Экономим энергоресурсы по плану

1398
 Семенюк А.
Государственный советник Российской Федерации 3-го класса
Реализация мероприятий по энергосбережению – одна из приоритетных целей государственной политики. Для учреждений это означает существенное сокращение коммунальных расходов, возможность направить сэкономленные средства на другие цели, повысить эффективность своей деятельности. Однако каждое такое мероприятие должно быть тщательно спланировано и экономически обосновано.

Программа энергосбережения

Все государственные и муниципальные учреждения обязаны разрабатывать программы энергосбережения. Основанием для этого являются следующие федеральные нормативные правовые акты:

  • Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее – Закон № 261-ФЗ);
  • распоряжение Правительства РФ от 01.12.2009 № 1830-р “Об утверждении плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации”;
  • приказ Минэкономразвития России от 17.02.2010 № 61 “Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности”.

При разработке программы учреждения должны также учитывать требования регионального (муниципального) уровня.

ФГБУ “Российское энергетическое агентство” Минэнерго России подготовлен проект Методических рекомендаций по разработке программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства или муниципальных образований, который можно использовать при разработке Программы.

Программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организации (далее – Программа) разрабатывается на основе данных, полученных в ходе энергетического обследования. Для учреждений его проведение является обязательным. Первое обследование необходимо было провести до 31 декабря 2012 г., последующие – не реже одного раза в пять лет.

Результаты обследования отражаются в энергетическом паспорте, составленном в соответствии с требованиями, утвержденными приказом Минэнерго России от 19.04.2010 № 182. Помимо паспорта, по результатам обследования должен быть разработан перечень мероприятий по энергосбережению и оценки их стоимости.

Мероприятия по энергосбережению

Мероприятия Программы подразделяются на технические, требующие капитальных вложений, и организационные. Организационные мероприятия не дают прямой экономии энергоресурсов, но необходимы для создания структуры управления программой, обучения работников, внедрения экономических стимулов к энергосбережению и практической реализации программных мероприятий.

Технические мероприятия в зданиях, строениях, сооружениях могут включать: оснащение приборами учета энергоресурсов; перекладку электричес ких сетей для снижения потерь электро энергии; автоматизацию потребления тепловой энергии; закупку энергопотребляющего оборудования высоких классов энергетической эффективности и др.

В результате должна быть разработана сводная таблица мероприятий по всем направлениям с определением суммарных показателей экономии ресурсов и необходимых затрат. По каждому мероприятию необходимо указать:

  • наименование мероприятия, ответственного исполнителя;
  • количественные показатели реализуемых мер по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
  • объем финансового обеспечения по годам с указанием конкретных источников (федеральный бюджет, бюджет субъекта РФ, местный бюджет, собственные средства учреждения, прочие);
  • планируемую экономию различных видов энергетических ресурсов как в натуральном, так и в стоимостном выражении.

Решение о включении мероприятия в программу принимаются на основании его энергетической и экономической эффективности.

Целевые показатели

Основной целью программы является снижение в сопоставимых условиях объема потребленных учреждением воды, топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электроэнергии, угля, начиная с 1 января 2010 г., в течение пяти лет не менее чем на 15% от объема фактически потребленного ими в 2009 г. каждого из указанных ресурсов с ежегодным снижением такого объема не менее чем на 3%.

Целевыми показателями в области энергосбережения являются показатели экономии по отдельным видам энергетических ресурсов (рассчитываются для фактических и сопоставимых условий) в натуральном и стоимостном выражении.

Методика расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в сопоставимых условиях, утверждена приказом Минрегиона России от 07.06.2010 № 273. Также нужно учитывать требования к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, утвержденные постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 № 1225.

Финансовые показатели

Расчет эффективности. В обязательном порядке должен быть представлен расчет эффективности реализации Программы с обоснованием полученных значений. Целесообразно выделить следующие результаты, на достижение которых должна быть направлена Программа: экономия энергетических ресурсов в натуральном и стоимостном выражении, сокращение их удельного потребления; обеспечение учреждения приборами учета по всем видам ресурсов; сокращение расходов на оплату энергетических ресурсов и коммунальных услуг и проч.

Для расчета экономической эффективности мероприятий по энергосбережению можно использовать Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов, утвержденные Минэкономики Рос сии, Минфином России, Госстроем России 21.06.1999 № ВК 477.

Эффективность реализации Программы оценивается как соотношение ее результатов и затраченных на их достижение трудовых и материальных ресурсов. Она определяется по формуле:
Э = Р / З,
где Э – эффективность Программы;
Р – результаты, выраженные в денежных показателях (при оценке сравнительной эффективности допустимо использование натуральных показателей);
З – затраты на реализацию Программы с учетом всех источников финансового обеспечения.

Нормативные затраты. Нормативные затраты на коммунальные услуги включаются в объем финансового обеспечения государственного (муниципального) задания и определяются обособленно по видам энергетических ресурсов:

В формулах расчета нормативных затрат используются следующие условные обозначения:
N – нормативные затраты соответствующего ресурса;
T – тариф на соответствующий ресурс на год, руб.;
V – объем потребления соответствующего ресурса в год (Vхв, Vвод, Vгв – куб. м; Vт – Гкал; Vэ – кВт/ч).

Затраты на теплоснабжение и электроснабжение относят не только к коммунальным затратам, но и к затратам на содержание имущества, поэтому в формулах используются следующие значения: 0,5 – доля затрат на теплоснабжение в общем объеме затрат на оплату тепловой энергии; 0,9 – доля затрат на электроснабжение в общем объеме затрат на оплату электроэнергии.

При расчете нормативных затрат на коммунальные услуги должны учитываться требования обеспечения энергосбережения. Иными словами, норматив потребления ресурсов уменьшается ежегодно на 3% согласно положениям Закона № 261-ФЗ.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Вы сформировали резервы по расходам на 2017 год?

  • Да 18.31%
  • Нет 46.48%
  • Наше учреждение не формирует резервы по расходам 40.85%
Другие опросы

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль