Пособия в связи с материнством: как считать

2444
 Михайлов И.А.
Эксперт Международного центра финансово-экономического развития
С 1 января 2013 г. пособие по беременности и родам и ежемесячное пособие по уходу за ребенком не могут назначаться по старым правилам, действовавшим в 2010 г. Однако и новые правила назначения этих пособий, появившиеся в 2011 г., изменятся. Расскажем, что это означает для учреждения.

Порядок назначения пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком предусмотрен Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ “Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством” (далее – Закон № 255-ФЗ). С 1 января 2013 г. он действует в редакции ст. 1 Федерального закона от 25.02.2011 № 21-ФЗ «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона “Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством” и статьи 2 и 3 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством”».

Переходный период

По страховым случаям, наступившим в период с 1 января 2011 г. по 31 декабря 2012 г., пособия могли исчисляться по правилам, действовавшим в 2010 г., по выбору застрахованного лица. По страховым случаям, наступившим после этой даты, права выбора порядка назначения пособий у застрахованного лица нет. Применяются только новые правила. Датой наступления страхового случая считается:

  • первый день отпуска по беременности и родам – для целей назначения пособия по беременности и родам;
  • первый день отпуска по уходу за ребенком – для целей назначения ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

Дата обращения за соответствующим пособием значения не имеет.

Пример 1

Отпуск по беременности и родам предоставлен работнице по ее заявлению и на основании листка нетрудоспособности с 30 декабря 2012 г. Работница обратилась за назначением пособия сразу после окончания отпуска – 20 мая 2013 г. В этот же день ей предоставлен отпуск по уходу за ребенком. Женщина имеет право выбрать старый порядок назначения пособия по беременности и родам, поскольку соответствующий отпуск начался еще в 2012 г. А вот пособие по уходу за ребенком назначается ей по новым правилам, т. к. отпуск начался уже в 2013 г.

Работодателю не следует принимать заявления о назначении пособий по старым правилам по страховым случаям, наступившим в 2013 г. Работникам надо разъяснить, что переходный период закончился.

Исчисление пособий

Новые правила определения среднего дневного заработка, действовавшие в 2011–2012 гг., были одинаковыми и для пособий в связи с материнством, и для пособий по временной нетрудоспособности. С 1 января 2013 г. средний дневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется путем деления суммы начисленного заработка за два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, на число календарных дней в этом периоде, за исключением календарных дней, приходящихся на следующие периоды (пп. 1–3 ч. 3.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ в редакции, действующей с 1 января 2013 г.):

  • периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком;
  • дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за ребенком-инвалидом;
  • период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством Российской Федерации, если на сохраняемую заработную плату за этот период страховые взносы в ФСС РФ в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования” (далее – Закон № 212-ФЗ) не начислялись.

Как видно, из числа календарных дней за два предшествующих года надо вычесть календарные дни, указанные в пп. 1–3 ч. 3.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ, а затем разделить заработок за расчетный период на полученное количество календарных дней.

Пример 2

Отпуск по беременности и родам предоставлен женщине в 2013 г. В 2011–2012 гг. ее заработок составил 615 000 руб. В расчетном периоде работница болела в течение 14 календарных дней и использовала отпуск по уходу за ребенком. На 2011 г. пришлась часть отпуска по уходу за ребенком, продолжительностью 30 календарных дней.

Средний дневной заработок определяется так:

1. 365 дн. + 366 дн. = 731 дн. – количество календарных дней в 2011–2012 гг. (2012 г. является високосным).

2. 731 дн. - 30 дн. - 14 дн. = 687 дн. – количество календарных дней в расчетном периоде, за исключением дней, указанных в пп. 1–3 ч. 3.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ.

3. 615 000 руб. / 687 дн. = 895,20 руб. – средний дневной заработок.

Периоды временной нетрудоспособности, подтвержденные больничным листком, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, подтвержденные приказом о предоставлении отпуска, исключаются в силу закона. Не важно, было назначено пособие за эти периоды или нет.

Пример 3

Работница с 30 июня 2010 г. по 30 ноября 2012 г. была в отпуске по уходу за ребенком.

После достижения ребенком возраста 1,5 лет работодатель перестал выплачивать ей ежемесячное пособие по уходу за ребенком. За декабрь 2012 г. (31 календарный день) женщине было выплачено 15 000 руб. В 2013 г. работница уходит в отпуск по беременности и родам. Средний дневной заработок для оплаты этого отпуска равен 483,87 руб. (15 000 руб. / 31 дн.).

Из закона не ясно, нужно ли исключать периоды отпуска по уходу за ребенком, в течение которого сотрудник работал на условиях неполного рабочего времени с сохранением права на пособие. Полагаем, что до появления соответствующих разъяснений исключать такие периоды не следует. В противном случае есть вероятность спора с ФСС РФ относительно завышения размера пособия.

К периодам освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством Российской Федерации, когда на сохраняемую заработную плату за этот период страховые взносы в ФСС РФ не начисляются, относятся, например, периоды отсутствия на работе в связи с вызовом в качестве свидетеля, потерпевшего, законного представителя потерпевшего, эксперта, специалиста, переводчика, понятого к дознавателю, следователю, в прокуратуру или в суд.

Периоды, когда работник освобождался от работы без сохранения заработной платы, не исключаются.

Пример 4

Работник в 2011–2012 гг. несколько раз был в отпуске без сохранения заработной платы. Общая продолжительность таких отпусков составила 45 календарных дней.

В 2013 г. ему предоставлен отпуск по уходу за ребенком. Для исчисления среднего дневного заработка начисленная за 2011–2012 гг. сумма делится на 731, а не на 686 календарных дней (731 дн.- 45 дн.).

Поскольку Законом № 255-ФЗ не установлен максимальный размер пособия, а лишь ограничен заработок, учитываемый за каждый год расчетного периода, с 1 января 2013 г. возникнет проблема определения максимального размера среднего дневного заработка.

В силу ч. 3.2 ст. 14 Закона № 255-ФЗ средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и ежемесячное пособие по уходу за ребенком, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей установленную в соответствии с Законом № 212-ФЗ на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов в ФСС РФ.

В 2012 г. предельная величина базы составляла 512 000 руб., в 2011 г. – 463 000 руб., в 2010 г. и ранее – 415 000 руб. В 2012 г. средний дневной заработок для определения размера всех пособий исчислялся путем деления начисленной за расчетный период суммы заработной платы на 730. Поэтому средний дневной заработок для целей назначения пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком в 2012 г. ни при каких обстоятельствах не мог превысить 1202,74 руб. ((463 000 руб. + 415 000 руб.) / 730).

Как мы уже сказали, с 1 января 2013 г. сумма заработка за расчетный период делится на число календарных дней в этом периоде, за исключением календарных дней, приходящихся на периоды, указанные в пп. 1–3 ч. 3.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ.

Если предельную величину базы для начисления страховых взносов в ФСС РФ не пересчитать пропорционально учитываемому количеству календарный дней, средний дневной заработок может быть серьезно завышен. На настоящий момент не разработан даже проект механизма такого пересчета. Если к 1 января 2013 г. ситуация не изменится, работодателям придется придумывать его самостоятельно.

Предлагаем такой вариант.

Пример 5

Женщина в 2011–2012 гг. была в отпусках по беременности и родам и по уходу за ребенком. В 2013 г. ей снова предоставляется отпуск по беременности и родам. В расчетном периоде сотрудница работала только в октябре – декабре 2012 г. (92 календарных дня). Ей было начислено в виде заработной платы 130 000 руб. Предельная величина базы для начисления взносов в ФСС РФ в 2012 г. равна 512 000 руб.

Так как из 366 календарных дней 2012 г. учитываются только 92, при определении размера пособия по беременности и родам сумма заработка за 2012 г., на наш взгляд, не должна превышать 128 699,45 руб. (512 000 руб. / 366 дн. × 92 дн.). Тогда средний дневной заработок составит 1398,91 руб. (128 699,45 руб. / 92 дн.), а не 1413,04 руб. (130 000 руб. / 92 дн.).

Средний заработок и МРОТ

Если застрахованное лицо в расчетный период не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже МРОТ, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным МРОТ, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая (ч. 1.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ).

В тех случаях, когда никакие периоды из расчетного не исключаются, сравнить заработок с МРОТ не представляет труда.

Пример 6

Работнику предоставлен отпуск по уходу за ребенком в 2013 г. В 2011–2012 гг. начисленные ему выплаты, которые облагались взносами, составили 102 000 руб. Сумму заработка работника надо сравнить с умноженной на 24 величиной МРОТ и взять большую. Если проект федерального закона № 143351-6 «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона “О минимальном размере оплаты труда”» будет принят, с 1 января 2013 г. МРОТ составит 5205 руб. Следовательно, за средний заработок принимается сумма в 124 920 руб. ((5205 руб. × 24) > 102 000 руб.).

Если в расчетном периоде есть периоды, исключаемые в соответствии с пп. 1–3 ч. 3.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ, то 24-кратная величина МРОТ, с которой сравнивается заработок, по нашему мнению, подлежит корректировке, хотя в законе об этом прямо не сказано.

Пример 7

В условиях предыдущего примера предположим, что в 2011–2012 гг. (731 календарный день) работнику предоставлено 40 дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за ребенком-инвалидом. Сумму заработка за расчетный период надо сравнить с 24-кратной величиной МРОТ, уменьшенной пропорционально количеству исключаемых из расчетного периода дней, т. е. с 118 084,43 руб. (5205 руб. × 24 / 731 × (731 дн. - 40 дн.)).



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Часто ли к Вам приходит учредитель с проверкой и находит ошибки в учете ОС?

  • Приходит редко и не находит ошибок 100%
  • Приходит часто и находит ошибки от 1 до 5 0%
  • Приходит часто и находит ошибки свыше 5 0%
результаты

Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль