Почему ротация продвигается "со скрипом"

1149
 Пресняков М.В.
Профессор кафедры служебного и трудового права Поволжского института им. П.А. Столыпина РАНХиГС
Ротация гражданских служащих как приоритетное направление формирования кадрового состава гражданской службы предусматривалась Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» с момента вступления его в законную силу. Однако до настоящего времени данный механизм фактически не действует, поскольку перевод гражданского служащего, как и любого другого работника, по общему правилу допускается только с его согласия.

Ротация против коррупции

В конце прошлого года был принят Федеральный закон от 21.11.2011 № 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции», в котором наряду с другими антикоррупционными мерами был предусмотрен и механизм ротации государственных гражданских служащих. В целях реализации положений данного закона Минтруда России были подготовлены Методические рекомендации по организации ротации федеральных государственных гражданских служащих в федеральных органах исполнительной власти1 (далее – Методические рекомендации).

Что рекомендует Минтруда

Положениями ст. 60.1 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государ ственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Закон № 79-ФЗ) прямо предусматривается ротация лиц, замещающих должности гражданской службы категории «руководители» в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольные и надзорные функции. Иные должности, предполагающие ротацию, должны определяться на основе специальных перечней, утвержденных Президентом РФ или Правительством РФ.

Пока подобного рода перечни отсутствуют, механизм ротации распространяется только в отношении лиц, замещающих должности категории «руководители».

Согласно Методическим рекомендациям федеральным органам исполнительной власти необходимо разработать и утвердить перечень должностей гражданской службы, по которым предусматривается ротация.

Нормативный правовой акт об утверждении перечня должностей рекомендуется издать в 2012 г., предусмотрев норму о том, что он вступает в силу с 1 января 2013 г.

Для справки

Согласно письму Минтруда России от 18.09.2012 под ротацией гражданского служащего понимается предусмотренное служебным контрактом и осуществляемое в соответствии с планом проведения ротации в порядке, установленном ст. 60.1 Закона № 79-ФЗ, назначение на иную должность гражданской службы, включенную в перечень должностей гражданской службы, по которым предусматривается ротация, в том же или в другом федеральном органе исполнительной власти с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа государственной службы или стажа работы (службы) по специальности.

По Закону № 79-ФЗ период ротации составляет от трех до пяти лет. В связи с этим Минтруда России в порядке проведения ротации рекомендует указать конкретный срок замещения для каждой должности.

Гражданский служащий в рамках должностного роста (или по иным причинам) может быть назначен на иную (вышестоящую) должность. Если по данной должности также предполагается ротация, то ее период, согласно Методическим рекомендациям, начинается заново. По мнению автора, это может стать «лазейкой» в законе, позволяющей избегать действительной ротации гражданского служащего путем «перебрасывания» его с одной должности на другую.

Минтруда России рекомендует избегать назначения гражданского служащего в порядке ротации на должность, которую он ранее замещал. Такое ограничение Законом № 79-ФЗ прямо не предусмотрено, однако, как отмечено выше, в противном случае процедура ротации может свестись к переводам с одной должности на другую и обратно.

Статьей 52 Закона № 79-ФЗ предусмотрены государственные гарантии гражданским служащим, которые в порядке ротации переводятся в другую местность. Эти гарантии представляют собой компенсации расходов, связанных с переездом служащего и членов его семьи к месту службы, а также обеспечения его служебным жилым помещением, или при его отсутствии – возмещения расходов на наем (поднаем) жилья.

Методические рекомендации предусматривают, что такая компенсация определяется на основе постановления Правительства РФ от 11.08.2007 № 514 «О порядке и условиях возмещения расходов, связанных с переездом федерального государственного гражданского служащего и членов его семьи в другую местность при переводе федерального государственного гражданского служащего в другой федеральный государственный орган».

Следует отметить, что подобные гарантии распространяются только на тех лиц, которые уже состоят на государственной гражданской службе. Между тем вакантная должность гражданской службы, включенная в перечень, может быть также замещена лицами из числа граждан Российской Федерации, которые не проходили гражданскую службу и не замещали соответствующие должности.

Согласно разъяснениям Минтруда России лицам, которые ранее не проходили гражданскую службу, не предоставляются гарантии, установленные пп. 9.1 и 9.2 ч. 1 ст. 52 Закона № 79-ФЗ.

Противоречия законодательства

Наибольший интерес представляют разъяснения Минтруда России относительно переходных положений введения механизма ротации. Как известно, в соответствии с п. 1 ст. 1 Конвенции МОТ № 29 (принята в г. Женеве 28.06.1930) «Относительно принудительного или обязательного труда» (ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 04.06.1956) Российская Федерация обязалась упразднить применение принудительного или обязательного труда во всех его формах, т. е. всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания и для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг (п. 1 ст. 2 Конвенции).

Соответственно перевод без согласия гражданского служащего может рассматриваться как требование выполнения работы или службы, для которой данное лицо не предложило добровольно своих услуг, т. е. как принудительный труд. В связи с этим в Закон № 79-ФЗ были внесены изменения, согласно которым замещение должности гражданской службы в порядке ротации осуществляется на основе срочного служебного контракта (п. 7.1 ст. 25 Закона № 79-ФЗ в ред. Федерального закона от 06.12.2011 № 395-ФЗ (далее – Закон № 395-ФЗ)).

Таким образом, если гражданский служащий отказывается от перевода в порядке ротации, то служебные отношения с ним прекращаются по п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона № 79-ФЗ, т. е. в связи с истечением срока контракта.

Казалось бы, проблема решена, но как быть, если до введения механизма ротации с гражданским служащим был заключен служебный контракт на неопределенный срок? Согласно Методическим рекомендациям условие о нахождении должности гражданской службы в перечне п. 10 ч. 3 ст. 24 Закона № 79-ФЗ (в ред. Закона № 395-ФЗ) отнесено к существенным условиям служебного контракта. В данном случае применимы положения об одностороннем изменении условий контракта представителем нанимателя при изменении условий служебной деятельности (ст. 29 Закона № 79-ФЗ).

В такой ситуации представитель нанимателя должен уведомить гражданских служащих, замещающих должности, предусмотренные перечнем, вне зависимости от того, какой с ними заключен служебный контракт (служебный контракт на неопределенный срок или срочный служебный контракт), об изменении существенных условий этого контракта в письменной форме не позднее чем за два месяца до их введения.

Так как изменения Закона № 79-ФЗ, внесенные Законом № 395-ФЗ, вступают в силу с 1 января 2013 г., представителю нанимателя следовало уведомить гражданских служащих об изменении существенных условий служебного контракта не позднее 1 ноября 2012 г. (письмо Минтруда России от 16.08.2012 № 18-0/10/1-1105).

В силу ч. 3 ст. 29 Закона № 79-ФЗ, если гражданский служащий не согласен на замещение должности и прохождение службы в том же или другом государственном органе, в связи с изменением существенных условий служебного контракта, представитель нанимателя вправе освободить его от замещаемой должности и уволить с гражданской службы.

По мнению автора, подобное толкование закона представляется спорным. Какое условие служебного контракта в данном случае будет изменяться? В Методических рекомендациях речь идет о внесенных Законом № 395-ФЗ изменениях в п. 10 ст. 24 Закона № 79-ФЗ (нахождение должности, замещаемой гражданским служащим, в перечне должностей гражданской службы, по которым предусматривается ротация гражданских служащих), однако фактически изменяется срок служебного контракта.

Между тем срок служебного контракта не назван в перечне существенных его условий, предусмотренных ч. 3 ст. 24 Закона № 79-ФЗ. Тогда как ст. 29 Закона № 79-ФЗ говорит об изменении определенных сторонами существенных условий служебного контракта. Как представляется, предлагаемый Минтруда России механизм «преобразования» служебного контракта, заключенного на неопределенный срок, в срочный служебный контракт не соответствует закону.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Вы сформировали резервы по расходам на 2017 год?

  • Да 18.31%
  • Нет 46.48%
  • Наше учреждение не формирует резервы по расходам 40.85%
Другие опросы

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль