правопреемник» Закона №94-ФЗ

Новый закон «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг» будет являться «правопреемником» ныне действующего Закона № 94-ФЗ.

На уровне субъектов РФ будет осуществляться прогнозирование закупок товаров для обеспечения нужд субъекта РФ и муниципальных нужд, входящих в его состав муниципальных образований.

Запомнить

Отправной точкой в ФКС будет обязательное прогнозирование и планирование государственных и муниципальных закупок в целях разработки и принятия «Сводного прогноза закупок», являющегося частью прогноза социально-экономического развития РФ.

План закупок и план-график

Согласно Закону о ФКС государственные и муниципальные заказчики должны будут составлять план закупок и план-график, в которых спланируют собственные закупки с пер спективой на три года. Если срок реализации программы или проекта, для которого производится закупка, превышает три года, то план закупок составляется на весь срок проекта.

На краткосрочный период (один год) составляются планы-графики, которые утверждаются госучреждениями «после принятия Закона о бюджете, но до начала очередного финансового года». Такая система сделает участие частного бизнеса в системе госзаказа гораздо более предсказуемым и комфортным, чем сейчас.

Запомнить

В отличие от Закона № 94-ФЗ, позволяющего размещать заказ по одноименным товарам без проведения торгов в квартал на сумму, не превышающую 100 000 руб., Закон о ФКС позволяет заказчикам осуществить закупки малого объема, если сумма заказа составляет не более 200 000 руб. При этом установлено ограничение: совокупный объем таких сделок не должен превышает 5% от объема средств, предусмотренных планом-графиком.

мнение специалиста

Елена Пластинина,
проректор по научной работе, зав. кафедрой государственного
и муниципального управления ФГБОУ ДПО «Государственная
академия промышленного менеджмента имени Н.П. Пастухова»

Законопроект существенно расширяет границы правового регулирования сферы госзакупок с момента планирования до момента приемки полученной по контракту продукции. Также нельзя не заметить появившийся перевес в сторону прав и защитных механизмов заказчиков. Закон № 94-ФЗ решал задачу привлечения в область госзаказа наибольшего количества предпринимателей и создания конкуренции, поэтому прав у поставщиков было гораздо больше, чем у заказчиков. Проект закона о ФКС содержит ряд защитных механизмов заказчиков: право на односторонний отказ от исполнения контракта, защита от демпинга, свобода в выборе способов размещения заказа. Важным является провозглашенный проектом о ФКС принцип «профессионализма заказчика». «Для выполнения функций по планированию и осуществлению закупок заказчики, совокупный объем закупок которых в соответствии с планом-графиком превышает 100 млн руб., создают специальные структурные подразделения – контрактные службы, – говорится в ст. 36 Законопроекта. Работники контрактной службы должны иметь высшее профессиональное образование или пройти профессиональную переподготовку, повышение квалификации в сфере закупок, а также должны обладать специальными знаниями и иметь опыт работы в указанной сфере». На работников контрактных служб возлагается персональная ответственность за выполнение требований Закона о ФКС – вплоть до уголовной.

Новые способы размещения заказа

В части реализации антикоррупционного механизма появилось принципиально новое понятие – нормирование госзакупок. Речь идет об установлении «требований по определению и надлежащему обоснованию государственных нужд в товарах, работах и услугах и необходимого объема финансирования», т. е. тех, которые «по количеству, качеству, потребительским свойствам и иным характеристикам позволяют достичь полного обеспечения государственных и муниципальных нужд, но не приводят к закупкам товаров, имеющих избыточные потребительские свойства либо являющихся предметами роскоши». Никаких золотых унитазов и антикварных безделушек для служебных кабинетов чиновникам покупать не позволят.

Законом о ФКС предусмотрено 8 способов закупок товаров, работ и услуг в обеспечение госнужд:
1. открытый конкурс;
2. конкурс с ограниченным участием;
3. двухэтапный конкурс;
4. электронный аукцион;
5. запрос котировок;
6. запрос предложений;
7. закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в случаях, указанных в ст. 76 Законопроекта;
8. из единственного источника.

Сравнительный анализ способов закупок приведен в таблице.

Закон о ФКС предусматривает еще два вида конкурсов: конкурс с ограниченным участием и двухэтапный конкурс. Процедура проведения конкурса с ограниченным участием используется в случае, когда товары по причине их высокотехнологически сложного или специализированного характера способны поставить только ограниченное число поставщиков. Основным отличием процедуры такого конкурса является проведение предквалификационного отбора.

Двухэтапный конкурс предполагается проводить при одновременном соблюдении следующих условий:
1. заключение контракта в целях закупки уникальной продукции (проведения научных исследований, проектных работ, разработок, в целях реставрации объектов культурного наследия, финансирование проката, показа национального фильма и т. п.);
2. для уточнения характеристик объекта закупок требуются обсуждения с поставщиками.

Неизменным остается проведение аукционов, а также осуществление запросов котировок цен и закупки у единственного поставщика.

Ограничение при проведении запроса котировок в соответствии с Законом о ФКС – совокупный объем закупок должен составить не более 10% от общего объема средств заказчика на все закупки, в соответствии с планом-графиком.

Законодателем пред ложен абсолютно новый способ закупки – запрос предложений (открытый, закрытый).

Победителем признается участник, представивший окончательную оферту, которая наилучшим образом удовлетворяет потребности заказчика. Основным фактором, влияющим на выбор этого способа закупки, планируется ее срочность. Обстоятельства, повлекшие срочность закупки, не должны являться результатом медлительности или недостатков организации работы заказчика, а также не должны быть вызваны увеличением бюджетных ассигнований в результате экономии. Окончательное предложение подается поставщиками по результатам оглашения на процедуре вскрытия предварительных предложений наилучшей оферты.

Запомнить

Двухэтапный конкурс будет применяться только тогда, когда заказчику необходимо дорабатывать техзадание в процессе изучения рынка. На первом этапе уточняются критерии закупки, т. е. техзадание, а на втором – подаются конкретные предложения, в т. ч. ценовые.

Общественный контроль

Закон о ФКС предоставляет дополнительные возможности для усиления общественного контроля: «…гражданам и организациям предоставляется право осуществлять общественный контроль за соблюдением требований нормативных правовых актов о федеральной контрактной системе, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать возможность осуществления такого контроля». Общественные объединения, осуществляющие контроль, вправе давать оценку хода производства закупок и об ращаться в надзорные, контрольные и правоохранительные органы.

Нормативный документ

Федеральное казначейство до начала реформ приказом от 08.08.2008 № 211 упорядочило процедуру формирования плана закупок товаров, работ и услуг для нужд Федерального казначейства и Отчета об исполнении плана закупок, совершенствования организации, управления и контроля за закупками.

Запомнить

Способ запроса предложений предусмотрен в случае, когда у заказчика нет времени на проведение более сложных процедур или когда не состоялись конкурентные процедуры.

Условия заключения контракта

Усилены антидемпинговые меры. При снижении цены более чем на 25% потребуются обоснования и расчеты, а в случае строительства – заключение саморегулируемой организации. Одновременно устанавливается повышенная ставка обеспечения по контракту – 30% от стоимости контракта (нижняя планка обеспечения - 5%).

Регламентированы действия госзаказчиков по обеспечению надлежащего исполнения условий контракта, по приемке и учету контрактных результатов. Предусмотрено сопоставление полученных результатов запланированным целям.

Делимся опытом

Работа по размещению заказов для собственных нужд в УФК по Тюменской области (далее – Управление) строится следующим образом. Создана Комиссия по планированию закупок для нужд Управления, утверждено Положение о ее работе.

Работа комиссии тесно связана с работой администраторов закупок.

Администратор закупки – структурное подразделение, ответственное за формирование заказа, определение порядка и условий его реализации, обеспечение исполнения и контроля.

После доведения лимитов бюджетных обязательств (ЛБО) администраторы закупок направляют свои предложения в комиссию, которая рассматривает их на предмет целесообразности и эффективности.

По одобренным комиссией закупкам вносятся изменения в план закупок с указанием предмета закупки, способа размещения заказа, кода бюджетной классификации, суммы.

В соответствии с Порядком размещения на официальном сайте планов-графиков размещения заказов для нужд заказчиков, регламентированным приказом Минэкономразвития России № 761, Казначейства России № 20н от 27.12.2011, Управлением издан приказ от 22.02.2012 № 90 «Об орга низации разработки и ведения пла на-графика размещения заказов, о взаимодействии структурных подразделений Управления по ведению плана-графика размещения заказа», который составляется на основании плана закупок.

Запомнить

Законом о ФКС предусмотрена возможность одностороннего расторжения контракта в случае невыполнения его условий. Такая воз можность будет не только у заказчика, но и у исполнителя.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль