Как расходовать сэкономленные средства

1390
 Ковалева Н.
Консультант по бухгалтерскому учету и налогообложению, член Палаты налоговых консультантов
При выполнении государственного (муниципального) задания у учреждения может образоваться остаток субсидии. Является ли это свидетельством того, что с заданием учреждение не справилось? Попробуем разобраться в этом вопросе. А также рассмотрим, за счет каких мероприятий может образоваться экономия по субсидии и каковы особенности ее расходования.

Нормативная база

Финансовое обеспечение бюджетных и автономных учреждений осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета, в т. ч. на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием услуг (выполнением работ) согласно государственному (муниципальному) заданию (п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ), ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Закон № 174-ФЗ), п. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон № 7-ФЗ)).

Согласно ч. 17 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее – Закон № 83-ФЗ), ч. 3.15 ст. 2 Закона № 174-ФЗ неиспользованные в текущем финансовом году остатки субсидии используются в очередном финансовом году учреждением для достижения целей, ради которых оно создано.

Порядок взыскания неиспользованных остатков средств при отсутствии потребности в направлении их на те же цели устанавливается соответствующим финансовым органом с учетом общих требований, установленных Минфином России (ч. 19 ст. 30 Закона № 83-ФЗ).

Запомнить

При этом остатки средств от выполнения государственного (муниципального) задания, образовавшиеся на 1 января очередного финансового года, взысканию не подлежат (п. 1 приказа Минфина России от 28.07.2010 № 82н «О взысканив соответствующий бюджет неиспользованных остатков субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации государственным (муниципальным) учреждениям»).

Резерв экономии

Экономия по субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания может образоваться в результате:

  • оптимизации затрат на производство и оказание услуг;
  • тендерного снижения при проведение госзакупок;
  • мероприятий по энергоэффективности и энергосбережению;
  • мероприятий, проводимых в целях эффективного использования государственного (муниципального) имущества (например, в результате установления норм расходов материальных запасов: мягкого инвентаря, бумаги, моющих средств и т. д.);
  • оптимизации кадрового потенциала учреждения (сокращение работников в случае отсутствия потребности в содержании конкретной штатной единицы ввиду ее незначительной нагрузки);
  • передачи функции по ведению учета и составлению отчетности централизованной бухгалтерии;
  • заключения договора с транспортной компанией на оказание транспортных услуг взамен содержания собственного автопарка и т. п.

Соглашение

Порядок составления соглашения о предоставлении субсидии законодательством не урегулирован, поэтому учредитель, используя утвержденные типовые формы, вправе их уточнять и дополнять с учетом отраслевых особенностей, если дополнительные условия не противоречат действующему законодательству.

Такой вывод следует из п. 10 Положения, утв. постановлением Правительства РФ от 18.03.2008 № 182 «Об условиях и порядке формирования государственного задания в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, и порядке финансового обеспечения выполнения государственного задания» (далее – Постановление № 182), п. 2.2.1 Приложения, утв. приказом Минэкономразвития России от 03.12.2008 № 423 «Об утверждении типовой формы соглашения между учредителем и федеральным автономным учреждением о порядке и условиях предоставления субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным заданием государственных услуг (выполнением работ)» (далее – Приказ № 423). Несмотря на то, что такие положения установлены в отношении автономных учреждений, учредитель вправе применять их в аналогичном порядке и в отношении бюджетных учреждений.

Таким образом, при составлении соглашения учредитель может предусмотреть особенности расходования остатка субсидии как в очередном финансовом году, так и в текущем периоде. Например, целесообразно закрепить право учреждения на самостоятельное перераспределение средств субсидии в случае выявления экономии при выполнении государственного (муниципального) задания в текущем финансовом году на цели, ради которого оно создано.

Условие о сокращении, частичном (полном) возврате субсидии, использованной не по целевому назначению при невыполнении задания федеральным автономным учреждением, в частности, предусмотрено п. 2.2.4 Типового соглашения, утв. Приказом № 423. Аналогичное условие учредитель вправе установить и при заключении соглашений с бюджетными учреждениями.

Пример

В республике Коми и Пензенской области учредитель закрепил в соглашении о предоставлении субсидии условие о полном ее возврате в случае использования средств не по целевому назначению при невыполнении задания федеральным автономным учреждением (п. 7 Порядка, утв. приказом Министерства культуры Республики Коми от 29.12.2011 № 645-од «Об утверждении Порядка формирования и финансового обеспечения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) государственным учреждениям, функции и полномочия учредителя которых осуществляет Министерство культуры Республики Коми», п. 2.2.4. Формы соглашения, утв. приказом Министерства финансов Пензенской области от 20.12.2010 № 103 «Об утверждении форм соглашений о порядке и условиях предоставления субсидии государственному бюджетному учреждению Пензенской области на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) и на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием государственным автономным учреждением Пензенской области в соответствии с государственным заданием государственных услуг (выполнением работ)»).

Кроме того, в соглашении целесообразно закреплять порядок распоряжения средствами субсидии в случае установления учредителем в текущем году спада спроса на государственные (муниципальные) услуги либо отсутствия потребности в них (см. п. 3.3. Соглашения, утв. постановлением Администрации г. Новоалтайск от 27.06.2011 № 1141 «Об утверждении формы соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии муниципальному бюджетному (автономному) учреждению на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ)»).

Направления использования

Документом, определяющим направления использования бюджетными и автономными учреждениями субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, является план финансово-хозяйственной деятельности (далее – План ФХД). Порядок его составления утвержден приказом Минфина России от 28.07.2010 № 81н «О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения» (далее – Приказ № 81н).

Плановые объемы выплат, связанные с выполнением государственного (муниципального) задания, формируются учреждением с учетом утвержденных учредителем нормативных затрат (п. 4 ст. 69.2 БК РФ, п. 6 ч. 9.2 Закона № 7-ФЗ, п. 12 Приказа № 81н).

Законы № 83-ФЗ, 174-ФЗ не устанавливают запрета на направление средств субсидии на выполнение госзадания на иные выплаты в зависимости от потребности учреждения.

В свою очередь, в Приказе № 81н отсутствует требование о соответствии плановых показателей по выплатам в Плане ФХД объему и назначениям, утвержденным учредителем нормативным затратам. Аналогичные разъяснения в отношении бюджетных учреждений приведены в письмах Минфина России от 08.10.2012 № 02-13-06/4132 и от 12.07.2012 № 02-13-06/2703. Для внесения изменений в План ФХД в случае необходимости его уточнения получать согласие учредителя не нужно (п. 19 Приказа № 81н).

В случае достижения экономии в ходе выполнения государственного (муниципального) задания средства субсидии могут быть направлены на иные выплаты учреждения, не противоречащие целям его создания, в т. ч. на выплату зарплаты сотрудникам, командировочные расходы и т. д. Однако такое перераспределение не должно повлиять на выполнение показателей объема и качества услуг, утвержденных в задании. Об этом сказано в письмах Минфина России от 08.10.2012 № 02-13-06/4132 и от 12.07.2012 № 02-13-06/2703.

Экономию, достигнутую учреждением в результате мероприятий по энергоэффективности и энергосбереже нию, оно вправе направить на иные выплаты, в т. ч. на увеличение заработной платы. Такие разъяснения приведены в письме Минфина России от 30.12.2010 № 02-03-06/5448 и реализованы в региональных актах (например, п. 3.5. Порядка, утв. пос та новлением администрации города Томска от 22.08.2011 № 909 «Об утверждении Порядка учета и использования экономии средств, достигнутой за счет дополнительного, по сравнению с учтенным при планировании бюджетных ассигнований, снижения потребления энергоресурсов»).

Запомнить

Бюджетное и автономное учреждение при выявлении экономии средств от выполнения государственного (муниципального) задания в текущем финансовом году вправе самостоятельно (без согласования с учредителем) перераспределить плановые объемы выплат на иные цели (направления деятельности) учреждения, в т. ч. на выплату зарплаты сотрудникам, но при условии, что такое перераспределение не повлияет на выполнение показателей объема и качества услуг, утвержденных в задании.

Критерий выполнения

В соответствии с п. 4 Комплексных рекомендаций, доведенных письмом Минфина России от 16.05.2011 № 12-08-22/1959 «Комплекс ные рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления по реализации Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муни ципальных) учреждений”» (далее – Комплексные рекомендации), объем задания – это переменная величина, зависящая от планируемых результатов деятельности учреждения, качества оказываемых услуг, иных факторов, установленных учредителем. Таким образом, объем услуги (работы) определяется как количественный показатель, который необходим для определения нормативных затрат на ее оказание (п. 10.1 Комплексных рекомендаций).

Запомнить

Остаток средств на лицевом (расчетном) счете учреждения не является критерием невыполнения государственного (муниципального) задания.

Существенным является выполнение учреждением установленного учредителем объема государственной (муниципальной) услуги в пределах доведенного финансового обеспечения.

Госзадание для федеральных учреждений устанавливает показатели, характеризующие в т. ч. объем госуслуги, а также порядок ее оказания (абз. 1 п. 2 Положения, утв. постановлением Правительства РФ от 02.09.2010 № 671 «О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» (далее – Постановление № 671), абз. 2 п. 3 Положения, утв. Постановлением № 182).

Таким образом, задание признается выполненным при оказании учреждением определенного учредителем объема услуги.

В соглашении о выделении субсидии из бюджета учредитель может предусмотреть допустимые отклонения показателей объема услуг, а также финансового обеспечения, в пределах которых задание считается выполненным, а также условия досрочного прекращения выполнения задания (абз. 2 п. 15 Положения, утв. Постановлением № 671, абз. 3 п. 3 Положения, утв. Постановлением № 182).

мнение специалиста

Инна Колчина,
начальник отдела методологии финансового обеспечения
и оказания государственных услуг Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России

При изменении типа государственного учреждения (например, с бюджетного на автономное) оставшийся остаток субсидии перечисляется на вновь открываемые ему лицевые счета либо на лицевой счет принимающей организации. При этом показатели государственного задания можно не делить и не переутверждать. По данному вопросу следует руководствоваться разъяснениями, изложенными в совместном письме Минфина России и Казначейства России от 10.08.2012 № 02-03-09/3124 и № 42-7.4-05/5.1-454, согласно которому Минфин России и Федеральное казначейство считают возможным при изменении типа учреждения руководствоваться положениями ранее действующих документов, принятых учредителями учреждений, в соответствии с требованиями Закона № 83-ФЗ, в т. ч. государственным заданием, если учредителями не принято иное решение.


Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Часто ли к Вам приходит учредитель с проверкой и находит ошибки в учете ОС?

  • Приходит редко и не находит ошибок 100%
  • Приходит часто и находит ошибки от 1 до 5 0%
  • Приходит часто и находит ошибки свыше 5 0%
результаты

Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль