Недвижимость – вне процедур

1451
 Даньшин А.Е.
Эксперт Международного центра финансово-экономического развития
Наконец разрешен один из самых спорных вопросов применения Закона № 94-ФЗ – распространяется ли его действие на заключение договоров купли-продажи недвижимого имущества. Долгие годы суды отвечали как положительно, так и отрицательно. И вот Президиум ВАС РФ вынес свой вердикт.

Буква закона

В статье 1 Закона № 94-ФЗ указано, что он применяется в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд и нужд бюджетных учреждений.

Буквальное толкование этой нормы позволяет сделать вывод, что основания применять Закон № 94-ФЗ к операциям с недвижимостью отсутствуют, поскольку о них не упоминается. Однако, читая между строк, можно прийти и к иному выводу: “поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг” – лишь общая формулировка, подразумевающая любые хозяйственные операции. Главный же критерий для их отнесения к сфере действия Закона № 94-ФЗ – предназначение для государственных или муниципальных нужд.

Какая же из двух позиций более обоснованна?

Точка зрения “за”

Сторонники позиции, что закон распространяется на продажу недвижимости, исходят из смысла закона. По их мнению, его идея состоит в облечении в процедуру торгов всех операций, направленных на удовлетворение государственных или муниципальных нужд за счет бюджетных средств. Аргументами в пользу данной точки зрения служат следующие положения.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона № 94-ФЗ под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков.

Согласно ст. 5 Закона № 94-ФЗ под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном данным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений. Во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов (ч. 2 ст. 10 Закона № 94-ФЗ). Законом также предусмотрены исключения из этого правила.

Из данных положений делается вывод, что регулированию Закона № 94-ФЗ подлежат любые сделки, заключаемые государственными (муниципальными) учреждениями. И недвижимость – не исключение.

Что примечательно, такую точку зрения выражали не только арбитры на уровне федеральных арбитражных судов (постановление ФАС Московского округа от 01.09.2011 по делу № А40-141888/10-119-939), но и судьи ВАС РФ (определение от 06.05.2010 № 4929/10).

Точка зрения “против”

Приверженцы иной точки смотрят на вопрос шире. Прежде всего, они указывают на положения ГК РФ, в котором поставка товаров для государственных нужд и продажа недвижимости выступают как отдельные виды договора купли-продажи (п. 5 ст. 454 ГК РФ).

Так, нормы, регулирующие правоотношения по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд, содержатся в § 4 гл. 30 ГК РФ. А отношения, связанные с куплей-продажей недвижимого имущества, регулируются § 7 гл. 30 ГК РФ.

В Законе № 94-ФЗ продажа недвижимого имущества не выделена в отдельную категорию потребностей для государственных или муниципальных нужд. В нем прямо указано, что его действие распространяется лишь на три вида сделок: поставку товаров, подряд и возмездное оказание услуг. Таким образом, правовое регулирование отношений купли-продажи недвижимого имущества и отношений, связанных с поставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг для государственных и муниципальных нужд, различно.

В связи с этим действие Закона № 94-ФЗ не распространяется на заключение учреждением договора купли-продажи недвижимости (постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 24.04.2008 № Ф08-2004/2008 по делу № А15-2367/2008, ФАС Поволжского округа от 29.03.2011 по делу № А55-8814//2010, ФАС Северо-Западного округа от 15.08.2008 по делу № А13-11823/2007).

Мнение Президиума ВАС РФ

В Президиум ВАС РФ было передано дело, при разрешении которого суды различных инстанций разошлись во мнениях. Спор инициировала Счетная палата РФ, которая обратилась в ФАС России с заявлением о нарушении Отделением Пенсионного фонда по г. Москве и Московской области законодательства о размещении заказов. Отделение заключило договор купли-продажи недостроенного здания городской больницы без проведения торгов.

Антимонопольная служба согласилась с мнением Счетной палаты РФ, что заключение данного договора без проведения торгов является нарушением ч. 2 ст. 10 Закона № 94-ФЗ. Мнение ФАС России разделили суды первой и кассационной инстанций. А позицию фонда поддержали судьи в апелляции.

25 сентября 2012 г. Президиум ВАС РФ рассмотрел это дело и вынес вердикт: оставить в силе один из судебных актов – решение апелляционного суда (http://www.arbitr.ru/vas/presidium/nadzor/62580.html).

Правильной оказалась позиция, основанная на положениях ГК РФ, которые выделяют договор поставки для государственных нужд и договор продажи недвижимости в самостоятельные виды обязательств. К слову, на то, что правовую основу законодательства о размещении заказов составляет, прежде всего, кодифицированный акт гражданского законодательства, указано и в самом Законе № 94-ФЗ, а именно в статье 2.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 40%
  • Над составлением бюджетной сметы 20%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 60%
  • Над налоговой отчетностью 0%
результаты

Рассылка

Вас заинтересует

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль