Льготы для бережливых

1217
 Адеева С.
Директор аудиторской компании «Паритет», эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению
Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определяет комплекс мер, направленных на стимулирование учреждений к бережному обращению с энергоресурсами. Как сэкономить ресурсы, на что потратить освободившиеся средства, а также каков порядок предоставления налоговых льгот в результате реализации программы повышения энергоэффективности, читайте далее.

Курс на снижение

Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ (далее – Закон № 261-ФЗ) принят в целях обеспечения правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергоэффективности.

Правила установления объемов снижения энергоресурсов содержатся в приложении к приказу Минэкономразвития России от 24.10.2011 № 591 «О порядке определения объемов снижения потребляемых государственным (муниципальным) учреждением ресурсов в сопоставимых условиях» (далее – Порядок). К энергоресурсам относятся: вода, дизельное и иное топливо, мазут, природный газ, тепловая и электрическая энергия, уголь.

Порядок определяет:

  • алгоритм расчета объема потребляемых энергоресурсов;
  • алгоритм расчета объема снижения потребления энергоресурсов;
  • другие формулы, которые следует использовать учреждениям при проведении соответствующих расчетов.

В разделе III Порядка определена последовательность действий для приведения объемов потребления ресурсов в отчетном периоде к сопоставимым условиям. Здесь же содержатся образцы форм для предоставления информации о снижении объема потребления. Данные формы направляются учреждением главному распорядителю бюджетных средств (учредителю) для планирования бюджетных ассигнований в течение 45 календарных дней с момента завершения отчетного периода.

Согласно п. 11 Порядка, начиная с 01.01.2010, главные распорядители бюджетных средств (учредители) осуществляют планирование ассигнований бюджетным и автономным учреждениям на оказание государственных (муниципальных) услуг с учетом обязательного снижения ими объема энергоресурсов.

С 01.01.2011 перечисленные выше требования распространяются на все типы государственных (муниципальных) учреждений: казенные, бюджетные, автономные.

Запомнить

Одним из важных положений законодательства является необходимость определения перечня организаций, для которых установлена обязанность проведения энергетического обследования (энергоаудит) (ст. 16 Закона № 261-ФЗ).

На что направить экономию

Вопрос об использовании государственными (муниципальными) учреждениями средств, сэкономленных в результате осуществления мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности, был рассмотрен Правительством РФ по поручению Президента РФ от 03.11.2010 № Пр-3211.

В соответствии с п. 59 распоряжения Правительства РФ от 01.12.2009 № 1830-р возможность использования сэкономленных средств рассматривается в контексте особенностей финансового обеспечения в зависимости от типа учреждения (письмо Минфина России от 30.12.2010 № 02-03-06/5448).

Финансирование бюджетных и автономных учреждений осуществляется путем предоставления субсидии из бюджета. Объем субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания рассчитывается исходя из нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг.

Отражение результатов энергоаудита

Результаты, полученные в ходе энергетического обследования, должны быть отражены в энергетическом паспорте, который составляется с учетом требований, изложенных в п. 7 ст. 15 Закона № 261, лицом, имеющим право осуществлять такой вид услуги. Если расходы на оплату договора, предметом которого является проведение энергоаудита, осуществляет государственное (муниципальное) учреждение (ст. 16 Закон № 261-ФЗ), такие расходы отражаются по подстатье 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ (раздел V Указаний № 180н).

Методические рекомендации по расчету нормативных затрат, утвержденные приказом Минфина России № 136н, Минэкономразвития России № 526 от 29.10.2010, предусматривают также расходы на коммунальные услуги, которые рассчитываются по видам энергетических ресурсов, исходя из нормативов их потребления с учетом требований обеспечения энергоэффективности и энергосбережения.

В случае экономии средств, предусмотренных на оплату коммунальных услуг, за счет повышения энергоэффективности и энергосбережения, она может быть перераспределены в зависимости от потреб ности учреждения на иные выплаты, в т. ч. на увеличение заработной платы. При таком перераспределении денежных средств бюджетному и автономному учреждению придется уточнить показатели плана финансово-хозяйственной деятельности, который составляется и утверждается учредителем (приказ Минфина России от 28.07.2010 № 81н «О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения»).

Запомнить

Для целей применения положений ч. 1 и 2 ст. 24 Закона № 261-ФЗ государственное (муниципальное) учреждение должно обеспечить снижение в сопоставимых условиях объема потребленных им энергетических ресурсов в течение пяти лет не менее чем на 15% от объема фактически потребленного им в 2009 г. каждого энергоресурса с ежегодным снижением такого объема не менее чем на 3%.

Однако это не единственная возможность использования сэкономленных средств. Согласно ч. 17 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ не использованные в текущем финансовом году остатки субсидий, предоставленных бюджетному учреждению на выполнение государственного (муниципального) задания, остаются в его распоряжении и направляются в следующем году на те же цели.

Имеются и другие мотивирующие возможности, например, ст. 33 Закона № 261-ФЗ содержит информацию о внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ (далее – БК РФ). В частности, дополнен п. 3 ст. 72 БК РФ, согласно которому заказчики вправе заключать энергосервисные договоры, в которых цена определена как процент от стоимости сэкономленных энергетических ресурсов. Расходы на оплату таких договоров планируются и осуществляются в составе расходов на оплату соответствующих энергоресурсов (услуг на их доставку).

Программа энергосбережения

Государственная программа энергосбережения и повышения энерго- эффективности предусматривает три направления:
1 Рационализация использования топлива и энергии. На данном направлении должны решаться вопросы о снижении потерь в промышленности и сельском хозяйстве, о пересмотре подхода к строительству объектов с повышенной теплоотдачей, к производству неконкурентоспособных товаров, на которое расходуется значительное количество энергоресурсов.
2 Структурная перестройка экономики. Пересмотру будет подлежать политика в отношении темпов развития энергоемких отраслей. Наиболее энергоемкой признается продукция в топливно-энергетических отраслях и в металлургии. Энергоемкость продукции машиностроения, сферы услуг, строительства, легкой промышленности ниже в 3–10 раз в зависимости от отрасли.
3 Внедрение энергосберегающих технологий, процессов, оборудования в наиболее энергоемких отраслях.

Учитывая тот факт, что энергосберегающие технологии являются экологически чистыми, после их внедрения не потребуются дополнительные затраты, связанные с решением экологических и социальных проблем.

Российское энергетическое агентство Министерства энергетики разрабатывает методики организации энергоснабжения, в т. ч. и для бюджетных организаций, которые обязаны формировать программы энергосбережения на основании данных энергетических обследований.

Для бюджетников законодательно определены обязательные требования по:

  • ежегодному снижению объема потребления энергетических ресурсов (не менее чем на 3%);
  • организации приборного учета энергетических ресурсов (речь идет об учете воды, сетевого газа, тепла, электроэнергии);
  • обязательному проведению энергетических обследований (энергоаудит). Первый энергоаудит должен быть проведен до 31.12.2012, а впоследствии – не реже 1 раза в 5 лет;
  • обеспечению энергетической эффективности товаров и услуг при их закупках. Бюджетным и автономным учреждениям запрещены закупки товаров, которые способствуют непроизводительному расходу потребляемых энергоресурсов. Например, при закупках светильников не менее 5% от общего их числа должны быть светодиодные источники света; при установке стеклопакетов не менее 10% должны иметь стекла с низкоэмиссионным покрытием; запрещены закупки ламп накаливания;
  • наличию программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Принимаемые программы должны содержать целевые показатели и их значения, мероприятия по энергосбережению, ожидаемые результаты и экономический эффект от их проведения в натуральных показателях;
  • энергосервисным договорам, которые заключает организация (общие требования). Контракты на энергосервис должны заключаться отдельно от договоров на поставку услуг (товаров). Экономический эффект от установки приборов учета в общий расчет эко номии включаться не должен, ведь они создают лишь условия для обеспечения учета ресурсов.

Рассмотрим, какие мероприятия могут проводиться в целях реализации программы энергосбережения, например, в школах или больницах:

  • замена ламп накаливания на энергосберегающие лампы;
  • замена ламп в указателях «Выход», «Не входить», «Идет урок» и т. п. на светодиодные указатели;
  • рационализация дислокации источников света (пересмотр расположения осветительных приборов в помещениях);
  • использование сенсорных приборов в целях автоматического регулирования электроосвещения;
  • использование датчиков присутствия людей в помещениях в целях автоматического регулирования электрического освещения в складских помещениях, вспомогательных хозяйственных комнатах, коридорах и т. п.;
  • использование при отделке стен и полов покрасочных материалов с отражающим эффектом в целях эффективного использования естественного освещения;
  • использование утеплительных материалов при устройстве внешних стен и крыш зданий;
  • использование датчиков температуры для автоматического регулирования потребления теплоэнергии;
  • замена окон и дверей;
  • замена электродвигателей, бойлеров и другого оборудования на более экономичное и эффективное и др.

Программные мероприятия также в обязательном порядке должны включать обучение обслуживающего персонала учреждений с учетом возможных для конкретной ситуации способов энергосбережения, обеспечивать принятие локальных нормативных документов, предусматривающих мотивацию сотрудников в энергосбережении.

Запомнить

Несоблюдение учреждениями требования о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности влечет административную ответственность: штраф на должностных лиц составляет от 30 до 50 тыс. руб.; на юридических лиц – от 50 до 100 тыс. руб.

Налоговые льготы

Законом № 261-ФЗ внесены изменения в Налоговый кодекс РФ (далее – НК РФ) в части:

  • предоставления инвестиционного налогового кредита организацииналогоплательщику в случае проведения технического перевооружения собственного производства, направленного на повышение энергосбережения, а также осуществления учреждением инвестиций в создание объектов, имеющих наивысший класс энергоэффективности, в соответствии с перечнем, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.07.2011 № 562 (далее – Постановление № 562, ст. 34 Закона № 261-ФЗ);
  • право налогоплательщика применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 2. Оно установлено для основных средств, относящихся к объектам с высокой энергетической эффективности (Постановление № 562) или с высоким классом энергетической эффективности (ст. 36 Закона № 261-ФЗ).

В целях стимулирования модернизации производства и использования современного энергоэффективного оборудования предусмотрены основные направления налоговой политики РФ на 2013–2014 гг. Одним из таких направлений является внесение изменений в НК РФ, предусматривающих освобождение организаций от налога на имущество сроком на три года. Данная льгота применяется только к вновь вводимым объектам. Новые преференции, предусмотренные п. 21 ст. 381 НК РФ, распространяются на имущество, поставленное на учет в 2012 г. и относящееся к следующим его видам:

  • объекты с высокой энергетической эффективностью (Постановление № 562);
  • объекты с высоким классом энергетической эффективности.

Запомнить

Льгота, предусмотренная п. 21 ст. 381 НК РФ распространяется только на объекты, имеющие высокий класс энергетической эффективности.

При применении данной льготы следует руководствоваться п. 1. ст. 10 Закона № 261-ФЗ, который устанавливает требование об указании в технической документации класса энергоэффективности.

Какие-либо заявления на предоставление льготы в налоговую инспекцию подавать не нужно. Реализовать свое право на получение льготы по налогу учреждение может при подаче декларации. Согласно ст. 80 НК РФ она представляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения и налоговых льготах.

В декларации должен указываться код налоговой льготы. В рассматриваемом случае код льготы – 2010338 (Приложение № 6 к Порядку заполнения налоговой декларации по налогу на имущество организаций, утвержденному приказом ФНС от 24.11.2011 № ММВ-7-11/895 «Об утверждении форм и форматов представления в электронном виде налоговой декларации и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций и порядков их заполнения»).

Запомнить

Согласно п. 5 ст. 22 Закона № 261-ФЗ данные о совокупных затратах на оплату использованных в течение календарного года энергетических ресурсов подлежат включению в пояснительную записку к годовой бухгалтерской отчетности.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 21.15%
  • Над составлением бюджетной сметы 7.69%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 67.31%
  • Над налоговой отчетностью 25%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль