Анкета – двигатель торговли

889
 Шестакова Е.
Генеральный директор компании «Актуальный менеджмент», канд. юрид. наук
Опрос и анкетирование являются мощным инструментом для продвижения услуг на рынке, который может использоваться как для повышения качества существующих услуг, так и для введения новых, а также для анализа потребительского спроса.

Алгоритм действий

При организации опроса и анкетирования учреждению следует решить ряд важных вопросов. А именно, можно ли при их проведении обойтись своими силами, без привлечения сторонних специалистов, и в последующем – признать соответствующие затраты. По общему правилу, такие услуги относятся к маркетинговым.

Алгоритм действий при этом будет таким:
1 определяем цели и задачи опроса или анкетирования, а также масштабы мероприятия. Если опрос будет проводиться на уровне учреждения, например с целью выявления потребностей в услугах сотрудниками, то это возможно сделать собственными силами. В случае когда маркетинговые исследования планируются во всех регионах России, необходимо будет привлекать специализированную организацию. Целью подготовительного этапа служит выявление дополнительных маркетинговых инструментов, которые могут использоваться для продвижения услуг.
К таким инструментам могут относиться: анализ статистики запросов в Интернете, приобретение готовых маркетинговых исследований и иные;
2 определяем бюджет на проведение опроса или анкетирования;
3 выбираем исполнителей. Возможно, исполнителями будут собственные сотрудники учреждения или же привлеченные маркетинговые компании, выбор которых осуществляется по конкурсу. После выбора исполнителей разрабатываются и согласовываются анкеты;
4 проводим опрос или анкетирование;
5 подводим итоги, подготавливаем отчеты и анализ результатов, разрабатываем рекомендации;
6 анализируем применение рекомендаций, разработанных в результате проведения опроса или анкетирования.

Собственными силами

Если учреждение часто проводит опросы и анкетирование, то обычно их порядок осуществляется согласно соответствующим локальным актам.

В этом случае в положении о маркетинговой политике освещается порядок проведения анкетирования, обобщение информации. Опрос и анкетирование проводятся специально созданной службой, например, отделом маркетинговых исследований.

Решение о проведении маркетингового исследования может быть принято учредителем или руководителем учреждения, если это входит в его полномочия.

Распорядительным документом, на основании которого будет проводиться опрос или анкетирование, является приказ, подписанный руководителем или иным лицом, уполномоченным на подписание на основании доверенности.

Нормативный документ

Премии, выплачиваемые заказчиком исполнителю в рамках договора на оказание маркетинговых услуг, являются суммами, связанными с оплатой указанных услуг, и поэтому подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость (письмо Минфина России от 06.12.2011 № 03-07-11/336). В этой связи обязательным документом является счет-фактура, в котором выделен НДС.

В случае когда проведение анкетирования не входит в должностные обязанности сотрудников, они возлагаются приказом по личному составу, обычно с доплатой за расширение сферы обязанностей. Конечно, если такое исследование не отнимает много времени, например, после проведения семинара раздаются соответствующие анкеты для оценки качества услуг, то доплата сотруднику за анкетирование не производится.

Результат опроса или анкетирования может оформляться:

  • отчетом о проведении анкетирования;
  • отчетом о проведении маркетингового исследования;
  • приказом по учреждению о проведении конкретных мероприятий по результатам анкетирования.

Обоснованность расходов

При проведении анкетирования или опроса экономическая обоснованность расходов определяется не фактическим получением дохода, а направленностью на получение дохода. Такой вывод подтверждается судебной практикой (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 01.03.2007 № А33-10956/06-Ф02-725/07, Западно-Сибирского округа от 07.11.2006 № Ф04-7676/2006 (28479-А27-40), Волго-Вятского округа от 07.10.2010 по делу № А43-40137/2009). Вместе с тем, если заказчик не может документально подтвердить факт оказания маркетинговых услуг, то такие расходы признать нельзя (постановление ФАС Северо-Западного округа от 06.07.2009 по делу № А05-10581/2008).

Запомнить

В случае если маркетинговое исследование будут проводить работники учреждения, его план, а также смета планируемых расходов должны быть оформлены в обязательном порядке, т. к. с помощью данных документов возможно подтвердить расходы.

Привлекаем сторонних специалистов

Основной задачей при осуществлении анкетирования через специализированную фирму является выбор компании, осуществляющей маркетинговые услуги.

Если опрос и анкетирование проводится за счет бюджетных средств, то учреждение при выборе специализированной организации, проводит торги в соответствии с Федеральными законами от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

С выигравшей торги компанией заключается до говор на оказание маркетинговых услуг.

В договоре важно определить, какие именно маркетинговые исследования будут оказываться, а также порядок их проведения. Данные условия устанавливаются обычно в техническом задании, где определяются:

  • цель и задачи проведения маркетингового исследования;
  • порядок проведения опроса или анкетирования (сплошным или выборочным методом, территория, категория лиц, возраст анкетируемых);
  • согласованный перечень исследуемых вопросов;
  • этапы проведения исследования.

Результаты проведенных мероприятий оформляются актом выполненных услуг. Кроме того, оформляется отчет о проведении маркетингового исследования.

Документами, подтверждающими факт оказания маркетинговых и рекламных услуг иностранной компании, являются:

  • подписанный между исполнителем и заказчиком акт об оказании услуг;
  • выписка банка, подтверждающая поступление выручки от оказания услуг;
  • иные документы.

При приемке-передаче данных услуг необходимо оценить качество проведенного опроса или анкетирования.

Отчет должен содержать полную, достоверную информацию. Исследование может быть неэффективным, если оно проводилось не в том регионе, анкеты содержат множественные ошибки, не соответствуют возрастному цензу, предъявляемому при проведении исследования, не соблюдены требования к своевременности исследования (в анкетах содержатся старые данные).

Запомнить

Особенности оформления договоров на оказание маркетинговых услуг гражданским законодательством не установлены. Поэтому по сложившейся практике в этом случае применяются положения о договоре возмездного оказания услуг (гл. 39 Гражданского кодекса РФ).

Виды опросов и анкетирования

Опрос представляет собой социологический метод, осуществляющийся при взаимодействии между интервьюером и опрашиваемым посредством получения ответов на заранее сформулированные вопросы. Иными словами, это интервью с заранее сформулированными вопросами. Виды опросов представлены в таблице.

В последнее время все большее значение приобретает именно анкетирование. Дело в том, что анкетирование легче проводить, оно носит менее навязчивый характер, в следствие чего респонденты могут дать более правдивые ответы на вопросы. Анкетирование может быть таким:

В зависимости от выбранного вида опроса или анкетирования различаются и вопросы, которые будут задаваться для исследования оказываемых услуг. Вопросы могут подразделяться по:

  • форме (закрытые, предполагающие варианты ответа, открытые, ответ на которые формирует респондент и смешанные);
  • конструкции ответов. Могут быть дихтолические (ответ предполагает «да» или «нет»), шкалированные (предполагается возможность оценки ответа, например от 1 до 10) или поливариантные (возможность выбора нескольких вариантов ответов).

Вопросы должны быть конкретными, не расплывчатыми. Вопросы, на которые возможно дать ответ «да» или «нет», легче анализировать, обобщать результаты. Шкалированные вопросы эффективно подходят для оценки качества услуг.

Запомнить

Опрос потребителей услуг целесообразно проводить в сезон, когда продукт (услуга) максимально востребован. В несезон данные опроса будут респондентами меряться по текущему потреблению и желаниям, что не отражает реальную картину сезонного продукта. Рекомендуется разделять результаты опроса на улице, точках продажи услуг и в иных местах. Если каждому респонденту вручать подарок, то клиенты могут в дальнейшем вернуться как будущие покупатели услуг.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Часто ли к Вам приходит учредитель с проверкой и находит ошибки в учете ОС?

  • Приходит редко и не находит ошибок 100%
  • Приходит часто и находит ошибки от 1 до 5 0%
  • Приходит часто и находит ошибки свыше 5 0%
результаты

Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль