Спортивное мероприятие за счет спонсора

2042
 Бахтина Т.Ю.
Эксперт Международного центра финансово-экономического развития
Вследствие недостатка бюджетных средств государственные и муниципальные учреждения при проведении культурно-массовых мероприятий фестивалей, соревнований, концертов и т. п.) активно используют спонсорскую помощь. Рассмотрим, как оформить прием спонсорской помощи, направленной на спортивные цели.

Ты – мне, я – тебе

Несмотря на то, что спонсорство в России широко распространено, действующее законодательство его буквальное определение не содержит. Лишь в Федеральном законе от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) есть два определения, связанные со спонсорством:
1) спонсор – лицо (юридическое либо физическое), предоставившее средства либо обеспечившее их предоставление для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия создания или трансляции теле- или радиопередачи либо создания или использования иного результата творческой деятельности;
2) спонсорская реклама – реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре.

Таким образом, учреждение, получившее спонсорскую помощь, обычно принимает на себя обязательства выполнить определенные действия, направленные на распространение информации о спонсоре.

В соответствии с Законом о рекламе такая информация распространяется любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

На спортивных мероприятиях спонсора обычно упоминают на ротационных и электронных рекламных щитах, баннерах, на экипировке спортсменов, в тематических журналах, на официальном сайте организатора мероприятия либо по внутреннему радио. Кроме того, организатор может заказать для распространения сувенирную продукцию с логотипом спонсора.

Безвозмездно, то есть даром

Часто встречаются ситуации, когда спонсор оказывает финансовую или иную помощь безвозмездно, т. е. не требует от учреждения встречного обязательства упоминать свое имя (наименование). В случае если безвозмездная помощь оказана исключительно в сфере физической культуры и массового спорта, то ее следует считать не спонсорской, а благотворительной (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»).

В остальных случаях, в зависимости от условий, безвозмездная передача денег (имущества) признается либо дарением, либо пожертвованием. Такие взаимоотношения регулируются гл. 32 «Дарение» Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ).

На практике нередко возникает путаница в сущности указанных взаимоотношений между субъектами гражданского права. Поэтому бухгалтеру следует внимательно ознакомиться с условиями предоставления учреждению помощи, т. к. это влияет на дальнейший ее учет и налогообложение.

Спонсорский договор

При оказании спонсорской помощи между спонсором и учреждением оформляется соответствующий договор. Определения спонсорского договора ГК РФ не содержит. Тем не менее суть рассматриваемых взаимоотношений подпадает под действие положений гл. 39 «Возмездное оказание услуг» ГК РФ.

По договору возмездного оказания услуг спонсор выступает заказчиком рекламных услуг, а спонсируемое учреждение – исполнителем. При этом в договоре следует отразить следующие моменты:

  • время и место проведения мероприятия;
  • способ предоставления помощи (передача денежных средств или имущества);
  • условие об упоминании спонсора (с размещением либо без размещения товарного знака, логотипа, эмблемы);
  • место и способ распространения рекламы (объявления, наглядная информация);
  • продолжительность рекламной акции.

Пример

Приведем фрагмент договора о спонсорской помощи
<…>
Права и обязанности сторон
Спонсируемый обязуется распространить информацию о спонсоре следующими способами:
1) разместить фразу «Спонсор соревнований ООО «Вымпел» на афишах с объявлением о начале мероприятия;
2) фразу «Спонсор соревнований ООО «Вымпел» упоминать по внутреннему радио в течение проведения соревнований с периодичностью один раз в час;
3) разместить баннер спонсора в помещении, где проходит мероприятие;
4) разместить электронную версию баннера спонсора на собственном Интернетсайте учреждения;
5) озвучить устную благодарность спонсору от руководителя учреждения во время проведения спортивных соревнований.

Правовые основы получения спонсорской помощи

Казенное учреждение в процессе оказания государственных (муниципальных) услуг либо выполнения государственных (муниципальных) функций реализует полномочия органов госвласти (местного самоуправления). Его деятельность финансируется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы. Приносящую доход деятельность казенное учреждение может осуществлять, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ. Такое правовое положение казенных учреждений установлено в ст. 161 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ) и описано в п. 3 Методических рекомендаций, утв. распоряжением Правительства РФ от 07.09.2010 № 1505-р.

Среди средств, получаемых казенными учреждениями от приносящей доход деятельности, можно выделить:

  • доходы от продажи и использования имущества;
  • доходы от платных услуг;
  • безвозмездные поступления.

Такой вывод следует из положений ст. 41 БК РФ. Из вышеизложенного следует, что полученную казенным учреждением спонсорскую помощь необходимо зачислять в доход соответствующего бюджета (как доход от платных услуг).

Расходовать средства на проведение спортивного мероприятия учреждение может лишь за счет бюджетных ассигнований, которые до него доводит учредитель. Распределяя ассигнования, учредитель, как правило, учитывает объем соответствующих доходов учреждения (письма Минфина России от 14.12.2011 № 02-03-11/5595, от 17.05.2011 № 02-03-09/2016).

Спонсорская помощь может быть представлена:
1) имуществом;
2) безналичными денежными средствами;
3) наличными денежными средствами.

Далее подробно рассмотрим порядок документального оформления получения помощи в каждом из перечисленных случаев.

Спонсорская помощь в виде имущества

Оказывая помощь имуществом, спонсор обычно передает учреждению спортивную экипировку и спортивный инвентарь с нанесенным товарным знаком либо логотипом своей компании. Но могут быть переданы и другие виды имущества. В любом случае, если получаемые нефинансовые активы относятся к материальным запасам, то их следует принять к учету на основании первичных учетных документов, полученных от спонсора (накладные и т. п.). При получении имущества от физического лица нужно составить акт приема-передачи произвольной формы, поскольку типовых документов для оформления такой передачи не предусмотрено.

Если же нефинансовые активы относятся к категории основных средств, то при постановке на учет дополнительно нужно составить соответствующий акт о приеме-передаче (№ ОС-1, № ОС-1а, № ОС-1б).

Как правило, стоимость, по которой передается имущество, указывается в спонсорском договоре. Если такого пункта в договоре нет, имущество нужно оприходовать по текущей рыночной стоимости.

Такая стоимость определяется исходя из денежной суммы, которая может быть получена при продаже имущества. Информацию о текущих рыночных ценах можно получить от изготовителя, в органах статистики, торговых инспекциях и СМИ. Если указанными способами рыночную цену определить невозможно, то учреждение может провести экспертизу с привлечением оценщика. Такой порядок установлен в п. 25 Инструкции № 157н.

Спонсорская помощь безналичными денежными средствами

Для того чтобы перечислить помощь, спонсор должен знать соответствующие реквизиты. Их следует указать в договоре. Одним из обязательных реквизитов является код дохода бюджета. Согласно Приложению 1 к Указаниям № 180н средства спонсорской помощи учитываются по КБК 000 1 13 01990 00 0000 130 «Прочие доходы от оказания платных услуг (работ)». На месте 1–3-го разрядов указывается код главного администратора доходов бюджета, а на месте 14–17-го разрядов – код подвида доходов. До плательщиков полный код классификации доходов бюджета (с учетом кода подвида доходов) доводят администраторы доходов.

Спонсорская помощь наличными деньгами

Если спонсор вносит денежные средства в кассу, то учреждение самостоятельно перечисляет их в доход бюджета на основании Объявления на взнос наличными (ф. 0402001). Требования к его заполнению можно найти в совместном письме Минфина России № 02-03-06/2530 и Казначейства России № 42-7.4-05/5.3-366 от 02.06.2011. В частности, заполняя объявление, в поле «Источник поступления» нужно указать код классификации доходов бюджета, о котором речь шла выше.

При этом следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее – Закон № 54-ФЗ) организации при осуществлении наличных денежных расчетов обязаны выдавать покупателю кассовые чеки, отпечатанные с применением ККТ. В частности, чеки выдаются при расчетах за проданные товары, выполненные работы или оказанные услуги. Исключений для казенных учреждений действующим законодательством не предусмотрено.

Учитывая, что спонсорский взнос является платой за оказанную учреждением услугу рекламного характера, выдача учреждением взамен кассового чека обязательна.

За неприменение ККТ предусмотрена административная ответственность – предупреждение или административный штраф в размере: от 30 000 до 40 000 руб. – для организаций; от 3000 до 4000 руб. – для должностных лиц. При этом правонарушение в виде неприменения ККТ по своей правовой природе не является длящимся. Срок давности привлечения к административной ответственности составляет два месяца (п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ) и исчисляется с момента совершения правонарушения (см. Постановление ФАС Московского округа от 05.07.2004 № КА-А40/5313-04).
Иными словами, если случай неприменения ККТ выявлен контролирующими органами позднее, чем через два месяца, то привлечь учреждение к ответственности уже нельзя.

Кроме чека ККТ учреждению следует выдать спонсору квитанцию к приходному кассовому ордеру (п. 1 ст. 2 Закона № 54-ФЗ, п. 3.1 Положения Банка России от 12.10.2011 № 373-П).

Изложенный выше порядок приема наличных справедлив в отношении расчетов с юридическими лицами. Если же спонсорский взнос вносит физическое лицо, то учреждение имеет право не пробивать кассовый чек. Объясняется это тем, что при оказании платных услуг населению организации могут применять вместо ККТ бланки строгой отчетности (п. 2 ст. 2 Закона № 54-ФЗ).

Принадлежность к услугам, предоставляемым населению, определяется в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), утв. постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 № 163. Рекламные услуги поименованы в этом документе под номером 806000, следовательно, выдача учреждением вместо кассового чека бланка строгой отчетности не будет являться нарушением.

Таким образом, если у учреждения нет кассового аппарата, то денежные средства от коммерческих структур лучше принимать посредством их зачисления на лицевой счет. Если же прием спонсорской помощи носит регулярный характер и для спонсора удобнее передавать в качестве вклада наличные деньги, то учреждению рекомендуется приобрести контрольнокассовую технику.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Часто ли к Вам приходит учредитель с проверкой и находит ошибки в учете ОС?

  • Приходит редко и не находит ошибок 100%
  • Приходит часто и находит ошибки от 1 до 5 0%
  • Приходит часто и находит ошибки свыше 5 0%
результаты

Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль