Ремонт по правилам и без

936
 Адеева С.
Директор аудиторской компании «Паритет», эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению
Одни из самых распространенных финансовых нарушений при контрольно-ревизионных проверках связаны с выполнением ремонтно-строительных работ. Попытаемся помочь бухгалтерам и руководителям учреждений избежать «трений» с контролерами и подготовиться к «ремонтным проверкам» заранее и во всеоружии.

В чем проблема

При расчетах между заказчиком и исполнителем ремонтно-строительных работ возможно искажение в первичных учетных документах. Это могут быть: приписки объемов выполненных работ; двойной учет затрат; неверное применение расценок; завышение установленных норм накладных расходов; применение более высоких индексов пересчета цен; фальсификация в части включения в акты строительных материалов по более дорогой стоимости вместо фактически использованных и т. п. Все это и приводит к печальным последствиям, отвечать за которые учреждение будет по всей строгости действующего законодательства. Далее представим пошаговую инструкцию, как следует действовать на стадии подготовки документов, выполнения и принятия ремонтно-строительных работ, чтобы не допустить ошибок.

Как договариваться

Согласно ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» под гражданско-правовым договором бюджетного учреждения на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг понимается договор, заключаемый от имени бюджетного учреждения. Гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений заключаются на срок, не превышающий трех лет, за исключением случаев, предусмотренных вышеуказанной статьей.

Автономные учреждения также заключают гражданско-правовые договоры с любыми контрагентами в соответствии с нормами Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Гражданского кодекса РФ.

Запомнить

Для оформления выполненных работ применяются типовые формы первичных документов, утвержденные постановлением Госкомстата РФ от 11.11.1999 № 100 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ», которыми являются акт о приемке работ (форма № КС-2) и Справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3) и др.

Шаг 1. Анализ договора

На первом этапе учреждение должно проанализировать соответствие (содержание) гражданско-правовых договоров на выполнение ремонтно-строительных работ требованиям гражданского законодательства (гл. 37 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ)). Рассмотрим содержание гражданско-правового договора в виде схемы:

Следует учесть, что при отсутствии согласия между сторонами в части существенных условий договор считается незаключенным. Сделка может быть признана нич тожной.

Шаг 2. Контроль расчетов

Контроль правильности расчетов осуществляется на момент принятия выполненных работ от подрядчиков.

Однако это не означает, что проводится банальная проверка арифметических расчетов. Ревизоры проверяют бухгалтерские документы в привязке к нормативно-технической, проектно-сметной и исполнительной документации, словом, все, что определяет технологию строительства. А также требуют объяснения порядка формирования цены, потребности в материальных и трудовых ресурсах.

Начинается проверка с акта формы № КС-2, который применяется для оформления приемки выполненных подрядных строительно-монтажных работ. Данный документ составляется на основании информации из Журнала учета выполненных работ (форма № КС-6а). Количество экземпляров не может быть менее двух. Лица, составившие и подписавшие данный документ, отвечают за достоверность содержащихся в них показателей.

В соответствии с данными акта о приемке выполненных работ заполняется справка о стоимости работ и затрат (форма № КС-3). На ее основании заказчик расплачивается с подрядчиком.

Запомнить

Заказчику должны быть переданы акты на скрытые работы (после приемки работ), сертификаты и паспорта на использованные материалы (при сдаче объекта в эксплуатацию).

Шаг 3. Контроль материалов

Анализируя акты формы № КС-2, ревизоры в обязательном порядке проверят использование материалов и их списание. Если обязанность по обеспечению строительства материалами возложена на заказчика (ст. 745 ГК РФ), подрядчик должен предоставить отчет об использовании давальческих материалов (ст. 713 ГК РФ) в качестве приложения к акту формы № КС-2. На его основании заказчик списывает их с собственного баланса.

Если же стоимость давальческих материалов будет включена в акт формы № КС-2 и справку формы № КС-3, эта ситуация будет расцениваться контролерами как финансовое нарушение, выражающееся в двойном списании стоимости материалов при строительстве (ремонте) объекта.

Завышением стоимости строительных (ремонтных) работ признается включенная в акты формы № КС-2 стоимость строительных материалов, изделий и конструкций, которые не заложены в проект.

Не допускается необоснованная замена одних видов материалов и работ на другие. Часто фиксируются факты использования дешевых стройматериалов и включения в акты формы № КС-2 более дорогих (вместо паркетного пола укладывается линолеум, вместо пластиковых окон устанавливаются типовые, вместо облицовки стен кафельной плиткой осуществляется штукатурка и т. п.).

При выявлении замены материалов и конструкций на более дешевые, в ведомость перерасчета к акту контрольного обмера включается стоимость фактически уложенных материалов, деталей и конструкций. Разница в стоимости работ и материалов признается завышением стоимости выполненных работ и предъявляется исполнителю работ для компенсации.

Нормативный документ

В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», вступающего в силу с 01.01.2013) все хозяйственные операции должны оформляться первичными учетными документами, которые являются основанием для отражения информации о совершении хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета.

Не пропустят ревизоры, например, и такую ситуацию, как списание бетона, если срок его приобретения не будет признан адекватным.

Пример

По акту формы № КС-2 производится списание 10 м3 бетона. При проверке установлено, что бетон учитывается на балансе учреждения, но приобретен он полгода назад. Значит, на момент списания он непригоден для строительства, поскольку время застывания бетона – 2 часа. Стоимость списанного бетона признается завышением стоимости работ и предъявляется исполнителю работ для компенсации.

Шаг 4. Контроль использования механизмов

Акты формы № КС-2 являются источником информации и в части используемых механизмов. Например, если при проведении ремонта заявлены малярные работы, но при этом зафиксирована работа подъемного крана, контролеры могут предъявить претензии к заказчику и подрядчику.

Если же заявленные в акте работы оправдывают привлечение строительной техники, то контролеры проверят – соответствует ли используемая техника нормам, которые предусмотрены в технической документации (грузоподъемность и т. п.).

Шаг 5. Контроль соблюдения технологии

Несоблюдение подрядчиком проектных решений может выражаться в замене одних видов работ на другие, когда в акты включаются более дорогие виды работ при фактическом выполнении упрощенных.

Пример

При проведении контрольного обмера установлено, что вместо предусмотренного сметой производства дорогостоящих облицовочных работ, подрядчик осуществил штукатурку стен цементным раствором и последующую покраску масляной краской, при этом в акте формы № КС-2 зафиксировано использование дорогостоящей облицовочной плитки. Разницу в стоимости относят к завышению работ.

Шаг 6. Контроль за трудовыми ресурсами

Акты формы № КС-2 предусматривают показатели, характеризующие участие персонала в строительстве, с указанием выполненного объема и расценок. Такие показатели должны соответствовать строительным нормам. Если при проведении проверки установлены факты завышенной заработной платы, необоснованной выплаты премий, то виновным лицам предъявляется требование о возмещении убытков.

Шаг 7. Контроль накладных расходов

Проверке подлежат затраты, которые были заранее учтены в нормах накладных расходов, но подрядчики пытаются повторно включить их в акт и предъявить дополнительно к оплате. Это, в частности: подготовка объекта к сдаче в эксплуатацию, включающая уборку помещений, территории, вывоз строительного мусора; обеспечение охраны строительной площадки и объекта, работы пожарной сигнализации; страхование имущества; рекламные расходы и т. п.

Шаг 8. Контроль расходов

Не позволят провести за счет бюджетных средств расходы на поддержание и развитие инфраструктуры подрядчика, его жилого фонда, уплачиваемый им налог на имущество, расходы на устранение брака и повышение квалификации работников, их медицинское обследование, а также объемы работ, которые не предусмотрены сметой.

Шаг 9. Контрольный обмер

Одним из эффективных способов подтверждения достоверности имеющейся информации и выявления нарушений в расчетах между заказчиком и подрядчиком за выполненные работы является проведение контрольных обмеров выполненных объемов работ, указанных в актах формы № КС-2.

Запомнить

Правила исчисления объемов работ указаны в технической части сборников государственных элементных сметных норм (ГЭСН) и федеральных единичных расценок (ФЕР).

При их проведении исходными документами могут служить: акты выполненных работ формы № КС-2, акты на скрытые работы; журнал производства работ (источник информации о характере работ, сроках их исполнения; акты о приемке объектов в эксплуатацию), договоры на поставку оборудования, строительных материалов; акты от субподрядчиков, путевые листы о работе автотранспорта, журналы работы механизмов и др.

Контрольные обмеры проводятся на месте производства работ. Результаты таких обмеров сопоставляются с данными, указанными в документах, подтверждающих объемы и стоимость строительно-ремонтных работ.

Проводятся контрольные обмеры представителями заказчика и подрядчика. Для этого в обязательном порядке создается рабочая комиссия.

Порядок проведения контрольного обмера предусматривает предупреждение под рядчика о времени и месте замера. Перед проведением обмера составляется сводная ведомость. Контролеры вправе потребовать вскрытия работ (за счет подрядчика). По результатам выполнения всех процедур составляется акт контрольного обмера, где фиксируются выявленные нарушения. Акт контрольного обмера подписывают представители подрядчика, заказчика и контролирующей организации. Если контрольный обмер производился без участия представителей сторон, акт может быть подписан в одностороннем порядке и в течение двух дней направляется по почте сторонам.

В результате обнаружения нарушений виновному лицу может быть предложено перечислить перерасход денежных средств в бюджет. Документы могут быть направлены в органы Прокуратуры РФ для возбуждения уголовного дела.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Часто ли к Вам приходит учредитель с проверкой и находит ошибки в учете ОС?

  • Приходит редко и не находит ошибок 100%
  • Приходит часто и находит ошибки от 1 до 5 0%
  • Приходит часто и находит ошибки свыше 5 0%
результаты

Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль