Каждой операции – свой код

995
 Кошелева Ю.А.
Эксперт ЗАО "МЦФЭР"
Непонимание экономического содержания хозяйственной операции может стать причиной бухгалтерской ошибки при выборе кода КОСГУ. Особенно сложно бывает разобраться в «нетрадиционных» ситуациях, в т. ч. связанных с организацией приносящей доход деятельности. Например, при производстве продукции животноводства.

Ситуация

В бюджетном учреждении есть подсобное хозяйство, где организована приносящая доход деятельность по производству мяса. После убоя мясо свинины вывозится на ветеринарные анализы в центр ветеринарии. При этом мясо приходуется учреждением как готовая продукция. Ветеринарный центр выставляет счет на оплату, в котором написано: 1) оформление ветеринарных свидетельств; 2) ветеринарные услуги. Перед бухгалтером встает вопрос, с какого кода КОСГУ оплачивать данные расходы – с 225 или 226?

Выбор КОСГУ

Счет нужно оплатить по подстатье 225 «Работы, услуги по содержанию имущества». Объясним, почему.

При отнесении расходов на конкретные коды бюджетной классификации по их экономическому содержанию учреждения руководствуются разделом V Указаний № 180н. Каждая из статей (подстатей) КОСГУ содержит краткое описание отражаемых по ней операций, которое представляет собой перечни направлений расходования средств. Данные перечни не являются закрытыми и не исключают возможности отражения иных аналогичных по экономическому содержанию операций.

Поскольку операция по ветеринарно-санитарной экспертизе продуктов убоя животных напрямую в описаниях к статьям (подстатьям) КОСГУ не указана, для правильного отнесения данных расходов прежде всего необходимо определить их экономическое содержание.

Запомнить

Согласно ст. 21 Закона РФ от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии» мясо, мясные и другие продукты убоя (промысла) животных подлежат ветеринарно-санитарной экспертизе в целях определения их пригодности к использованию для пищевых целей.

Экономическое обоснование

Правилами ветеринарного осмотра убойных животных и ветеринарно-санитарной экспертизы мяса и мясных продуктов, утв. Минсельхозом СССР 27.12.1983 предусмотрено обязательное оформление ветеринарных свидетельств, в которые заносятся все необходимые сведения о пригодности продукции для дальнейшего употребления. Согласно приложению № 19 к Правилам организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов, утв. приказом Минсельхоза России от 16.11.2006 № 422 (далее – Правила № 422), на мясо и мясные продукты оформляется ветеринарное свидетельство (форма № 2). Его форма приведена в приложении № 2 к Правилам № 422.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что проведение ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов убоя животных – обязательное требование ветеринарного законодательства. А оформление ветеринарного свидетельства – неотъемлемая часть этого процесса.

Согласно требованиям Указаний № 180н расходы на оплату работ (услуг), осуществляемые в целях соблюдения нормативных предписаний по эксплуатации (содержанию) имущества, а также в целях определения его технического состояния, подлежат оплате по подстатье 225 КОСГУ.

В данном случае мясо, которое принимается к учету как готовая продукция согласно пп. 98, 99, 117, 121–123 Инструкции № 157н относится к материальным запасам. Следовательно, в соответствии с п. 22 Инструкции № 157н включается в состав нефинансовых активов. Таким образом, производимые учреждением расходы на ветеринарно-санитарную экспертизу мяса вполне обоснованно можно рассматривать как затраты в целях соблюдения нормативных предписаний по определению состояния имущества и относить на подстатью 225 КОСГУ.

Кроме того, в описании к данной подстатье перечислены некоторые сходные по экономическому смыслу расходы.

Например, проведение бактериологических исследований воздуха в помещениях, бактериологических исследований иных нефинансовых активов (перевязочного материала, инструментов и т. п.). Наконец, там же указаны услуги по организации питания животных, находящихся в оперативном управлении, а также их ветеринарное обслуживание.

Хотя ветеринарная экспертиза мяса не одно и то же, что ветеринарное обслуживание животных, но отнесение подобных расходов на подстатью 225 КОСГУ также может стать аргументом в пользу принятого учреждением решения.

В отношении применения подстатьи 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ можно привести гораздо меньше аргументов. Главный заключается в том, что данные расходы прямо не поименованы в описании к другим подстатьям.

Нормативный документ

Ветеринарные методические указания (ВМУ) «Ветеринарно-санитарный осмотр продуктов убоя животных» утв. Минсельхозпродом России от 16.05.2000 № 13-7-2/2012. Кроме того, действуют Правила ветеринарного осмотра убойных животных и ветеринарно-санитарной экспертизы мяса и мясных продуктов, утв. Минсельхозом СССР 27.12.1983.

Если пришли контролеры

В заключение отметим, что в случае возникновения претензий со стороны контролирующих органов по поводу обоснованности применения статьи (подстатьи) КОСГУ можно сослаться на положения п. 14.1 по становления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 23.

В соответствии с данным пунктом ответственность за нецелевое использование бюджетных средств не может быть применена в том случае, когда исходя из содержания указаний о порядке применения бюджетной классификации невозможно с очевидностью установить, на какой код бюджетной классификации следовало бы отнести осуществленные расходы (расходы могли бы быть равным образом отнесены на различные коды бюджетной классификации).



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль