Новый закон не устранит проблем «одного окна»

1199
 Абидуева Е.В.
Консультант отдела правового и информационно- аналитического обеспечения управления государственной политики министерства культуры и архивов Иркутской области
В июле текущего года принят Федеральный закон от 28.07.2012 № 133-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения ограничений для предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна». Рассмотрим, какие новации внес данный документ.

Суть закона

Содержательная часть и структура Федерального закона от 28.07.2012 № 133-ФЗ (далее – Закон № 133-ФЗ) сложна: изменения и дополнения вносятся во множество иных федеральных законов («О занятости населения в РФ», «О защите прав потребителей», «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и многие другие), а также кодифицированные федеральные законы (Налоговый кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях РФ, Земельный кодекс РФ и др.).

Целью Закона № 133-ФЗ является устранение препятствий к получению госуслуг физическими и юридическими лицами.

Согласно Федеральному закону от 27.07.2010 № 210-ФЗ (далее – Закон № 210-ФЗ) получателями результата государственной (муниципальной) услуги могут являться как физические, так и юридические лица (в т. ч. государственные и муниципальные учреждения всех типов).

Нормативный документ

Понятие государственной (муниципальной) услуги закреплено в подп. 1 и 2 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и определяется как функция государственного (муниципального) органа власти (государственного внебюджетного фонда), оказываемая в заявительном порядке.

Вместе с тем с учетом действующего законодательства госучреждения сами привлекаются к оказанию государственных (муниципальных) услуг. Формы этого соучастия могут быть следующие:

  • учреждение осуществляет организацию предоставления госуслуг, в т. ч. в электронной форме, по принципу «одного окна». При этом оно может иметь статус многофункционального центра предоставления услуг;
  • осуществляется электронное взаимодействие учреждения в рамках предоставления госуслуг в электронной форме с государственными органами, органами местного самоуправления, иными организациями и заявителями (в т. ч. в форме межведомственного информационного взаимодействия);
  • учреждению размещается госзаказ или госзадание на оказание услуг, которые включены в распоряжение Правительства РФ от 25.04.2011 № 729-р.

Рассмотрим общие правовые последствия, связанные с принятием Закона № 133-ФЗ, применительно к деятельности госучреждений.

О регистрации прав на недвижимость

Согласно ст. 9 Закона № 133-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон № 122-ФЗ). Новации касаются возможности государственных (муниципальных) учреждений подать запрос для получения сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРН), не только в орган, осуществляющий соответствующую регистрацию прав (ФРС РФ), но и в многофункциональный центр.

Порядок обмена информацией (передача запроса, заявлений на регистрацию прав и выдачу документов) между многофункциональным центром и органом, осуществляющим госрегистрацию прав, должен быть определен заключенным ими в установленном Правительством РФ порядке соглашением о взаимодействии.

При этом сроки передачи многофункциональным центром принятых им запросов, заявлений в орган, осуществляющий госрегистрацию прав, и сроки передачи указанным органом подготовленных им документов в многофункциональный центр не должны превышать два рабочих дня.

Норма Закона № 133-ФЗ о том, что на бюджетные учреждения, наделенные полномочиями органов, осуществляющих госрегистрацию прав, распространяются предусмотренные Законом № 210-ФЗ требования к организации и порядку взаимодействия с заявителями при предоставлении гос услуг и положения об ответственности за нарушение данных требований, а также положения Закона № 122-ФЗ свидетельствует о невозможности наделения казенных и автономных учреждений полномочиями соответствующих территориальных органов.

Запомнить

Обращаться в многофункциональный центр за предоставлением интересующих сведений (документов) из ЕГРН, подавать заявления о регистрации права могут руководители учреждений (как лица, действующие без доверенности от имени учреждения) или представители учреждений (по доверенности), при этом работник, принимающий от заявителя запрос, обязан установить личность и полномочия заявителя.

Государственная регистрация прав на недвижимость и сделки с ней могут осуществляться исключительно бюджетными учреждениями либо непосредственно уполномоченным государственным органом – Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ органы государственной власти приравниваются по статусу к казенным учреждениям. Законодательство о некоммерческих орга низациях также устанавливает возможность осуществления функций (а регистрация прав на недвижимость является функцией федеральной службы) исключительно казенными учреждениями.

Почему узаконена передача государственно-властных полномочий по регистрации прав и сделок с недвижимостью бюджетным учреждениям, имеющим право самостоятельно устанавливать цены на свои услуги (в рамках предельных цен госзадания), по обязательствам которых государство ответственности не несет, в настоящий момент не представляется ясным.

Двойственность правовых предписаний законов № 210-ФЗ и 133-ФЗ свидетельствует о том, что госуслуги могут предоставляться не только органами госвласти, но и подведомственными им госучреждениями, что требует концептуального пересмотра действующей редакции Закона № 210-ФЗ. В частности, решения вопроса о возможности разработки соответствующих административных рег ламентов оказания гос услуг уполномоченными бюджетными учреждениями (в на стоящее время рег ламенты утверж даются исключительно нормативными правовыми актами органов государственной власти, оказывающими госуслугу).

О регистрации юридических лиц

Изменения в Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ), вносимые ст. 15 Закона № 133-ФЗ, касаются права госучреждений, учредителей воспользоваться услугами многофункциональных центров для направления документов, необходимых для госрегистрации юридического лица (учреждения) в регистрирующий орган. О приеме документов сотрудник мно гофункционального центра выдает представителю учреждения (учредителя) соответствующую расписку.

Документ, подтверждающий внесение записи в госреестр (решение об отказе в госрегистрации), также будет направлен соответствующим территориальным подразделением ФНС РФ в многофункциональный центр, принявший документы на регистрацию, где его может получить заявитель.

Аналогичный механизм предусмотрен для подачи заявлений и получения документов, связанных с госрегистрацией изменений в учредительные документы учреждений, их реорганизацией и ликвидацией.

Практическая востребованность услуг многофункциональных центров в сфере регистрации юридических лиц относительно невелика. Например, при создании учреждения: принцип «одного окна» успешно применяется и в практике приема документов налоговыми органами. Однако, когда требуется предоставление отдельных документов, руководителю учреждения (учредителю) выгоднее обращаться в регистрирующий орган (территориальное подразделение ФНС РФ).

Например, при создании учреждения путем реорганизации требуется подача документа, подтверждающего представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ установленных законодательством сведений (п. «ж» ч. 1 ст. 14 Закона № 129-ФЗ).

Если заявитель по какой-либо причине указанный документ не подал, правом делать запросы о предоставлении недостающих документов в Пенсионный фонд РФ в соответствии с указанной статьей наделен только регистрирующий орган. Многофункциональный центр направлять запросы и получать соответствующую документацию права не имеет.

Пока неясно, как это положение Закона № 129-ФЗ согласуется с общими требованиями к порядку осуществления функций многофункциональными центрами, которые по общему правилу имеют право делать запросы и получать необходимую для предоставления госуслуг информацию от государственных и муниципальных органов, организаций, участвующих в предоставлении услуг.

О защите прав юридических лиц

Закон № 133-ФЗ внес изменения в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ). В соответствии со ст. 35 Закона № 133-ФЗ уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в составе видов деятельности, определенных ч. 2 ст. 8 Закона № 294-ФЗ, сведения об изменении места своего нахождения и (или) места фактического осуществления деятельности, а также о реорганизации могут быть направлены учреждением с 1 января 2013 г. как в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, так и в многофункциональный центр.

В целях эффективности и оперативности

Законом № 133-ФЗ в целях обеспечения эффективности и оперативности оказания госуслуг по принципу «одного окна» были внесены изменения в Закон № 210-ФЗ, заложивший основу реформирования сферы услуг, предоставляемых госучреждениями (ст. 37 Закона № 133-ФЗ).

В части 6 ст. 7 Закона № 210-ФЗ определен перечень документов, получение которых не может осуществляться посредством взаимодействия органов, оказывающих госуслуги, под ведомственных им организаций, организаций, участвующих в предоставлении услуг. Иными словами, документы, включенные в перечень, должны быть предоставлены лично заявителем (руководителем учреждения или его представителем). К таким документам относятся уставы учреждений (учредительные документы юридических лиц), документы о трудовой деятельности (содержащие сведения о стаже, заработке гражданина), правоустанавливающие документы на недвижимые объекты, зарегистрированные в ЕГРН, первичные статистические документы.

Таким образом, при обращении учреждения за госуслугой, оказание которой предполагает предоставление соответствующих документов, документы прилагаются к заявлению о предоставлении услуги.

В соответствии с ч. 6.1 ст. 7 Закона № 210-ФЗ исключения из этого правила могут быть установлены только законом субъекта РФ или нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. Либо муниципальным правовым актом в отношении документов, включенных в перечень, но находящихся в распоряжении государственных органов соответствующего субъекта РФ на территории того же субъекта РФ (муниципального образования), органов местного самоуправления. Либо подведомственных государственным органам субъекта РФ или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении госуслуг.

Также по смыслу ч. 6 ст. 7 Закона № 210-ФЗ документы могут быть получены предоставляющим услуги государственным либо муниципальным органом, иным государственным органом, органом местного самоуправления либо подведомственным государственным органам или органам местного самоуправления организацией, участвующей в предоставлении госуслуг, самостоятельно, если эта возможность установлена нормативным правовым актом, определяющим порядок предоставления услуг. Скорее всего, законодатель имеет в виду административные регламенты предоставления госуслуг.

Однако надеяться на возможность самостоятельного получения перечисленными органами и организациями документов, содержащихся в перечне ч. 6 ст. 7 Закона № 210-ФЗ, при поступлении заявления учреждения об оказании услуги в условиях существующих правовых норм не приходится.

Дело в том, что нормативные правовые акты, определяющие порядок предоставления госуслуг (административные регламенты, принимаемые органами власти), не могут распространяться на иные ведомства автоматически.

Для изменения существующего порядка, установленного ст. 7 Закона № 210-ФЗ, необходимо издание нормативного правового акта Правительства РФ или актов, предусмотренных ч. 6.1 ст. 7 Закона № 210-ФЗ (в отношении документов, находящихся в распоряжении государственных органов соответствующего субъекта РФ на территории того же субъекта РФ (муниципального образования), органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам субъекта РФ или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении госуслуг).

Аналогичные ограничения документооборота действуют и при осуществлении межведомственного взаимодействия между органами, пре доставляющими услуги, многофункциональными центрами, иными, указанными в законе организациями.

Законом установлен пятидневный максимальный срок, в течение которого должны быть предоставлены документы, необходимые для оказания госуслуги, в порядке межведомственного взаимодействия органов и организаций. Поэтому в случаях, когда речь идет об оперативности получения результата соответствующей услуги, следует помнить о праве представить все документы, необходимые для ее получения, самостоятельно непосредственно в ор ган, услугу оказывающий.

Статус многофункциональных центров, определенный гл. 4 Закона № 210-ФЗ, предполагает выполнениецентрами посреднической роли при оказании госуслуг иными органами, осуществляющими их предоставление, или непосредственное оказание услуги в многофункциональном центре.

В соответствии с заключаемыми многофункциональными центрами соглашениями о взаимодействии с органами различных уровней власти, центры вправе осуществлять прием, обработку информации из информационных систем органов, предоставляющих госуслуги, и выдачу заявителям на основании такой информации документов, в т. ч. с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Таким образом, необходимую справку можно будет получить в многофункциональном центре, заключившим соответствующее соглашение с государственным (муниципальным) органом.

Вывод

Подводя итог, хочется отметить, что, по сути, госуслуги в большинстве своем должны оказываться по принципу «одного окна»: заявитель подает документы – заявитель получает результат. Но вмешивается «человеческий фактор»: ошибки, опечатки, пропуск сроков исполнения… Создание специализированных многофункциональных центров, материально-техническое обеспечение которых не будет столь же морально и физически устаревшим, как имущество отдельных организаций, оказывающих госуслуги, позволит снять нагрузку с органов власти, связанную с работой с заявителями. Хочется верить, что принцип «одного окна» действительно воплотится в жизнь и облегчит работу руководителей учреждений, связанную с получением госуслуг.

Запомнить

С 1 января 2013 г. при обращении за государственной (муниципальной) услугой, требующей уплаты государственной пошлины, предоставление документа об оплате пошлины будет необязательным (квитанция об оплате может быть предоставлена заявителем по собственному желанию).

На взгляд автора, значение Закона № 133-ФЗ невелико: в данной ситуации речь скорее должна идти о необходимости систематизации сведений об учреждениях прежде всего в электронном виде (что было сделано при создании сайта www.bus.gov.ru), оперативном контроле за обновлением основной информации об учреждениях и отходе от необходимости предоставления документов об учреждении при обращении последнего за получением услуги.

Проблема получения госуслуг учреждениями заключается не в том, в какое «окно» подается заявление об оказании услуги, а в том, сколько дополнительных документов к не му прилагается. Закон сохранил ситуацию, при которой находящиеся в официальном свободном доступе документы, в частности учредительные документы учреждений, должны предоставляться каждый раз при обращении за оказанием услуги.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 32.26%
  • Над составлением бюджетной сметы 9.68%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 70.97%
  • Над налоговой отчетностью 19.35%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль